Найти в Дзене

Исследование потребностей клиентов

Не так давно в статье про анализ целевой аудитории я упоминала такой метод, как CustDev.

Предлагаю подробнее разобрать что это такое.

Итак, CustDev (Custemer Development) - это исследование потребностей клиента с помощью проведения «глубинных» интервью.Подобные исследования проводятся, чтобы протестировать идею или понять насколько будет востребован новый продукт.

Фото из архива автора
Фото из архива автора

CustDev нужно уметь проводить. Вы должны понимать, что это за инструмент и как он вам поможет в исследовании целевой аудитории. Вы можете думать, что рынку нужен один продукт и строить бизнес на догадка или напрямую спросить у аудитории.

CustDev поможет вам:

  • составить портрет клиента;
  • выявить потребности аудитории;
  • адаптировать существующий продукт под запросы рынка;
  • создать новый продукт, за который люди готовы платить.

Благодаря исследованию вы точно поймёте действительно ли у клиентов такая боль и им нужнен этот продукт. Поймёте, как ваш продукт поможет закрыть эту боль. И выясните, готовы ли клиенты платить за продукт.

Глубинное интервью можно проводить в разных форматах:

  • анкетирование
  • обзвон
  • индивидуальная встреча

Считаю, что интервью в формате персональной встречи самое продуктивное. Главное - хорошо подготовиться к встрече и чётко понимать какие вопросы будете задавать людям. Почему мне больше всего нравится этот формат? Потому что есть договорённость с конкретным человеком на выбранную дату и время. Для интервьюера встреча будет запланированной и он с удовольствием ответит на все вопросы.

Анкетирование больше подходит для ваших лояльных клиентов, которые давно с вами знакомы и готовы заполнять разнообразные анкеты. Для того, чтобы у клиентов был стимул отвечать на вопросы в анкетах, можно подарить какой-то подарок за участие в исследовании.

Обзвон мне не нравится, потому что приходится звонить людям без предупреждения и не все соглашаются общаться. Даже, если речь идёт о ваших лояльных клиентах. 

Исследование CustDev состоит из следующих этапов:

  • Формирование гипотезы. 

Например, вы придумали какую-то услугу и не до конца понимаете насколько она будет востребована.

Значит нужно провести исследование и выяснить, чего не хватает людям.

  • Выбор сегмента.

Когда вы придумываете новую услугу, то разрабатываете её для какого-то определённого сегмента. А это значит, что участниками интервью должны быть люди из нужного вам сегмента.

  • Подготовить список вопросов для интервью. 

Благодаря правильно заданным вопросам вы сможете выявить боль клиентов и понять их потребность. В зависимости от вашего продукта будет варьироваться перечень вопросов.

Например, решение каких проблем по маркетинг и продажам (любая другая ниша) для вас актуально в данный момент?

из-за чего эти проблемы возникли?

какое идеальное решение проблемы на их взгляд существует?

И так далее. В списке может быть от 10 вопросов. Они помогут вам в дальнейшем при создании или доработке продукта.

  • Поиск потенциальных клиентов.

Каждый человек исследования - это не просто респондент, а потенциальный покупатель продукта. И ваша задача выявить, почему он заинтересован или не заинтересован в покупке. Чем больше респондентов, тем глубже у вас будет понимание своей аудитории. Но даже 10-15 человек помогут вам начать двигаться в нужном направлении.

Людей для исследования можно искать:

  • благодаря личным знакомствам;
  • в социальных сетях;
  • на офлайн-мероприятиях;
  • на сайтах;
  • в блогах и чатах.

Важно, чтобы это были не просто случайные люди, а ваша целевая аудитория. Не забудьте предупредить людей о том, что нужны будут развёрнутые ответы и это займёт определённое время.

  • Выберите формат проведения интервью: анкетирование, обзвон, встреча.

Кстати, если обещаете за участие в исследовании подарок - обязательно подарите.

У меня был опыт, когда я принимала участие в исследовании. Меня попросила знакомая. Она сказала, что со мной свяжутся и зададут несколько вопросов по продукту. Я согласилась принять участие в опросе просто так. Мне действительно позвонили. Много задавали разных вопросов и даже пообещали прислать какое-то видео в знак благодарности. Я была приятно удивлена, что мне ещё и подарок положен. Подарок мне так никто и не прислал…

  • Проведите интервью. 

Продукт должен решать проблему клиента, поэтому выявите эту проблему. А затем разрабатывайте новый продукт или доработайте существующий.

  • Не забудьте обработать полученные данные.

Исследование наглядно покажут вам, нужен ли ваш продукт потребителям.

100% гарантий нет, что товар станет популярным, но вы точно поймёте в каком направлении дальше двигаться.

Как и у любого другого метода у CustDev есть преимущества и недостатки.

К преимуществам можно отнести:

  • выявление потребностей клиентов
  • определение готовности аудитории купить
  • исключение неверных ожиданий

К недостаткам можно отнести:

  • временные затраты
  • раскрытие информации о продукте, которого ещё нет на рынке

CustDev позволяет понять потребности клиентов на этапе тестового запуска, без вложения денег в массовый пуск. Данный анализ можно проводить для любого продукта. CustDev - это новые возможности вашего бизнеса.