(Фото из личного архива Алёны Ягинской, выдержки текста из романа “Звёзды не виноваты, или Расклад с бубновым королём”, авторы Алёна Ягинская и Зоя Ясина)
***
А ведь поначалу казалась – ух ты! Целых два этажа в историческом особняке – и все твои! Да, дом когда-то давно принадлежал купцу, а сейчас относился к культурному наследию, охранялся законом и нуждался в очень серьезном ремонте.
Вот только без разрешения администрации менять в нем что-то было нельзя. Поэтому Лида покорно таскала воду на второй этаж, чтобы отмыть свои две комнатки наверху, попутно натыкалась на старую громоздкую мебель, которую трогать запретила подруга, и тихо рычала сквозь зубы, проклиная себя и Лельку, уговорившую её на эту авантюру. Ее раздражало здесь все – от старой громоздкой мебели, покрытой вязаными накидками и ажурными кружевными скатертями (которые она ненавидела особенно сильно), до исправно ломающейся сантехники и электрики.
Лида была уверена, что лучшая обувь для этого городка – калоши. Их удобство она оценила, когда они с Лелькой только въехали сюда. Пара дней дождя – и тротуары растворились. Да и были ли они вообще тут? Раньше вместо тротуаров просто доски клали. Но это было так давно, что вспоминать об этом хотелось ещё меньше.
***
– Чего стоишь, там коробки, неси! – распорядилась первая женщина.
Лида оторопела.
– Вы кто, дамы? – только и смогла спросить она.
“Дама” оглядела её оценивающе.
– О, я знаю, что тебе подойдет! Будешь купчихой! – сообщила она и тут же принялась перекладывать наряды. Вторая пошла к дверям, и скоро они вернулись с мужичком, неся коробки.
“Дурдом! я попала в дурдом! А, может, мне это снится?” – с каким-то отчаяньем думала Лида, принимая из рук женщины наряд старинного кроя, больше похожий на театральный костюм.
– Надевай, если что, подгоним прямо на тебе! – уверенно распоряжалась женщина, зарываясь в коробки и извлекая из них… части манекенов?
С одной стороны, Лида злилась на беспардонных тёток ( не родственницы ли они Танюхи, часом?), с другой — было любопытно. Наряды из прошлого века, ну как удержаться?
Она оделась с помощью тёток, это оказалось не так просто, но результат потряс – статная купчиха, какой она себя и воображала, когда они только купили, как она думала, этот дом. Появились и стать и осанка и “повинуйтесь все” и благородство в движениях.
Всё разрушила одна из женщин. Она выудила откуда-то из коробок кружевной зонтик, достала его из чехла, отряхнула и всучила Лиде со словами:
– Вот, с ним завтра и пойдешь на улицу туристов зазывать!
Лида не выдержала, вскипела:
– Знаете что, дамы? Я вам не промоутер!
– Какой роутер? – дамочка продолжала доставать из коробок куски манекенов и составлять из них почти людей. – Нет, конечно! Просто зазывалой побудешь, костюмчик-то гляди, как ладно сел! И подгонять не надо!
– Значит так, дамочки! – Лида решительно подошла к двери и захлопнула её перед носом плюгавенького мужичка, который ещё тащил какие-то коробки. - Потрудитесь-ка мне объяснить для начала, кто вы такие и что делаете в моём доме?
– В смысле “что делаем”? У нас завтра мероприятие запланировано — придет теплоход, туристы пойдут сюда фотографироваться, вот готовим всё! – тётка обвела рукой дом, как будто он её собственный. – Здесь будет гостиная восемнадцатого века, наряды, антураж, все дела для фотозоны. Чего непонятного-то?
– Ты, это, пойми, мы за час не успеем всё подготовить. Надо ещё мебель передвинуть, чтоб свет поставить, манекены расставить, наряды на них надеть. Ещё место под шляпы, сумочки, аксессуары, – она показала рукой на коробки, которые ещё не распаковала. – Зина нас всегда заранее пускала, а потом лишнее в чулан убирала, чтоб каждый раз не возить туда-сюда. Мы же не стесним тебя сильно, просто это единственный дом, где места хватает. Да и атмосфера тут соответствующая.
Лида по-другому взглянула на гостиную, она и правда была очень большой, но настолько захламлена, что это не ощущалось. А сейчас, когда Лида стояла посреди комнаты в костюме купчихи, стало казаться, что она на сцене, среди декораций, и всё наконец-то приобрело смысл – старая громоздкая вычурная мебель, огромное количество банкеток, тахта, сундуки, венские стулья – всё, что стояло в центре, раздражало и мешало Лиде нормально ходить по дому, и она постепенно выносила лишнюю мебель в отмытые от пыли и грязи чуланы и кладовки.
– Ладно, – пошла навстречу и Лида, – давайте обсудим ваше мероприятие. Предупреждаю сразу — никуда идти и никого зазывать я не собираюсь!
– Ну купчихой-то хоть оденешься? – спросила женщина, которая представилась Верой. Вторая была Раисой.
– О, тогда и сюда свет поставить, тут тоже снимать будем. А на тот столик сервиз достать надо будет. Мы чай принесём, с тебя самовар и чашки. А сейчас открой дверь, пожалуйста, нам бы мебель расставить.
И работа закипела. Женщины точно знали,что им нужно, действовали слаженно и гоняли мужичка только в путь. К вечеру комната преобразилась – были организованы три фотозоны, стулья, кресла и тахта расположились так, чтобы дамы могли собираться в кружки для бесед, что-то всё-таки вынесли в кладовку, откуда-то притащили скатерти, кружевные салфетки и сервиз и красиво всё это расставили. Даже самовару нашлось место.
– Только топить его не будем, просто кипятка нальём, чайник-то есть? – спросила Раиса.
***