В России в настоящее время под управлением правительства РФ разворачиваются масштабные работы по достройке пока отсутствующих технологических производственных цепочек в целях достижения технологического суверенитета. Определены 13 приоритетных отраслей промышленности, в которых будут создаваться целые кластеры новых высокотехнологичных предприятий.
Однако, правительство РФ явно испытывает серьёзную нехватку средств для финансирования даже части создания необходимых производств, как в государственном, так и в частном секторах нашей экономики. В прошлом году правительству удалось, по разным оценкам, добиться вливания до 8 триллионов рублей из различных источников, однако этих источников может не хватить на продолжение, а, тем более, для разворачивания более масштабной программы технологического перевооружения и создания абсолютно новых производств, необходимых для «затыкания дыр» в технологических цепочках.
Практика субсидирования процентных ставок из бюджета по коммерческим кредитам, выдаваемым высокотехнологичным предприятиям, не соответствует целям достижения технологического суверенитета, так как при этом вымываются значительные средства из федерального бюджета на компенсацию процентов коммерческим банкам.
Самым явным источником средств для этих целей могла бы быть целевая проектная рублёвая эмиссия ЦБ РФ, направляемая напрямую через институты развития (ВЭБ.РФ, Фонд развития промышленности и другие) на вложения в уставные капиталы, покупку облигаций, льготное кредитование, и другие меры поддержки реконструируемых или вновь создаваемых производств. Однако, данный механизм пока не используется в необходимых масштабах из-за ограничений в российском законодательстве и иных имеющихся международных договорённостей (с МВФ, БМР и другими наднациональными структурами), а эмиссия, направляемая из ЦБ РФ в коммерческие банки, не конвертируется в необходимые для технологического рывка средства, так как:
- Процентные ставки по коммерческим кредитам не позволяют эффективно создавать и перевооружать производственные комплексы;
- Требуемые банками значительные залоги не могут быть предоставлены предприятиями;
- Условия по правилам резервирования под кредиты для технологических предприятий, а особенно, работающих по государственным или окологосударственным контрактам, не благоприятствуют выдаче таких кредитов.
В условиях отсутствия возможности использования целевой проектной эмиссии ЦБ в описанном выше наиболее оптимальном варианте через институты развития, одним из источников необходимого масштабного финансирования программы достижения технологического суверенитета РФ могут стать депозиты физических лиц, достигающих в настоящее время суммы около 36 триллионов рублей.
Эти депозиты довольно стабильны по своему размеру и имеют тенденцию к увеличению. Они, конечно, учитываются в пассивах тех банков, в которых находятся, и являются одной из составляющих для расчёта возможностей этих банков по выдаче кредитов. Однако, в связи с недостаточно эффективным управлением в банковском секторе, явно дискриминационным правилам кредитования реального сектора нашей экономики (рекомендованными МВФ и МБР, находящимися сейчас в числе наших врагов) и завышенной учётной ставкой ЦБ РФ, эти пассивы явно недоиспользуются для увеличения рычага кредитования, так необходимого нашему реальному технологическому сектору экономики.
Кредиты банками выдаются, в основном, для торговых, спекулятивных операций и для кредитования физических лиц, что максимально соответствует видению руководства банков по максимизации собственной прибыли в ущерб развитию реального сектора экономики. В финансировании инвестиционных программ реального сектора экономики банковские кредиты составляют всего 11%, а банковский мультипликатор колеблется в диапазоне 1,4 – 1,7, хотя для динамичного развития экономики страны он должен быть в диапазоне 4 – 8. То есть, имеющиеся в банках пассивы чудовищно недоиспользуются для придания нашей экономики необходимой динамики. И понятно, почему. Банки и так получают гигантскую прибыль, кредитуя заёмщиков по запредельным ставкам и выплачивая на депозиты минимальные проценты.
