Найти в Дзене
История разведки

Неизвестные истории войны. Как нам достался немецкий авианосец и куда он потом делся

После окончания Второй мировой войны союзная комиссия по распределению трофеев выделила Советскому Союзу 155 боевых кораблей и несколько сотен вспомогательных. Среди них был недостроенный немецкий авианосец «Graf Zeppelin». Его заложили на стапеле верфи Кригсмарине на побережье Северного моря в 1936 году. В те годы авианосцы имели США, Великобритания и Япония. Проект немецкого авианесущего корабля предусматривал водоизмещение около 20 тысяч тонн, скорость хода 33 узла, 50-60 самолетов, восемь 203-мм орудий и мощное зенитное вооружение. Его длина достигала 250 метров, высота борта 22 метра. Сварной корпус состоял из 10 водонепроницаемых отсеков. В отличие от зарубежных кораблей данного типа, старт самолетов должен был осуществляться с помощью полиспастно-пневматических катапульт, которые располагались в носовой части полетной палубы. Она имела длину 240 метров, ширину 31 метр. Самолеты из ангаров перемещались с помощью носового и среднего лифтов, имевших несколько грузовых платформ. Их

После окончания Второй мировой войны союзная комиссия по распределению трофеев выделила Советскому Союзу 155 боевых кораблей и несколько сотен вспомогательных. Среди них был недостроенный немецкий авианосец «Graf Zeppelin». Его заложили на стапеле верфи Кригсмарине на побережье Северного моря в 1936 году. В те годы авианосцы имели США, Великобритания и Япония.

-2

Проект немецкого авианесущего корабля предусматривал водоизмещение около 20 тысяч тонн, скорость хода 33 узла, 50-60 самолетов, восемь 203-мм орудий и мощное зенитное вооружение. Его длина достигала 250 метров, высота борта 22 метра. Сварной корпус состоял из 10 водонепроницаемых отсеков.

В отличие от зарубежных кораблей данного типа, старт самолетов должен был осуществляться с помощью полиспастно-пневматических катапульт, которые располагались в носовой части полетной палубы. Она имела длину 240 метров, ширину 31 метр.

Самолеты из ангаров перемещались с помощью носового и среднего лифтов, имевших несколько грузовых платформ. Их подавали на полетную палубу на стартовых тележках. После взлета самолета тележки транспортировались в ангар. Посадку самолетов должны были обеспечивать четыре аэрофинишера, тросы которых соединялись с тормозными лебедками.

-3

На роль палубного истребителя был утвержден Ме 109Т, штурмовика – Ju 87C.

К началу войны готовность «Graf Zeppelin» составляла 85 % и он уже был спущен на воду. Когда она началась, то работы по его достройке были остановлены. Демонтированные орудия были отправлены в Норвегию для укрепления береговой обороны, а сам авианосец использовали как плавучий склад.

-4

В ноябре 1942 года его перевели в Киль, поставили в плавучий док и работы возобновились. Однако уже через несколько месяцев по приказу фюрера их прекратили. «Graf Zeppelin» отбуксировали в Штеттин, где он простоял до конца войны.

Когда советские войска подошли к городу, специальная команда получила приказ взорвать его. Заложенные заряды привели в негодность главные турбины, электрогенераторы и самолетоподъемники. Через образовавшиеся щели в трюмы поступала вода и корабль сел на мель.

Летом спасательная служба Краснознаменного балтийского флота откачала воду и подняла авианосец. Щели в подводной части корпуса загерметизировали, пробоины в надводной заварили. После этого его отбуксировали в Свинемюнде и зачислили в состав ВМФ СССР.

-5

Адмирал Кузнецов хотел использовать этот трофей как испытательный стенд для производства собственных авианосцев. Однако в 1947 году приняли решение использовать «Graf Zeppelin» для изучения боевой живучести кораблей. То есть бомбили его, торпедировали, взрывали на минах и смотрели, что получилось.

Немецкий авианосец продемонстрировал поразительную живучесть. Потопить его удалось только с помощью прямых попаданий тяжелых фугасных авиабомб, артиллерийских снарядов и торпед. Так передовые научные и технические идеи были погребены в морской пучине.

Примечание:

Нацистская Германия сосредоточилась на развитии других типов военных судов, таких как боевые корабли, подводные лодки и крейсеры, которые играли важную роль в военных операциях во ходе войны.

О том, что там строили авианосцы известно из специальной литературы. Однако дальнейшая их судьба покрыта мраком. Утверждают, что один из них даже отправился завоевывать Антарктиду. По другим сведениям, авианосец служил тайной авиабазой для Люфтваффе в Арктике.

Зачем немцы построили секретную военно-морскую базу в устье реки Лена