Легендарный ученый, который смог разгадать тайну письменности народа майя, не выезжая из страны и даже не выходя из кабинета. Советская и мировая легенда лингвистики и этнографии. Скромный человек, проживший жизнь, наполненную выдающимися достижениями.
Наиболее известной и самый старой работой по теме письменности майя была рукопись второго епископа Юкатана (современная Мексика) Диего де Ланда — «Сообщения о делах в Юкатане», 1566 год. Там Де Ланда приводит азбуку майя и указывает, что, по его мнению, письменность майя носит фонетический характер и связана со звучанием, то есть — представлена в виде букв или слов. В 1862 году эту рукопись обнаружил в Мадриде известный майянист Шарль Этьен Брассёр де Бурбур, который опубликовал его с собственным переводом на французский.
Следующим авторитетным исследователем письменности майя стал Эрик Томпсон (1898–1975) — английский археолог и эпиграфист, один из ведущих специалистов по цивилизации майя в первой половине XX века. Он раскритиковал идеи де Ланда и пришел к выводу, что иероглифы майя — это абстрактные понятия, то есть категорически отверг мысль о том, что они представляют собой слова или буквы. Для Томпсона письменность майя состояла из картинок и символов, идей и абстракций. Такой взгляд на проблему в общем-то делал дальнейшее изучение письменности майя невозможным и бессмысленным. А из-за мирового авторитета ученого попыток освоить иероглифику становилось все меньше и меньше.
В 1945 году советский лингвист-старшекурсник Юрий Кнорозов прочитал статью немецкого ученого Пауля Шелльхаса под названием «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема» и принял вызов:
«Как это неразрешимая проблема? То, что создано одним человеческим умом не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения, неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки!», — так прокомментировал статью Юрий и решительно погрузился в проблему, не обращая внимания на авторитетные мнения. Тщательно изучив имеющиеся у него письменные источники он пришел к выводу, что прав был именно де Ланда и письменность майя — это фонетическое письмо, в котором каждый графический символ связан со звучанием. В своей диссертации он доказал это неоспоримо, предоставив ключи к расшифровкам текстов древних майя, а к 1975 году перевел все существующие тексты майя в полном объеме.
Биография и жизненный путь
Детство и воспитание
Юрий, владелец редкой фамилии, происходил из рода русских интеллигентов. Он стал пятым и последним ребенком в семье Валентина Кнорозова и Александры Макаровой, которые на момент его рождения (1922 г.) проживали в Харькове.
Родители еще до женитьбы решили, что будут воспитывать детей «по Бехтерову». Например, они старались определить склонности и таланты детей с младенчества, развивали у них амбидекстрию (способность одинаково хорошо владеть правой и левой руками) и аналитическое мышление. Такой подход был эффективным — все пятеро детей стали выдающимися учеными. Однако, сосредоточившись на интеллектуальном развитии детей, родители несколько упускали эмоциональную часть, проявляли мало тепла, доброты, сердечного участия. В результате у всех детей, включая Юрия, сформировался достаточно скрытный замкнутый характер, порой окружающим они казались угрюмыми и «неколлективными людьми» (на эту манеру держаться отстраненно и ее связь с детским воспитанием указывали в последующих интервью племенники и ученица Кнорозова Г. Г. Ершова, впоследствии ставшая руководителем учебно-научного Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова). При этом близкие люди знали его как необычайно доброго и мягкого человека, а дети всегда просто обожали — причем не только собственные, но и просто юные посетители музея, где работал Юрий Кнорозов.
В пятилетнем возрасте Юрий, играя, получил сильный удар по голове после чего на некоторое время потерял зрение. Уже во взрослой жизни Кнорозов неоднократно вспоминал о том эпизоде, считая, что именно он стал «спусковым крючком» его выдающихся способностей.
Первое знакомство с иероглификой
В школе Юрий учился на «отлично». Исключение составляли только украинский язык и литература. После окончания школы юноша намеревался стать психиатром. Однако в 1939 году большинство медицинских университетов готовили только военных врачей. Альтернативой Кнорозов выбрал исторический факультет Харьковского университета. Именно там берет начало его увлеченность загадками письменности — благодаря лекциям профессора психологии Платонова Кнорозов увлекся шаманскими практиками, египетским языком и иероглификой. Впрочем, его изначальный интерес к шаманизму связан был с некоторыми собственными паранормальными способностями, в которых Кнорозов хотел разобраться — так, родственники отмечали, что он владел гипнозом и мог лечить головную боль наложением рук.