Такое положение не осталось без внимания высшего политического руководства страны, и недавно было принято решение предлагать физическим лицам - владельцам банковских депозитов принять участие в покупке облигаций вновь возводимых и реконструируемых предприятий реального сектора экономики, для чего правительству было предложено разработать специальную программу для вовлечения этих 36 триллионов рублей в финансирования нашего технологического рывка.
Однако, представляется, что в рамках текущей конфигурации финансовой системы страны, её регуляторных правил и оценки рисков при инвестировании в предприятия реального высокотехнологичного сектора экономики, данная идея не увенчается успехом, так как стандартные способы расчёта рисков таких вложений, как в акционерный капитал, так и в облигации или иные активы, будет давать запредельную оценку рискованности таких вложений. Просто из-за неопределённостей финансовых перспектив, заложенных в создание и перевооружение необходимых предприятий. Ведь гарантий сбыта и рентабельности по такой продукции вне контура государственного управления не существует. А значит, и расчётные коэффициенты риска будут крайне высоки.
То есть, на текущих рыночных условиях невозможно будет доказать владельцам банковских депозитов, что можно с приемлемым риском инвестировать имеющиеся у них средства с достаточной прибыльностью. Или прибыльность придётся повышать до величин, превышающих уровень обычной кредитной ставки коммерческих банков. Что делает бессмысленной саму идею.
Есть ли другой, более оптимальный способ привлечения банковских депозитов физических лиц для масштабного финансирования потребностей страны с приемлемым для них обоснованием? Предложу один из вариантов, опираясь на исторический опыт Японии по восстановлению технологического и промышленного суверенитета после Второй мировой войны.
Тогда японские корпорации, правительство и ЦБ также столкнулись с полным доминированием на их рынках американского капитала и американских корпораций. И японцы также были связаны по рукам и ногам невозможностью прямого использования суверенной эмиссии иены для финансирования развития и технологического перевооружения собственных корпораций, чтобы потеснить с собственного, а потом и мирового рынка, американских захватчиков.
Японцы тогда нашли нетривиальный ход, объявив, что они начинают финансирование собственных корпораций на основе средств, перечисляемых всеми экономическими агентами в Почтовый банк
Японии для финансирования солидарной пенсионной системы.
Конечно, реальных пенсионных накоплений не могло бы хватить на масштабное технологическое перевооружение всех японских корпораций, но они и не собирались ограничиваться только сбережениями. Они включили эмиссию иены в одном Почтовом банке Японии, и начали выдавать очень значительные кредитные средства своим корпорациям, игнорируя навязанные им со стороны МВФ регуляторные ограничения.
Американцы контролировали ЦБ Японии и правила, по которым производится резервирование и выдача кредитов во всей банковской системе Японии, точно так же, как это сейчас происходит в России. Но они не проверяли все банки в Японии, за этим должен был следить ЦБ Японии, который просто «не замечал», что происходит в Почтовом банке Японии длительное время, пока американцы не спохватились, что их явно обманывают, и не начали искать, где происходит тайная эмиссия, направляемая на развитие реального высокотехнологического сектора Японии.
Но даже при этом им не сразу удалось остановить фактически суверенную японскую эмиссию, так как в Почтовом банке Японии вся документация и переписка велась только на японском языке, и ловили американцы их долго. И поймали только в 1989 году. С тех пор, как известно, экономики Японии находится в непрерывной стагнации. Как и экономика России уже более 15 лет.
Чтобы творчески использовать описанный японский метод финансирования высокотехнологического развития, предлагается организовать следующую схему:
1) Под выборы Президента России в 2024 году, которые уже по факту стартовали, Президент объявляет, что физические лица – владельцы депозитов в коммерческих банках (например, сначала с депозитами до 100 тысяч рублей, а потом всё выше и выше, чтобы сначала поддержать малообеспеченных граждан) имеют возможность, не снимая свои средства с этих депозитов, заключить договор с институтом развития ВЭБ.РФ (можно просто в электронной форме через Госуслуги), чтобы иметь возможность заработать повышенный доход от финансирования создания нового высокотехнологичного производства в нашей экономике в 13 приоритетных отраслях, поддерживаемых и направляемых правительством РФ.
