К 120-летию со дня рождения Е.А.Мравинского
4 июня 1903 на Средней Подъяческой в Петербурге в благополучной дворянской семье родился единственный сын - будущий великий дирижёр Евгений Александрович Мравинский. В 6 лет родители начали обучать его музыке, языкам, абонемент в Мариинский театр - приобщение к театру, к симфоническим концертам, потом учёба во 2-й Санкт-Петербургской гимназии. Сестра отца - солистка Императорского театра выступала под псевдонимом Мравина.
Благополучие рухнуло в одночасье в 1917 году, когда их выкинули из большой квартиры в коммуналку, отобрав всё, что там было. Отец скончался год спустя, мать, веря в высокое предназначение сына, упорно боролась с обстоятельствами, чтобы дать ему образование. Оба понимали, что "они помеха для новой власти и что в любой момент…" Цель не просто выжить, а состояться вопреки всему, при этом оставаясь собой "в том времени, которое дано" поддерживала в них выносливость. Рано пробудившийся интерес к естественным наукам - ещё учась в гимназии он составляет богатые коллекции насекомых, штудирует научные труды по энтомологии, орнитологии, ботанике - привёл на естественный факультет в Петроградский университет, откуда пришлось уйти из-за невозможности совмещать учёбу с работой статистом в Мариинском театре, затем пианистом-аккомпаниатором в хореографическом училище. Первая попытка поступить в консерваторию не удалась, подвело происхождение, в 1924 году помогла сводная сестра отца - неукротимая революционерка Александра Михайловна Коллонтай поручилась за племянника, и началась учёба в консерватории на отделениях композиции и дирижирования, с 1927-го года выбрал дирижирование. По окончании консерватории в 1931 году работал дирижёром балетных спектаклей Мариинского театра, а после блестящей победы на Первом Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве в 1938-м году был назначен главным дирижёром Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, оставаясь им до конца. Последнее выступление Мравинского со своим коллективом состоялось в Большом зале филармонии 6 марта 1987 года, а первое сразу после окончания консерватории на концерте в Саду отдыха летом 1931 года.
Самостоятельные балетные постановки в Мариинском театре заставили заговорить о молодом дирижёре и меломаны стали ходить "на Мравинского". 20 октября 1937 года Евгению Александровичу было поручено открыть новый концертный сезон в Ленинградской филармонии – честь, которой до того удостаивались только главные дирижеры оркестра. 21 ноября 1937 года премьера Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича положила начало сотрудничеству, а затем и крепкой дружбе композитора и дирижёра. Впоследствии дирижёр писал, что только молодостью можно объяснить смелость принять на себя ответственность за судьбу нового произведения, а Шостакович вспоминал, что скрупулёзность, с которой дирижёр допрашивал его о каждом такте, постепенно приучила его "серьезнее относиться к своей работе, наблюдая, как серьезно работает Мравинский. Я понял, что дирижер не должен петь подобно соловью. Талант должен прежде всего сочетаться с долгой и кропотливой работой.»
Оркестр принял нового главного дирижёра не сразу, большинство музыкантов было старше его, а опыт работы с известными дирижёрами давал повод поправлять Мравинского, ссылаясь на громкие имена. Введение дисциплины и требование готовности к каждой репетиции вызвали неприкрытое противодействие. Но были и те, кто искренне верил в дирижёра, разглядевшие за внешней сухостью музыкальную тонкость и чрезвычайную ранимость души. Требовательность к оркестру, сочетавшаяся прежде всего с требовательностью к себе, постепенно привели к взаимопониманию с оркестром и, когда в мае 1940-го состоялись гастроли оркестра в Москве, отзывы были самые восторженные.
Во время войны оркестр, с первых дней выступавший на призывных пунктах и госпиталях, был эвакуирован в Новосибирск, до того не имевший симфонического оркестра, продолжал собирать полные залы, выступая с серьёзной симфонической программой.
Поздней осенью 1943 года Мравинский выехал в Москву, чтобы с Госоркестром СССР исполнить 8-ю симфонию Шостаковича, а 5 и 6 февраля 1944 года симфония была исполнена в Новосибирске с оркестром филармонии. В начале сентября 1944-го оркестр вернулся в Ленинград, воссоединившись с теми, кто выжил в блокаде или вернулся с фронтов, взамен музыкантов, ушедших на заслуженный отдых, пришла молодёжь из музыкальных вузов страны.