Военные годы
Когда началась война, Юрий успел закончить только два курса. Он получил статус «нестроевого», но был отправлен в составе строительного отряда под Чернигов, где попал в «котел». Чудом выбравшись, Юрий нашел семью под Харьковом. Оказалось, что их прежний дом оккупировали, и ему вместе с родными пришлось жить в сарае. В этот период Юрий узнает, что его девушка, с которой он встречался до войны, была убита.
Изучение Мексики в МГУ. Сенсационная Диссертация
После тяжелого периода скитаний, Юрий приезжает в Москву и не без сложностей поступает сразу на 3-й курс истфака МГУ. Совсем скоро перед начинающим ученым встает вопрос аспирантуры. Он был намерен продолжать изучать Мексику, но тот факт, что он в 1941—1943 гг. находился на оккупированной фашистами территории, не позволил ему получить место в аспирантуре ни в 1948 г. (сразу после окончания университета), ни при повторной попытке — в 1950 г.
Несмотря на то, что ученого не взяли в аспирантуру, он активно работал над диссертацией по расшифровке письменности майя. Его научный покровитель — профессор С. А. Токарев — был уверен, что работа Кнорозова — ключ к чтению древних письмен:
«Эта работа, когда она будет доведена до конца, составит славу советской науки и подтвердит наглядным образом её превосходство над зарубежной буржуазной наукой даже в такой области как изучение древнеамериканской письменности, над которой десятилетиями работают лучшие американские специалисты»
(С. А. Токарев)
Об увлеченности Юрия наукой и главной загадкой всей его жизни — письменностью майя, свидетельствует воспоминание его соседа по общежитию:
«Со мной в комнате, между прочим, жил Юра Кнорозов. Он всё отдавал науке, всё. Получал стипендию и немедленно покупал книги, а потом у всех одалживал на еду. Питался водой и хлебом. Занимался расшифровкой письменности майя. Это ему удалось, и он стал всемирно известным учёным.»
(Севьян Вайштейн, советский этнограф, археолог, востоковед-тюрколог).
Только в 1955 году Кнорозова допустили, как соискателя, к защите кандидатской диссертации. В ходе защиты Юрий, продемонстрировавший свои ключи к разгадке «нечитаемой» письменности майя, показал настолько блестящие результаты, что комиссией было принято решение присудить ученому сразу докторскую степень, минуя степень кандидата. При этом защита длилась всего три минуты.
Выводы Юрия и его доклад стали настоящей сенсацией как в масштабах Советского Союза, так и в мировом масштабе. Впоследствии разработанный Кнорозовым метод дешифровки получил название «метода позиционной статистики» и использовался еще многократно для прочтения других древних текстов — например, так прочли письмена острова Пасхи, монгольские и некоторое протоиндийские тексты. Все эти дешифровки были выполнены учениками Кнорозова под его руководством.
Международное и Всесоюзное признание
В 1956 г. Юрий Кнорозов был включен в состав советской делегации на XXXII Международном конгрессе американистов в Копенгагене, куда съехались 328 ученых из 34 стран. Доклад советского ученого вызвал оживленные споры, протесты и нелепые обвинения «нарушении научной этики» со стороны оппонентов. Как бы то ни было доклад Кнорозова на английском языке был опубликован не только в сборнике работ конгресса, но и «Журнале Общества американистов», то есть получил широчайшую огласку.
В 1975 г. Юрий Валентинович опубликовал полный перевод имеющихся рукописей майя. За эту работу он был награжден Государственной премией СССР.
Семья и любимая кошка
В 1952 году Юрий Валентинович женился на Валентине Михайловне Самковой — филологе-русисте. У них родилась одна дочь — Екатерина, которая также посвятила себя лингвистике.
Выдающийся ученый был необычайно привязан к своей кошке Асе (Аспид). Это любовь доходила до такой степени, что он признавал ее своим соавтором. Редакторы из раза в раз вычеркивали кошачью кличку из перечня причастных к написанию научных работ.
«Соавторство» впрочем не лишено определенного смысла — именно наблюдение за общением Аси с ее котенком («сигнал» — «ответ») натолкнуло ученого на интересные мысли по поводу работы человеческого мозга. Кстати, изначально он хотел заниматься именно этими вопросами — поэтому и намеревался получить образование в сфере психиатрии. А теме работы мозга он все же посвятил отдельное исследование «К вопросам о классификации сигнализации» (статья была опубликована по знакомству в не совсем подходящем теме журнале «Вопросы африканистики»).
