Найти тему
npoBce4to3nal

В том времени, которое дано

К 120-летию со дня рождения Е.А.Мравинского

Е.А.Мравинский во время репетиции. Фото 1970-х гг.
Е.А.Мравинский во время репетиции. Фото 1970-х гг.

4 июня 1903 на Средней Подъяческой в Петербурге в благополучной дворянской семье родился единственный сын - будущий великий дирижёр Евгений Александрович Мравинский. В 6 лет родители начали обучать его музыке, языкам, абонемент в Мариинский театр - приобщение к театру, к симфоническим концертам, потом учёба во 2-й Санкт-Петербургской гимназии. Сестра отца - солистка Императорского театра выступала под псевдонимом Мравина.

Благополучие рухнуло в одночасье в 1917 году, когда их выкинули из большой квартиры в коммуналку, отобрав всё, что там было. Отец скончался год спустя, мать, веря в высокое предназначение сына, упорно боролась с обстоятельствами, чтобы дать ему образование. Оба понимали, что "они помеха для новой власти и что в любой момент…" Цель не просто выжить, а состояться вопреки всему, при этом оставаясь собой "в том времени, которое дано" поддерживала в них выносливость. Рано пробудившийся интерес к естественным наукам - ещё учась в гимназии он составляет богатые коллекции насекомых, штудирует научные труды по энтомологии, орнитологии, ботанике - привёл на естественный факультет в Петроградский университет, откуда пришлось уйти из-за невозможности совмещать учёбу с работой статистом в Мариинском театре, затем пианистом-аккомпаниатором в хореографическом училище. Первая попытка поступить в консерваторию не удалась, подвело происхождение, в 1924 году помогла сводная сестра отца - неукротимая революционерка Александра Михайловна Коллонтай поручилась за племянника, и началась учёба в консерватории на отделениях композиции и дирижирования, с 1927-го года выбрал дирижирование. По окончании консерватории в 1931 году работал дирижёром балетных спектаклей Мариинского театра, а после блестящей победы на Первом Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве в 1938-м году был назначен главным дирижёром Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, оставаясь им до конца. Последнее выступление Мравинского со своим коллективом состоялось в Большом зале филармонии 6 марта 1987 года, а первое сразу после окончания консерватории на концерте в Саду отдыха летом 1931 года.

Самостоятельные балетные постановки в Мариинском театре заставили заговорить о молодом дирижёре и меломаны стали ходить "на Мравинского". 20 октября 1937 года Евгению Александровичу было поручено открыть новый концертный сезон в Ленинградской филармонии – честь, которой до того удостаивались только главные дирижеры оркестра. 21 ноября 1937 года премьера Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича положила начало сотрудничеству, а затем и крепкой дружбе композитора и дирижёра. Впоследствии дирижёр писал, что только молодостью можно объяснить смелость принять на себя ответственность за судьбу нового произведения, а Шостакович вспоминал, что скрупулёзность, с которой дирижёр допрашивал его о каждом такте, постепенно приучила его "серьезнее относиться к своей работе, наблюдая, как серьезно работает Мравинский. Я понял, что дирижер не должен петь подобно соловью. Талант должен прежде всего сочетаться с долгой и кропотливой работой.»

Е.А.Мравинский и Д.Д.Шостакович. 1937 г.
Е.А.Мравинский и Д.Д.Шостакович. 1937 г.

Оркестр принял нового главного дирижёра не сразу, большинство музыкантов было старше его, а опыт работы с известными дирижёрами давал повод поправлять Мравинского, ссылаясь на громкие имена. Введение дисциплины и требование готовности к каждой репетиции вызвали неприкрытое противодействие. Но были и те, кто искренне верил в дирижёра, разглядевшие за внешней сухостью музыкальную тонкость и чрезвычайную ранимость души. Требовательность к оркестру, сочетавшаяся прежде всего с требовательностью к себе, постепенно привели к взаимопониманию с оркестром и, когда в мае 1940-го состоялись гастроли оркестра в Москве, отзывы были самые восторженные.

Во время войны оркестр, с первых дней выступавший на призывных пунктах и госпиталях, был эвакуирован в Новосибирск, до того не имевший симфонического оркестра, продолжал собирать полные залы, выступая с серьёзной симфонической программой.

