Сплоченная работа в команде – это важный фактор для достижения успеха. Она имеет много преимуществ, потому что в дружном коллективе каждый член команды может предложить свою стратегию, поделиться опытом или идеей. В такой команде всегда есть дружелюбная атмосфера, понимание и доверие, которые помогают каждому спортсмену работать на все сто процентов.
Как происходит процесс создания команды?
Любая команда не сразу становится эффективной и сплоченной. Для её создания требуется много усилий со стороны тренера и самих членов коллектива.
Американский психолог Брюс Такман в ходе исследований выявил 4 этапа, через которые должна пройти группа людей, чтобы стать командой. Рассмотрим каждый из этих этапов, его особенности и действия, которые необходимо предпринимать лидеру для успешного прохождения всех этапов и создания эффективной команды.
Этап 1. Формирование
На данном этапе о команде говорить рано, пока это просто группа людей. Люди ещё не знакомы между собой, поэтому ограничивают себя в проявлении некоторых качеств, стараются произвести хорошее впечатление
Представления о предстоящей работе нечёткие, члены группы обсуждают предполагаемые цели их сбора. Ещё отсутствует чувство принадлежности группе, люди только начинают осваиваться и идентифицировать себя со своей новой командой.
На этапе формирования первое, что должен сделать лидер, это познакомить всех членов группы друг с другом, объяснить им цели формирования команды и примерный механизм дальнейшей работы. Желательно сразу распределить обязанности и ответственность. Кроме этого необходимо создать непринуждённую атмосферу, в которой члены формирующейся команды будут чувствовать себя комфортно.
Этап формирования включает в себя пересмотр устава, распределение ролей, согласование дат встреч и уточнение состава участников.
На этом этапе перед членами команды стоит задача перейти от индивидуальной к командной работе. Сотрудники воодушевлены, предвкушают будущий успех и настроены оптимистично. Каждый чувствует гордость за то, что его выбрали. С другой стороны, они также испытывают сомнения, страх и неуверенность.
На этапе формирования также следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Убедиться, что роль каждого члена команды четко определена и что все решения согласованы с сотрудниками;
- Время от времени менять распределение ролей между членами команды;
- Проводить тренинги по командной работе;
- Разработать основные правила поведения в коллективе и довести их до сведения каждого.
Чтобы держать ситуацию под контролем, руководителям необходимо будет эффективно организовать их, наладить взаимный обмен мнениями и проявлять уважение к взглядам других членов команды.
Данный этап заканчивается, когда выбрано направление движения команды, сформулированы цели работы, установлены нормы общения, сформированы границы межличностного поведения и отношений между руководителем и подчиненными.
Этап 2. Конфликты
На этом этапе члены команды могут осознать, что их задача отличается или является более сложной, чем они представляли себе вначале. Некоторые участники могут страдать от беспокойства по поводу невозможности продвижения вперед или отсутствия опыта работы в команде. Это заставляет их сомневаться в целесообразности проекта в целом.
Кроме того, команды могут столкнуться со следующими проблемами:
- Участники полагаются на свой личный опыт и не склонны к сотрудничеству;
- Между членами команды возникают конфликты, даже несмотря на то, что они могут придерживаться единого мнения по основным вопросам;
- Возникают взаимная критика и конкуренция;
- Трудности в достижении первоначальных целей и разочарование от объема работы.
Это сложный этап для любой команды. Если сотрудники не знают о четырех стадиях развития команды, особенно о второй стадии, команда, скорее всего, распадется.
Чтобы успешно преодолеть стадию конфликта, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- Объяснить сотрудникам, что разногласия являются неотъемлемой частью командной работы.
- Сосредоточиться на общих целях команды.
- Проанализировать, какие результаты были достигнуты на данный момент.
- Проводить круглые столы, чтобы каждый мог высказать свои проблемы.
- Всегда фокусироваться на процессе, а не на конкретных людях.
- Корректировать действия команды на основе текущих отчетов о состоянии проекта и резюме совещаний.
- Если есть открытое сопротивление одного или двух человек вызывает у команды дискомфорт, поговорить с ними напрямую.
На втором этапе многие члены команды могут утратить свой первоначальный позитивный настрой. Необходимо сосредоточить внимание сотрудников на том, что можно сделать, кто будет это делать и в какие сроки. Этот этап необходимо пройти как можно скорее, чтобы негативное влияние конфликтной ситуации не распространилось на проект в целом.
