«ГАЗель» — имя собственное. А не цифро-буквенный индекс. Впервые такой чести удостоился горьковский грузовик, а не представительский седан. И уже через несколько лет «ГАЗель» стало именем нарицательным, объединив собой весь класс лёгких коммерческих фургонов на всём постсоветском пространстве.
Однако путь от проекта до культовой модели был не близким. Лёгкий грузовик на ГАЗе начали разрабатывать ещё в СССР в 1988 году. И чудом огромный пласт работ был проделан ещё до развала Советского Союза. В 1991 году на заводе уже построили первый опытный образец будущей «ГАЗели».
Это был автомобиль, созданный на знакомых узлах и агрегатах от «Волги». Этакий легковой авто в грузовом исполнении.
Затем последовал распад страны и…, открытие огромного рынка сбыта коммерческих грузовиков в новом капиталистическом мире.
В общем, тормозить разработку было никак нельзя. Уловив большой потенциал в новинке, с 1991 по 1994 год бортовую «ГАЗель» активно испытывали и доводили до ума. Один из таких проектных образцов 1992 года выпуска сейчас находится в музее ГАЗ в Нижнем Новгороде. Это один из первых предсерийных автомобилей.
Серийный же выпуск бортовой «ГАЗели» получивший индекс ГАЗ-3302 стартовал 20 июля 1994 года. Эта была ещё сырая, но такая нужная малому бизнесу новой страны машина. Коммерсанты скупали «ГАЗели» несмотря на её недостатки, дорабатывая её на месте.
В целом, перегревы и недостаток мощности были привычным делом для ранних «ГАЗелей». Изначально под капотом новинки прописался простенький восьмиклапанный двигатель ЗМЗ-402. При объёме 2,4 литра, он выдавал всего 100 л.с. чего хватало газовским «Волгам», но было маловато для бортового грузовика грузоподъёмностью 1,5 тонны.
5-ступенчатая МКПП, задние барабанные тормоза и рессорная подвеска тоже не располагали к агрессивному вождению. Неудивительно, что разгон от 0 до 100 занимал у «ГАЗели» очень много, а максимальная скорость только чуть-чуть переваливала за эту сотню. Но «ГАЗель» покупали. И покупали не ради скорости.
После ошеломительного успеха бортового грузовичка. В 1995 году в серию поехал и цельнометаллический фургон ГАЗ-2705. Благо, рамная конструкция авто изначально предполагала возможность установки разнообразных надстроек всего того, что находится над этой самой рамой.
А дальше, модельный ряд только расширялся. Легендарные маршрутки ГАЗ-3221 появились уже в 1996, компактный «Соболь» начал сходить с конвейера в 98-ом. Полноприводные «ГАЗели» поехали в 99-ом.
Так «ГАЗели» заняли половину всего рынка лёгких коммерческих фургонов и грузовых авто уже к началу 00-х годов. Предлагая почти одну и ту же рамную конструкцию с огромным количеством разнообразных кузовов, эти машины годились под любые задачи.
Спасибо, что дочитали эту статью. Обязательно пишите, был ли у вас опыт общения с «ГАЗелью» и не забудьте подписаться на канал.