Как ученый расшифровал иероглифы индейцев майя
Главным источником, от которого отталкивался Юрий Валентинович в своих исследованиях, стала та сама рукопись епископа Диего де Ланда XVI века, где была зафиксирована азбука майя из 29 знаков (точнее - запись испанской азбуки майянскими иероглифами), отринутая майянистом Эриком Томпсоном. Юрий перевел текст де Ланда со старо-испанского и понял, что именно эти 29 знаков и станут ключом к разгадке тайны древнего языка.
Кстати сам вопрос того как к Юрию попал текст Диего де Ланда стал предметом споров и оброс огромным количеством легенд. Бытовало мнение, что Юрий сам в составе Красной Армии дошел до Берлина, где из охваченной огнем библиотеки спас два текста «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланда и «Кодексы майя» братьев Вильякорта. Сам ученый называл эту версию полным бредом и говорил, что книги передали ему другие советские офицеры. Впрочем, не ясно почему они вообще решили взять эти книги, как они определили их историческую ценность и почему переданы они были именно Кнорозову — на тот момент совершенно неизвестному.
Как бы то ни было, Юрий Кнорозов, обладавший выдающимися аналитическими способностями, разработал собственный метод дешифровки древних текстов, получивший название «позиционная статистика». Его суть в том, что перед тем, как начать дешифровку нужно определить, к какому типу письма принадлежит текст:
- фонетический (знак = звук; русский и все европейские языки)
- слоговый (знак = слог; древнеиндийское письмо)
- образный (знак = слово/корневая основа/образ; китайские и прочие иероглифические языки)
У каждого типа письменности разное количество неповторяющихся самостоятельных элементов. В фонетических азбуках их порядка 30–40, в слоговых около 300–350, а в иероглифических языках для полноценного чтения и понимания текстов нужно знать как минимум 5 000 знаков с точным значением. Чтобы определить тип письма, необходимо иметь единый связанный текст, не менее 5000 знаков длиной.
Подобные майянские тексты, к счастью, сохранились в иероглифических рукописях майя (Парижская, Мадридская и Дрезденская), которые Юрий Кнорозов и использовал для дешифровки. Он обнаружил, что во всех текстах майя встречается лишь 355 самостоятельных знаков, следовательно, данную письменность следует считать слоговой. Затем, он выделил наиболее часто встречающиеся знаки — т. е. служебные слова (предлоги, союзы, частицы), с помощью азбуки де Ланда установил фонетическое чтение некоторых слогов, а далее — получил структуру текста. А это означало, во-первых, прорыв и открытие, и, во-вторых, полную дешифровку.
Кстати, тут стоит подробнее сказать о том, что собой представляла сама азбука де Ланда. Де Ланда вовсе не стремился сохранить наследие майянской культуры и даже более того - сжег большинство существовавших книг майя. Приведенная азбука была создана непосредственно им же для ускорения христианизация майя: при помощи грамотных индейцев он составил так называемый «алфавит майя», где каждой испанской букве в соответствие были поставлены некоторые иероглифы майя. При записи возникла некоторая путаница связанная с тем, что в ряде случаев майянские писцы записывали не «звук» испанской буквы, а ее «название». В итоге получилась довольно сложная конструкция, которую никто до Юрия Кнорозова не мог разобрать, потому что никому не приходила мысль о том, что данное письмо является слоговым. А прочитать ее по принципу фонетической не представлялось возможным, как и по принципу иероглифической.
Юрий Валентинович доказал, что письменность майя подвергается наращиванию символов, а значит — расшифровке и чтению. Доклад Кнорозова на защите был настолько хорош, что у Эрика Томпсона (ведущий майянист — сторонник иероглифической версии), когда он услышал о результатах исследования, поднялось давление. Ученый настаивал, что Кнорозов неправ и это не иероглифическое письмо и продолжал вести свою «борьбу» против теории Кнорозова на протяжении всей своей жизни. Однако к тому времени весь мир уже признал авторитет Кнорозова и неоспоримость его выводов.
Интересно, что Эрик Томпсон в 1957 году отправил послание известному археологу-майянисту Майклу Ко с просьбой в далеком 2000 году рассудить, кто оказался прав в их споре с Юрием Кнорозовым. В 2000-м Ко сказал:
«Томпсон был не прав. Прав оказался Кнорозов и теперь мы все, занимающиеся майя являемся кнорозовистами».
