105 лет назад 30 мая 1918 года скончался пионер русского марксизма Георгий Валентинович Плеханов. Личность в высшей степени неоднозначная, успевшая оставить большой след в истории марксистской мысли. С одной стороны, Владимир Ильич Ленин в своей статье «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина» (1921 год) призывает читать и распространять в советских школах труды Плеханова по философии марксизма, потому что «ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма». С другой стороны, при жизни они оказались по разные стороны баррикад. Известный террорист и борец с советской властью Борис Савинков предлагал Плеханову место председателя правительства после свержения власти большевиков, на что Георгий Валентинович ответил:
«Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и не я буду его расстреливать даже тогда, когда он идёт по ложному пути».
Неприятие Плехановым Великого Октября напрямую можно связать с тем, что с определённого времени он оказался оторван от революционной практики. Находясь в России, он совмещал таланты виртуозного полемического публициста, владеющего пером, словно шпагой, с агитационной энергией, которая позволяла ему приходить в рабочие группы и вести их за собой. Не стоит забывать, что впервые красное знамя, как символ победы прогресса и социализма, было поднято на демонстрации у Казанского собора 6 декабря 1876 года, одним из руководителей которой был именно Плеханов. Однако преследование царских шпиков, нарастающая реакция вкупе с внутриполитическими разногласиями в среде народников вынудили Плеханова оторваться от России. Он уехал в Европу в 1880 году и вернулся в Россию только в 1917. 37 лет он не был на Родине, и потому потерял связь с ней, сильно оторвался от актуальной политической ситуации.
Однако он не растерял полемического задора. Его интеллектуальные схватки с Михайловским, Бернштейном, Конрадом Шмидтом, Масариком и многими другими ревизионистами и оппортунистами, которые стремились уничтожить центральное орудие марксизма – его материалистическо-диалектическую основу, составляют корпус текстов, который Ленин называл «лучшим в международной литературе марксизма». Оставаясь блестящим теоретиком марксизма, тексты которого и сегодня способны ответить на вопросы и «критику» новых врагов революционной науки, Плеханов стал пусть и гениальным, но всё-таки кабинетным учёным, что недопустимо для марксиста. От этого его желание стать примирительным фактором в РСДРП, попытка соединить большевиков и меньшевиков обратно. Отсюда же непонимание Октябрьской революции, которую он считал преждевременной, так как не видел объективных экономических предпосылок к ней. Строгое следование марксистской науке явилось как ярчайшей чертой Плеханова, подарившей множество первоклассных текстов марксистской мысли, так и отягчающим элементом, который не позволил Плеханову почувствовать пульс момента. Он действовал согласно книгам, а не согласно объективным политическим обстоятельствам.
Его борьба на раннем этапе своей деятельности с народниками – вот тот ориентир, который требуется взять на щит современным марксистам. Во времена Плеханова левую мысль заполонили идеалистические и вредные теории. Плеханов и сам был выходцем из народников, но поднявшись на достаточный уровень дал бой вчерашним соратникам, тем самым расчищая поле для формирования первых марксистских ячеек. Сегодня марксизм также погряз в разного рода кривотолках. Одни продают нам запечатанный в янтаре 100-летней давности оттиск марксизма, заверяя, что капитализм за это время никак не изменился и можно действовать по заветам Ленина и Сталина, не понимая, что всё находится в движении, и капитализм в том числе перешёл к принципиально иному состоянию. Другие пытаются натянуть мир-системный анализ на лицо марксизма, тем самым выбивая из него его первоосновы – классовую борьбу, формационный подход и материалистическо-диалектический метод. Видя, в каком плачевном состоянии находится сегодня марксизм, понимаешь, что перед коммунистами стоит далеко не задача Ленина – нам бы сначала разобраться с задачей Плеханова, то есть расчистить место и посеять марксистские семена, из которых позже, как из зубов дракона в мифе о Ясоне, взойдут марксистская теория, партия и армия.
Сегодня бал правит новое народничество, и аргументы Плеханова против идеалистов-реакционеров его времени вполне применимы и сегодня. В этом свете рекомендуем прочитать его работы: «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Бернштейн и материализм», «Критика наших критиков», «О книге Масарика». Вы с удивлением обнаружите, что многие современные «критики марксизма» не далеко ушли от критиков 150-ти летней давности, и ответы на их «острые замечания» даны уже довольно давно.
Хочется сказать и ещё об одной задаче, которую коммунистическому движению завещал Плеханов, но которая так и не была выполнена. Когда Эдуард Бернштейн, отец современной социал-демократии и человек, не понявший марксизм, желавший сделать волчью морду капитализма менее пугающей, начал вести неуклюжую ревизионистскую борьбу против учения Маркса, его осудили далеко не все. Внутри немецкой социал-демократический партии его даже благодарили за то, что он «поднимает важные вопросы марксизма». В частности, это писал Карл Каутский, с которым Плеханов был в хороших отношениях. Плеханов требовал дать ему трибуну в немецкой газете «Neue Zeit», которой заведовал Каутский, чтобы разгромить Бернштейна. На просьбу Плеханова Каутский ответил, что:
«Большинство наших читателей не может следить за дискуссией, так как философское мышление им непривычно».
На это Плеханов ответил:
«Вы говорите, что ваши читатели не интересуются философией. Я думаю, что надо заставить их интересоваться ею: это наука наук».
О том, что марксизм понимает под философией, как он делает её научным методом познания, и почему она не имеет ничего общего со спекулятивным подходом, с которым обычно ассоциируется, мы скажем в отдельном материале. Нам же хочется вслед за Плехановым призвать – усложняйте мышление, учитесь следить за сложными и долгими спорами, потому что только так можно поднять общечеловеческий уровень до состояния, близкому к коммунизму. Общество будущего нельзя ждать – его необходимо строить, а для этого, по заветам Чехова, нужно каждый день по капле выдавливать из себя раба.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429