Поздней осенью 1943 года Мравинский выехал в Москву, чтобы с Госоркестром СССР исполнить 8-ю симфонию Шостаковича, а 5 и 6 февраля 1944 года симфония была исполнена в Новосибирске с оркестром филармонии. В начале сентября 1944-го оркестр вернулся в Ленинград, воссоединившись с теми, кто выжил в блокаде или вернулся с фронтов, взамен музыкантов, ушедших на заслуженный отдых, пришла молодёжь из музыкальных вузов страны.

Заслуженный коллектив академический симфонический оркестр филармонии
Заслуженный коллектив академический симфонический оркестр филармонии

Внешне карьера дирижёра выглядит безоблачной, на самом деле власть настороженно относилась к Мравинскому, уж очень он был недосягаем, аристократичен и непонятен. Его признавали и награждали, ведь мировая слава! А в то же время дёрганье, окрик сверху о выборе репертуара, запрет выезда и отмена гастролей, и даже, хотя это и представить трудно, угроза увольнения за бегство музыкантов оркестра во время заграничных гастролей.

Его порой упрекали его за повтор программ, в то же время читаем в записках Валерия Гаврилина, что на эти повторы люди ходили и ходили, ведь невозможно сыграть произведение одинаково из раза в раз. "Консервируются" лишь записи. А дирижёр с каждым исполнением глубже вникал в суть произведения, работая с партитурами, которые в дневниках называл "человеческими документами", про себя говорил, что он "посредник между автором и слушателями", добивающийся от музыкантов "полной отдачи и подготовленности".

Фото из архив филармонии
Фото из архив филармонии

В своих пристрастиях Мравинский был избирателен. Чайковский и Шостакович безусловно были ему особенно близки. В то же время немцы говорили, что он для них открыл Бетховена, считалось, что музыку Чайковского можно понять лишь в исполнении "оркестра Мравинского", так привыкли в мире называть руководимый им оркестр филармонии. В январе 1972 года связи с юбилеем первой советской филармонии Заслуженный коллектив республики – первым из симфонических оркестров страны – был удостоен почетного титула "академический".

Мравинский вечно сомневался в себе и часто бывал своим исполнением недоволен, не реагируя на восторженные комплименты.

4 июня, в день своего 70-летия, когда он вместе с оркестром находился на гастролях в Японии, прошедших с исключительным успехом, Мравинский был удостоен звания Героя Социалистического труда. Японцы просто боготворили его.

Почему Мравинский не уехал за границу, при его-то славе и безупречном знании языков? Предложения были сделаны самые заманчивые неоднократно. По словам вдовы Александры Михайловны Вавилиной, говорил "что не смог бы работать на Западе: там другой человеческий материал. Ведь наши люди эмоционально очень многогранны, как ни один другой народ. А кроме того, сложность, драматичность нашего времени, нашей страны таких художников, как Мравинский, не только не обедняли, а, напротив, даровали им возможность постижения трагического, без чего искусство невозможно, и Мравинский это, конечно, сознавал."

Е.А.Мравинский скончался в День Крещения Господня, 19 января 1988 года, у себя дома в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

В газету:

4 июня 1903 в благополучной дворянской петербургской семье родился будущий великий дирижёр Евгений Александрович Мравинский. В 6 лет родители начали обучать его музыке, языкам, повели в театр и приобщили к симфоническим концертам. Учёба во 2-й Санкт-Петербургской гимназии, рано пробудившийся интерес к естественным наукам, составление коллекций насекомых, штудирование книг по энтомологии, орнитологии, ботанике. Благополучие рухнуло в одночасье в 1917 году, когда их выкинули из большой квартиры, отобрав всё, что там было, в коммуналку. Отец скончался год спустя, мать, веря в высокое предназначение сына, упорно боролась за образование единственного сына. Оба понимали, что "они помеха для новой власти и что в любой момент…" Цель не просто выжить, а состояться вопреки всему, при этом "оставаясь собой в том времени, которое дано" поддерживала в них выносливость. Сначала поступил на естественный факультет в Петроградский университет, из-за невозможности совмещать учёбу с работой статистом в Мариинском театре пришлось уйти из университета. Подрабатывал пианистом-аккомпаниатором в хореографическом училище.

