В царское время народы Средней Азии в армии не служили – за исключением редких представителей местной знати, которая была приравнена к имперскому дворянству и имела немало количество привилегий. А когда попытались призвать – вспыхнуло знаменитое восстание 1916-го года, которое пришлось подавлять в ходе Первой мировой войны.
Во время борьбы с басмаческим движением об этом тоже никто не думал, хотя, среди коммунистов, которые по своей воле вступили в РККА, хватало казахов, узбеков, таджиков и прочих. И лишь в 1930-е годы, когда советская власть на востоке достаточно укрепилась, был впервые проведен ограниченный призыв – в основном, имевший целью сформировать собственные офицерские кадры.
Наконец, ближе ко Второй мировой, советские граждане из Средней Азии стали служить на общих основаниях. И многие из них в последующем показали себя настоящими героями. Бауыржан Момышулы, Курбан Дурды, Даир Асанов – это только самые громкие имена из длинного списка выдающихся бойцов-красноармейцев.
Когда Советский Союз подтвердил свой геополитический статус, он уже не содержал таких значительных вооруженных сил. Тем не менее, молодые люди изо всех республик одной пятой суши регулярно отправлялись служить. «Откосить» в то время считалось неприличным.
В том числе, это относилось и к таджикам. Давайте поговорим, чем же они ценились в советской армии.
Ни для кого не секрет, что повседневной жизнью солдат в то время управляли землячества – способ самоорганизации, характерный для многонационального общества. Таджикские землячества относились к числу сильных, и обладали достаточным влиянием. Но из-за спокойного и мирного менталитета самого народа, они редко были источником проблем. Просто таджики защищали своих и тихо жили мирной внутренней жизнью, особо не вмешиваясь в чужие проблемы. Их спокойствие и не конфликтность были по достоинству оценены в советское время.
Другой важный момент: таджики, в соответствии со своими традициями и укладом жизни всегда были неплохими кулинарами, что было редкостью среди других соседей – казахов, киргизов или, скажем, русских. При этом, узбекская и таджикская кухня – это практически одно и то же, она отличается больше по городам, а не по народам. А слава последней гремела на весь Советский Союз. К тому же, таджик, если его в армии назначили поваром, выполнял свою работу не из-под палки, а с очевидной любовью. Поэтому, получалось в стиле поговорки: и овцы сыты, и волки целы – то бишь, и солдаты накормлены, и таджики при деле.
Другая особенность касается характера самой Таджикской ССР. Это высокогорный регион, где лишь небольшие речные долины пригодны для жизни. Там стоят древние тысячелетние города, которые помнят еще Александра Македонского. С другой стороны, они окружены целой россыпью маленьких кишлаков, где и проживала основная часть населения республики.
Поэтому, по объективным причинам, многие таджикские призывники были сельскими людьми, не имевшими навыков современной жизни и плохо знавшие русский язык. С другой стороны, это были ребята рукастые и трудолюбивые. Поэтому таджиков в советское время часто отправляли служить в стройбат (не тут ли корни того, что сейчас представители этого народа часто работают в России на стройке?), а также в внутренние войска. Видимо, логика отцов-командиров была такая: не знает языка – не сможет договориться со своими подопечными.
Но больше всего таджики стали цениться после начала Афганской войны. Все дело в том, что их собственный язык и язык дари, который является главным средством общения в Афганистане, в высокой степени понятны друг другу. Поэтому они выступали в качестве переводчиков и помогали наладить общение с местными.