Найти тему
Юниверсал Моторс

Как тормозят мотоциклы с точки зрения законов физики

Оглавление

Тормоза играют важнейшую роль в конструкции мотоцикла, отвечая за стабильность и безопасность вождения. Для многих совершенно неочевидными представляются различия между автомобильными и мотоциклетными тормозами. А между тем, последние имеют вполне конкретные особенности, которые необходимо учитывать при использовании.

Сама по себе физика тормозов связана с преобразованием кинетической энергии движущегося мотоцикла в тепловую энергию с последующим замедлением транспортного средства. Самые качественные системы направлены на повышение эффективности этого процесса.

На качество торможения влияют показатели трения между тормозными колодками и дисками, а также между колесами и асфальтом. Они тесно взаимосвязаны и обязательно должны учитываться при вождении. Качественные исправные тормоза способны достаточно быстро остановить вращение колеса и замедлить мотоцикл. При этом иногда байк по инерции может продолжить скользить.

Также нередко возникает перегрев, который приводит к продолжению вращения колеса с меньшей скоростью даже после полного выжимания тормозов. Тепло попросту не рассеивается полностью, оставаясь кинетической энергией. И тут есть свои особенности, разобрать которые имеет смысл только после ознакомления с базовой физикой торможения.

Насколько эффективно может тормозить мотоцикл?

При движении мотоцикл приобретает кинетическую энергию, для преобразования которой необходимо определенное усилие. При рассмотрении этого вопроса имеет смысл изучить базовую формулу кинетической энергии: Eк = mV2/2, где m – масса мотоцикла; V – скорость движения.

Чем тяжелее мотоцикл и чем быстрее он движется, тем выше энергия. А значит потребуется большее усилие для остановки.

Далее имеет смысл приравнять данное выражение к определению кинетической энергии по силе трения и тормозному пути:

mV2/2 = μmgS

где μ – коэффициент трения колеса о поверхность;

m – масса мотоцикла;

V – скорость движения мотоцикла;

g – гравитационная постоянная (9.8);

S – тормозной путь.

Формула справедлива для случаев движения по ровной поверхности, поскольку при наклонной езде дополнительно появляются векторные силы.

Как можно заметить, масса в формуле сокращается. А это значит, что вес мотоцикла не влияет на эффективность торможения. И дополнительно нагружать транспорт нет никакого смысла.

Специфика торможения мотоцикла

Мотоцикл во время движения имеет центр масс, находящийся на определенном расстоянии от каждого колеса. При торможении происходит распределение массы, на которое напрямую влияет геометрия транспортного средства.

-2

При экстренном торможении около 70-100% веса байка идет на переднее колесо, которое берет на себя эту нагрузку. Для сохранения стабильности райдеру необходимо намеренно смещать тело немного вниз и назад, тем самым изменяя положение центра тяжести. Именно в совместной работе мотоцикла и водителя заключается основной отличие торможения на байке от торможения на автомобиле.

В целом, мотоциклы тормозят менее эффективно, чем автомобили. В данном случае очень многое зависит от навыков и опыта конкретного райдера, который за счет своих умений может добиться прироста эффективности торможения в 30%.

Важные нюансы торможения на мотоцикле и автомобиле

Торможение на мотоцикле и автомобиле кардинально различается распределением веса транспорта. В первом случае практически вся нагрузка переносится на одно переднее колесо. На машине же она распределяется между двумя колесами.

-3

Если мотоциклист передним колесом наедет на яму, песок или обледенелую поверхность, будет потеряно до 70-90% тормозного усилия. И остановиться в таком случае будет крайне проблематично. У машины же остается еще одно переднее и два задних колеса, что способствует стабильности даже при скольжении.

Важнейшей задачей при использовании тормозов на мотоцикле представляется определение момента, в котором должна осуществляться остановка. Новички часто импульсивно нажимают на рычаг, быстро переходя к нужному усилию и вызывая срабатывание ABS. А это, в свою очередь, нередко приводит к скольжению переднего колеса и падениям.

Некоторые, напротив, жмут недостаточно сильно, искусственно затягивая замедление. На практике же нужно найти баланс и подобрать тот уровень усилия, при котором мотоцикл будет тормозить максимально эффективно. Это достигается исключительно опытом и регулярными тренировками.