Внешне карьера дирижёра выглядит безоблачной, на самом деле власть настороженно относилась к Мравинскому, уж очень он был недосягаем, аристократичен и непонятен. Его признавали и награждали, ведь мировая слава! А в то же время дёрганье, окрик сверху о выборе репертуара, запрет выезда и отмена гастролей, и даже, хотя это и представить трудно, угроза увольнения за бегство музыкантов оркестра во время заграничных гастролей.
Его порой упрекали его за повтор программ, в то же время читаем в записках Валерия Гаврилина, что на эти повторы люди ходили и ходили, ведь невозможно сыграть произведение одинаково из раза в раз. "Консервируются" лишь записи. А дирижёр с каждым исполнением глубже вникал в суть произведения, работая с партитурами, которые в дневниках называл "человеческими документами", про себя говорил, что он "посредник между автором и слушателями", добивающийся от музыкантов "полной отдачи и подготовленности".
В своих пристрастиях Мравинский был избирателен. Чайковский и Шостакович безусловно были ему особенно близки. В то же время немцы говорили, что он для них открыл Бетховена, считалось, что музыку Чайковского можно понять лишь в исполнении "оркестра Мравинского", так привыкли в мире называть руководимый им оркестр филармонии. В январе 1972 года связи с юбилеем первой советской филармонии Заслуженный коллектив республики – первым из симфонических оркестров страны – был удостоен почетного титула "академический".
Мравинский вечно сомневался в себе и часто бывал своим исполнением недоволен, не реагируя на восторженные комплименты.
4 июня, в день своего 70-летия, когда он вместе с оркестром находился на гастролях в Японии, прошедших с исключительным успехом, Мравинский был удостоен звания Героя Социалистического труда. Японцы просто боготворили его.
Почему Мравинский не уехал за границу, при его-то славе и безупречном знании языков? Предложения были сделаны самые заманчивые неоднократно. По словам вдовы Александры Михайловны Вавилиной, говорил "что не смог бы работать на Западе: там другой человеческий материал. Ведь наши люди эмоционально очень многогранны, как ни один другой народ. А кроме того, сложность, драматичность нашего времени, нашей страны таких художников, как Мравинский, не только не обедняли, а, напротив, даровали им возможность постижения трагического, без чего искусство невозможно, и Мравинский это, конечно, сознавал."
Е.А.Мравинский скончался в День Крещения Господня, 19 января 1988 года, у себя дома в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.
В газету:
4 июня 1903 в благополучной дворянской петербургской семье родился будущий великий дирижёр Евгений Александрович Мравинский. В 6 лет родители начали обучать его музыке, языкам, повели в театр и приобщили к симфоническим концертам. Учёба во 2-й Санкт-Петербургской гимназии, рано пробудившийся интерес к естественным наукам, составление коллекций насекомых, штудирование книг по энтомологии, орнитологии, ботанике. Благополучие рухнуло в одночасье в 1917 году, когда их выкинули из большой квартиры, отобрав всё, что там было, в коммуналку. Отец скончался год спустя, мать, веря в высокое предназначение сына, упорно боролась за образование единственного сына. Оба понимали, что "они помеха для новой власти и что в любой момент…" Цель не просто выжить, а состояться вопреки всему, при этом "оставаясь собой в том времени, которое дано" поддерживала в них выносливость. Сначала поступил на естественный факультет в Петроградский университет, из-за невозможности совмещать учёбу с работой статистом в Мариинском театре пришлось уйти из университета. Подрабатывал пианистом-аккомпаниатором в хореографическом училище.
Первая попытка поступить в консерваторию не удалась, подвело происхождение. В 1924-м помогла Александра Михайловна Коллонтай (сводная сестра отца) поручилась за племянника, и началась учёба в консерватории на отделениях композиции и дирижирования, с 1927-го года только дирижирование. По окончании консерватории в 1931 году работал дирижёром балетных спектаклей Мариинского театра, а после безоговорочной победы на Первом Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве в 1938-м году был назначен главным дирижёром Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, оставаясь им до конца. Последнее выступление Мравинского со своим коллективом состоялось в Большом зале филармонии 6 марта 1987 года, а первое - сразу после окончания консерватории в Саду отдыха летом 1931 года. Успешные самостоятельные балетные постановки в Мариинском театре заставили заговорить о молодом дирижёре, меломаны стали ходить "на Мравинского". 20 октября 1937 года Евгению Александровичу было поручено открыть новый концертный сезон в Ленинградской филармонии – честь, которой до того удостаивались только главные дирижеры оркестра.