Первая попытка поступить в консерваторию не удалась, подвело происхождение. В 1924-м помогла Александра Михайловна Коллонтай (сводная сестра отца) поручилась за племянника, и началась учёба в консерватории на отделениях композиции и дирижирования, с 1927-го года только дирижирование. По окончании консерватории в 1931 году работал дирижёром балетных спектаклей Мариинского театра, а после безоговорочной победы на Первом Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве в 1938-м году был назначен главным дирижёром Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, оставаясь им до конца. Последнее выступление Мравинского со своим коллективом состоялось в Большом зале филармонии 6 марта 1987 года, а первое - сразу после окончания консерватории в Саду отдыха летом 1931 года. Успешные самостоятельные балетные постановки в Мариинском театре заставили заговорить о молодом дирижёре, меломаны стали ходить "на Мравинского". 20 октября 1937 года Евгению Александровичу было поручено открыть новый концертный сезон в Ленинградской филармонии – честь, которой до того удостаивались только главные дирижеры оркестра.

21 ноября 1937 года премьера Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича положила начало сотрудничеству, а затем и крепкой дружбе композитора и дирижёра. Впоследствии Мравинский писал, что только молодостью можно объяснить смелость взяться за новое произведение, а Шостакович вспоминал, что скрупулёзность, с которой Мравинский расспрашивал о каждом такте, постепенно приучила и его «серьезнее относиться к своей работе, наблюдая, как серьезно работает Мравинский»

Оркестр принял нового главного дирижёра не сразу, большинство музыкантов было старше его, а опыт работы с известными дирижёрами давал повод поправлять Мравинского, ссылаясь на громкие имена. Введение дисциплины и требование готовности к каждой репетиции вызвали противодействие. Но были и те, кто искренне верил в дирижёра, разглядев за внешней сухостью музыкальную тонкость и ранимость души. Требовательность к оркестру одновременно с полной самоотдачей, сочетание таланта с кропотливой работой постепенно привели к взаимопониманию с оркестром и, когда в мае 1940-го состоялись гастроли оркестра в Москве, отзывы были самые восторженные.

Во время войны оркестр эвакуировали в Новосибирск, до того не имевший симфонического оркестра. Выступая с серьёзной симфонической программой оркестр продолжал собирать полные залы и там. В начале сентября 1944-го оркестр вернулся в Ленинград, существенно изменив состав музыкантов, а в Новосибирске вскоре появилась филармония и свой оркестр.

Внешне карьера дирижёра выглядит безоблачно-стремительной, на самом деле власть настороженно относилась к Мравинскому, уж очень он был недосягаем, аристократичен и непонятен. Его признавали и награждали, ведь мировая слава! А в то же время дёрганье, окрик сверху о выборе репертуара, запрет выезда и отмена гастролей, и даже, хотя это в это поверить трудно, угроза увольнения за бегство музыкантов во время заграничных гастролей.

Упрекали за повтор программ, в то же время читаем в записках Валерия Гаврилина, что на эти повторы люди ходили и ходили, ведь невозможно сыграть произведение одинаково из раза в раз. Геннадий Рождественский также отмечал "удивительную способность Евгения Александровича не терять ощущения свежести произведений при многократном повторении," и далее вспоминал, что каждый концерт Мравинского воспринимался как премьера. Тщательнейшая работа с партитурами, названными в дневниках "человеческими документами", репетиции, обязательные перед каждым концертом. Про себя писал, что он лишь "посредник между автором и слушателями", добивающийся от музыкантов "полной отдачи и подготовленности". Дирижёр вечно сомневался в себе и часто бывал своим исполнением недоволен, не реагируя на восторженные комплименты.

В своих пристрастиях Мравинский был избирателен. Чайковский и Шостакович безусловные фавориты. В то же время немцы писали, что он для них открыл Бетховена, считалось, что музыку Чайковского можно понять лишь в исполнении "оркестра Мравинского", так привыкли в мире называть руководимый им оркестр. В январе 1972 года связи с юбилеем первой советской филармонии Заслуженный коллектив республики первым из симфонических оркестров страны был удостоен почетного титула "академический". 4 июня, в день своего 70-летия, находясь вместе с оркестром на гастролях в Японии, прошедших с исключительным успехом, Мравинский был удостоен звания Героя Социалистического труда. Японцы просто боготворили его.

Почему Мравинский не уехал за границу, при его-то славе и безупречном знании языков? Предложения были сделаны самые заманчивые неоднократно. По словам вдовы Александры Михайловны Вавилиной, дирижёр говорил «что не смог бы работать на Западе: там другой человеческий материал» и продолжила: «кроме того, сложность, драматичность нашего времени, нашей страны таких художников, как Мравинский, не только не обедняли, а, напротив, даровали им возможность постижения трагического, без чего искусство невозможно, и Мравинский это, конечно, сознавал."

Е.А.Мравинский скончался в День Крещения Господня, 19 января 1988 года, у себя дома в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.