Опровергнутые мифы о цивилизации майя
Сумев расшифровать тексты древних индейцев, Юрий Кнорозов одновременно развенчал и множество мифов, связанных с их цивилизацией, а также выдвинул свои объяснения касательно причины ее гибели.
Так Кнорозов считал, что все цивилизации гибнут при утрате культурной традиции, когда они достигают расцвета, замедляются и перестают развиваться. Так произошло и с цивилизацией майя, которая незадолго до своего заката была величайшей на континенте, а затем (X в.) — замедление, остановка… изменение климата… нарушение социальной организации, нападения диких племен... прерывание линий наследования (по крови)… утрата письменности, календаря… исчезновение городов… переход на более низкий уровень хозяйствования (простое земледелие, охота)… И, наконец — появление испанцев, которые не встретив достойного отпора, легко завоевали земли, оставшиеся фактически без хозяев еще до их приезда в Америку.
Юрий Кнорозов опроверг широко растиражированный миф о многочисленных кровавых и зверских жертвоприношениях религии майя. В действительности в этом плане майя ничем не отличались от других древних цивилизаций — то есть это ни в коей мере не было «нормальным повседневным» обрядом и если и практиковалось, то в самый крайних случаях при наступлении из ряда вон выходящих драматических событиях (испепеляющая засуха, вторжение сильного врага и проч.) По текстам видно, что со временем человеческие жертвы и вовсе заменяются «символическими жертвами» — т. е. животными, или частями тела (например, ухо). Суть обряда — получить хотя бы каплю «жертвенной крови». А вот племена более низкого уровня развития, нападавшие на майя с севера, не понимали смысла обряда и слепо копировали его — именно у них и практиковались массовые «религиозные» (в кавычках!) человеческие казни.
Еще один обросший мифами «артефакт» — это календарь майя, который, якобы должен был закончиться в 2012 году, что в определенных кругах породило целый психоз ожидания конца света. В действительность календарь майя — это бесконечное движение по кругу. Древние астрономы подсчитали, что примерно каждые 2000 лет Солнце «переходит» в новое зодиакальное созвездие (то есть в день весеннего равноденствия его восход на небе совпадает с другим небесным знаком). Если 2000 лет назад это были, к примеру, Рыбы, то потом — Водолей, еще через 2000 лет Солнце сместиться в Козерог и так далее. Нетрудно подсчитать, что полный оборот солнца по зодиакальному кругу осуществляется в течение 24 000 лет. Одна из подобных «круглых дат» перехода как раз совпала с 2012 годом.
Выдающийся лингвист за границей
Долгое время Юрию Валентиновичу не разрешали выезд за границу. В 1990 в возрасте 68 лет он совершил свое первое с 1956 г. (копенгагенский Конгресс) заграничное путешествие. На этот раз — в Гватемалу, по личному приглашению Президента страны, переданному по линии МИДа. Наконец он смог увидеть свои глазами то, о чем так много писал и исследованию чего посвятил всю свою жизнь. В этой стране Юрий провел около двух месяцев. За это время ученый посетил все достопримечательности страны и получил Большую Золотую президентскую медаль за достижения в изучении гватемальской культуры. На земле майя ученый смог подняться на вершину пирамиды Большого Ягуара в Тикале.
Затем — уже в Мексике — он побывал и во всех других знаковых местах связанных с культурой майя: в Паленке, Бонампаке, Йашчилане, Чичен-Ице, Ла-Венте, Монте-Альбане, Теотиуакане, Шочикалько.
В 1995 году Кнорозову был вручен серебряный Орден Ацтекского Орла в посольстве Мексики в Москве. Эта награда выдается иностранцам, которые сделали значительный вклад в историю Мексики. Когда Кнорозов получал Орден, он сказал по-испански: «Сердцем я навсегда мексиканец».
Памятник ученому
Первый памятник гениальному ученому был открыт в Мексике в г. Канкуне в 2012 году.
Затем в 2018 году в Мексике (г. Мерида) был открыт еще один памятник — непосредственно у входа в конгресс-центр Siglo XXI, рядом с Большим музеем Майя, что крайне символично. На нем он изображен вместе со совей знаменитой кошкой Аспид, которую держит на руках.
*************************
Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями
О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?
Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":
Пронзительные картины парализованного советского художника на тему космоса потрясли весь Союз и мир
Удивительные факты о Транссибе, которые должен знать каждый
Российская экспозиция на Всемирной выставке в Париже – грандиозный фурор 1900 года
***************************
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень помогает его развитию!