21 ноября 1937 года премьера Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича положила начало сотрудничеству, а затем и крепкой дружбе композитора и дирижёра. Впоследствии Мравинский писал, что только молодостью можно объяснить смелость взяться за новое произведение, а Шостакович вспоминал, что скрупулёзность, с которой Мравинский расспрашивал о каждом такте, постепенно приучила и его «серьезнее относиться к своей работе, наблюдая, как серьезно работает Мравинский»
Оркестр принял нового главного дирижёра не сразу, большинство музыкантов было старше его, а опыт работы с известными дирижёрами давал повод поправлять Мравинского, ссылаясь на громкие имена. Введение дисциплины и требование готовности к каждой репетиции вызвали противодействие. Но были и те, кто искренне верил в дирижёра, разглядев за внешней сухостью музыкальную тонкость и ранимость души. Требовательность к оркестру одновременно с полной самоотдачей, сочетание таланта с кропотливой работой постепенно привели к взаимопониманию с оркестром и, когда в мае 1940-го состоялись гастроли оркестра в Москве, отзывы были самые восторженные.
Во время войны оркестр эвакуировали в Новосибирск, до того не имевший симфонического оркестра. Выступая с серьёзной симфонической программой оркестр продолжал собирать полные залы и там. В начале сентября 1944-го оркестр вернулся в Ленинград, существенно изменив состав музыкантов, а в Новосибирске вскоре появилась филармония и свой оркестр.
Внешне карьера дирижёра выглядит безоблачно-стремительной, на самом деле власть настороженно относилась к Мравинскому, уж очень он был недосягаем, аристократичен и непонятен. Его признавали и награждали, ведь мировая слава! А в то же время дёрганье, окрик сверху о выборе репертуара, запрет выезда и отмена гастролей, и даже, хотя это в это поверить трудно, угроза увольнения за бегство музыкантов во время заграничных гастролей.
Упрекали за повтор программ, в то же время читаем в записках Валерия Гаврилина, что на эти повторы люди ходили и ходили, ведь невозможно сыграть произведение одинаково из раза в раз. Геннадий Рождественский также отмечал "удивительную способность Евгения Александровича не терять ощущения свежести произведений при многократном повторении," и далее вспоминал, что каждый концерт Мравинского воспринимался как премьера. Тщательнейшая работа с партитурами, названными в дневниках "человеческими документами", репетиции, обязательные перед каждым концертом. Про себя писал, что он лишь "посредник между автором и слушателями", добивающийся от музыкантов "полной отдачи и подготовленности". Дирижёр вечно сомневался в себе и часто бывал своим исполнением недоволен, не реагируя на восторженные комплименты.
В своих пристрастиях Мравинский был избирателен. Чайковский и Шостакович безусловные фавориты. В то же время немцы писали, что он для них открыл Бетховена, считалось, что музыку Чайковского можно понять лишь в исполнении "оркестра Мравинского", так привыкли в мире называть руководимый им оркестр. В январе 1972 года связи с юбилеем первой советской филармонии Заслуженный коллектив республики первым из симфонических оркестров страны был удостоен почетного титула "академический". 4 июня, в день своего 70-летия, находясь вместе с оркестром на гастролях в Японии, прошедших с исключительным успехом, Мравинский был удостоен звания Героя Социалистического труда. Японцы просто боготворили его.
Почему Мравинский не уехал за границу, при его-то славе и безупречном знании языков? Предложения были сделаны самые заманчивые неоднократно. По словам вдовы Александры Михайловны Вавилиной, дирижёр говорил «что не смог бы работать на Западе: там другой человеческий материал» и продолжила: «кроме того, сложность, драматичность нашего времени, нашей страны таких художников, как Мравинский, не только не обедняли, а, напротив, даровали им возможность постижения трагического, без чего искусство невозможно, и Мравинский это, конечно, сознавал."
Е.А.Мравинский скончался в День Крещения Господня, 19 января 1988 года, у себя дома в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.