Трудности, возникающие на этой стадии, помогают команде справиться с вопросами власти, контроля и конфликтов и начать эффективную совместную работу.
Небольшие разногласия могут быть даже полезны. С их помощью выявляются сложные моменты. После обнаружения проблем команде будет проще с ними бороться. В итоге это приводит к развитию команды.
Участники команды идут на компромиссы для выработки совместных решений и общепринятых форм работы. Они вырабатывают новые групповые правила и нормы, за выполнение которых они же и отвечают. В команде происходит перераспределение ролей.
Если конфликты удается разрешить, то в конце этой стадии каждый член команды четко определяет свою роль, и команда приходит к общему консенсусу.
Этот этап подходит к концу, когда команда научится общаться и узнает, как работать вместе для успешной реализации проекта.
Этап 3. Начало слаженной работы
На третьем этапе сотрудники соблюдают выработанные правила поведения, общение происходит без сбоев, и все движутся по направлению к поставленной цели. Члены команды чувствуют, что совместная работа дает свои плоды, и каждый вносит определенный вклад.
Члены команды могут начать:
- Предоставлять конструктивную критику;
- Находить точки соприкосновения и избегать конфликтов;
- Вести себя более дружелюбно на собраниях;
- Больше доверять друг другу;
- Испытывать чувство общности и командного духа.
Если возникают ситуации, когда что-то не получается, то важно поддержать человека, воодушевить его не сдаваться, помочь ему справиться. И тут важно участие и руководителя, и других сотрудников.
Так формируется та сама единая команда, в которой существует дружба, партнёрство, возможность профессионально развиваться.
Этап 4. Полная реализация потенциала команды
К этому этапу команда — уже единое целое. В ней существуют свои параметры эффективности, своя атмосфера. Во главу угла становится не «Я» как личность, а общее дело, и наблюдается командный прогресс.
Но выдохнуть у руководителя не получится — чтобы команда оставалась командой, нужно постоянно:
- отслеживать и оценивать её деятельность;
- корректировать работу всех вместе и каждого по отдельности;
- усиливать узкие места, обсуждать проблемы, развивать самостоятельность коллектива.
На этом этапе команды способны относительно легко выявлять и решать проблемы. На этом этапе может произойти следующее:
- Положительные изменения в поведении членов команды;
- Промежуточные результаты достигаются раньше, чем ожидалось;
- Сотрудники учатся друг у друга и поддерживают друг друга.
Продолжительность жизни команды ограничена, но надо сделать время ее работы максимально продуктивным. Это возможно только в том случае, если в команде царит комфортная психологическая атмосфера, сотрудники спокойно обсуждают трудности и дают обратную связь.
Задачей лидера команды на каждом этапе формирования команды является оказание помощи в прохождении командой всей последовательности стадий вплоть до последней стадии, когда команда наиболее продуктивна и эффективна.
Для этого лидер должен применять различные стили управления и стратегии взаимодействия с участниками на каждой из стадий развития команды.
Коммерческий директор и бизнес-тренер нашего агентства Николай Смирнов ответил на вопросы по командообразованию.
1. Есть мнение, что не надо развивать команду, если и так все работает, а команда нужна только для больших проектов. Верно ли это?
Командные процессы начинаются в малой группе. То есть больше 4, а лучше 6 человек. Если команда больше 6, то формированием надо заниматься осознанно.
2. Почему, как правило, командообразующие мероприятие не даёт желаемых результатов?
Командообразование это специфический процесс. Проходит несколько стадий созревание команды. Если мероприятие выбрано не подходящее текущей стадии развития команды, то будет провал. Например, команды, которые уже давно вместе работают плохо проходят классические тимбилдинги.
Задача лидера – снизить стресс, связанный с переменами. Хорошо, если он станет другом для участников, предложит свою поддержку на будущее.
В итоге
Главный вывод, который следует сделать из рассмотрения этих этапов, состоит в том, что построение эффективной команды требует от руководителя внимательного управления ее интересами, которое предполагает четкую постановку целей, постоянный инструктаж, развитую систему коммуникаций, обратную связь, внимательное выслушивание замечаний каждого сотрудника, оптимальное использование всех ресурсов.