2) При этом никуда деньги перечислять не надо, граждане просто получают повышенные проценты (например, 10% годовых) до тех пор, пока не снимают свои депозиты. Ограничений на снятие депозитов нет, просто при их снятии на снятую сумму не начисляются проценты.
3) ВЭБ.РФ является уникальным инструментом – он имеет банковскую лицензию, является институтом развития, и управляет спектром организаций, через которые идёт финансирование структурных изменений нашей экономики (в частности, фондом развития промышленности). При этом он имеет право не отчитываться перед ЦБ РФ в части управления своими операциями, особенно, если эти операции относятся к финансированию секретных или иных закрытых для публичности объектов. А такими объектами и производствами можно объявить любые, которые будут необходимы для дальнейших действий по достижению технологического суверенитета страны. Также ВЭБ.РФ отчитывается перед Счётной палатой только в части использования бюджетных средств РФ. То есть ВЭБ.РФ и есть аналог Почтового банка Японии, в котором можно производить скрытую рублёвую эмиссию, если базиса представляемых ВЭБ.РФ прав на использование в качестве базиса для выдачи кредитов и покупки облигаций средств физических лиц, находящихся на депозитах в других банках, будет недостаточно при использовании нормального банковского мультипликатора от 4 до 8.
4) Откуда возьмётся возможность генерировать рублёвую кредитную денежную массу в ВЭБ.РФ, опираясь на «виртуально замороженные» депозиты физических лиц в других банках в качестве виртуальных пассивов в соответствии с банковскими нормативами? Надо пересмотреть нормативы такого резервирования внутренними нормативными документами самого ВЭБ.РФ, исходя из разности фактического банковского мультипликатора для каждого из банков, в котором находятся депозиты физических лиц, заключивших договора с ВЭБ.РФ и «оптимального» банковского мультипликатора, начиная с цифры 4 и потом постепенно поднимая его до нормальных 8.
5) Откуда возьмутся средства для выплаты процентов ВЭБ.РФ и далее физлицам кредитуемыми предприятими? Предлагается этим предприятиям предоставлять кредиты (или покупать облигации) по ставке 11% (10% для физических лиц, подписавших виртуальные договора с ВЭБ.РФ и 1% самому ВЭБ.РФ для покрытия его расходов на обеспечения функционирования схемы). А предприятиям, получающим такое финансирование для возможности выплаты этих 11% в ВЭБ.РФ давать от государства льготы по налогообложению на точно такие же суммы, чтобы не нагружать создаваемые или реконструируемые предприятия дополнительными расходами, влияющими на увеличение себестоимости продукции, так как эта продукция всё равно в подавляющей своей массе будет прямо или косвенно оплачиваться из бюджетов всех уровней. Или она просто настолько важна для технологического суверенитета, что само её наличие критически важно для экономики.
6) Предоставляемые бюджетами всех уровней льготы для кредитуемых по этой схеме предприятий не будут никак отрицательно влиять на бюджеты, и не будут являться выпадающими доходами самих бюджетов, так как все доходы от этих создаваемых предприятий для бюджетов всех уровней будут дополнительными к существующему их уровню и снижение дополнительных доходов негативно не может сказываться на самих бюджетах, так как до предоставления финансирования этих новых производств просто не существовало.
7) Естественно, что наличие или отсутствие какого-либо существенного объёма реально заключённых договоров с физическими лицами у ВЭБ.РФ никак не может повлиять на предоставление финансирования новым предприятиям, ведь большой внутренний диапазон коэффициентов и правил резервирования по секретным направлениям технологического развития, бесконтрольный со стороны ЦБ РФ, будет позволять генерировать тот объём денежной рублёвой массы, который необходим для финансирования утверждённых правительством РФ проектов суверенного технологического развития.