Найти в Дзене
HIPER Power

Великий перелом в теме домашнего интеллекта: зачем устройствам «Яндекса» для умного дома новый протокол?

Оглавление

«Яндекс» анонсировал поступление в продажу новых устройств для умного дома, поддерживающих протокол Zigbee и готовых к переходу на единый стандарт Matter — над ним работает международный альянс, включая такие компании, как Samsung, Xiaomi, Huawei, «Яндекс» и «Сбер». Сейчас умные устройства различных производителей поддерживают разные протоколы, что затрудняет их использование в одной системе умного дома. Появление единого формата способно покончить с войной протоколов и замкнутых экосистем, а на передний план выйдет удобство пользователя, считают эксперты. Однако распространение устройств с поддержкой Matter в России будет зависеть от себестоимости таких решений в Китае: если цена будет слишком велика, это затормозит распространение технологии

Протокол имеет значение

«Яндекс» готовится к началу продаж новой умной колонки «Станция Макс», а также хаба для управления умным домом и набора из пяти датчиков, рассказали Forbes в компании. Все эти устройства поддерживают протокол Zigbee — он позволяет устройствам взаимодействовать друг с другом напрямую, без Wi-Fi, а значит, если Wi-Fi отключат, локальные сценарии умного дома продолжат работать.

Кроме того, модуль Zigbee «Яндекса» позволяет подключать датчики и Zigbee-устройства других производителей. Предполагается, что в продажу устройства поступят этой весной. Руководитель умного дома «Яндекса» Марат Мавлютов напоминает, что год назад компания выпустила первое устройство с Zigbee — «Станция 2». «В дальнейшем наши колонки и хаб будут поддерживать не только этот протокол, но и Matter», — добавляет он.

Matter — это единый стандарт управления умными гаджетами, разработку которого инициировали Google, Amazon и Apple в конце 2019 года. Задача создания Matter — унификация управления между гаджетами разных производителей. Разработкой стандарта занимается альянс Connectivity Standards Alliance, в него входят несколько сотен компаний, в том числе Xiaomi, Haier, Amazon, Google, Apple, Samsung, а также российские «Сбер» и «Яндекс».

«Зоопарк» стандартов

Сейчас умным домом на платформе «Яндекса» управляют более 1,4 млн уникальных пользователей в месяц, рассказал Марат Мавлютов. «Сюда мы включаем тех, кто использует умные устройства из категории освещения, безопасности, управления климатом и др. Аудиторию умного дома «Яндекс» считает отдельно от аудитории умных колонок, телевизоров и модулей с «Яндекс ТВ», — поясняет он.

Использование «Яндексом» в своих продуктах протокола Zigbee логично, так как последний наряду с протоколом Thread являются технологической основой для Matter, считает генеральный директор АНО «Умный многоквартирный дом» Никита Уткин. По словам директора по развитию систем безопасности и продуктов умного дома МТС Алексея Давыдова, Zigbee сейчас — одна из основных технологий, и МТС тестирует ряд устройств, которые ее поддерживают.

Крупные игроки в основном используют стандарт Wi-Fi и в меньшей степени Zigbee, рассказывает продакт-менеджер направления «Умный дом» в Hiper Владислав Аничкин. По его мнению, Xiaomi слишком фрагментирован, так как использует стандарты Bluetooth, ZigBee и Wi-Fi. Aqara основной фокус делает на ZigBee: «Остальные игроки в массе своей ориентируются на Wi-Fi». Он отметил, что сам Hiper полагается также в основном на Wi-Fi. «На текущий момент Hiper не продает устройства ZigBee. Основная причина в том, что они дороже, чем Wi-Fi, без существенных для конечного покупателя преимуществ», — поясняет он.

Появление единого стандарта было неизбежно, считает директор центра исследования интернета вещей НИИ Радио Павел Антонович: «Необходимо было создать протокол, который бы позволил объединить разные устройства в одну систему». Одни устройства работают через Wi-Fi и Bluetooth, а другие — через специализированные радиопротоколы, например, ZigBee, Z-Wave и др., без выхода в интернет. Matter позволяет им всем связываться друг с другом, добавляет он.

Информационный источник:
Forbes