Найти тему
Лига HR

Сотрудники воруют: что делать, если работники крадут у компании

От краж на работе не застрахована ни одна компания. Причем чем крупнее организация, тем больше рисков для владельцев и искушения для работников. Воровство на рабочем месте происходит в малых, средних и крупных масштабах и совершенно в разных бизнес-процессах, однако, чтобы эффективно снижать потери, владельцам и руководителям необходимо работать над их предотвращением комплексно и постоянно.

Что делать, если ваши сотрудники воруют? Как уже на этапе приема на работу определить склонность кандидата к мошенничеству и воровству? Как бороться с кражами в компании и можно ли уволить за воровство? Разбираемся в нашей статье.

Наш эксперт:

Сергей Сергеев, интервьюер-верификатор, действующий эксперт по безопасности, основатель проекта ЛАБСИ (Лаборатория специального интервью и верификации) и телеграм-канала «ЛАБСИ: интервью и верификация».

Где и как сотрудники воруют у компании чаще всего

По оценкам международных экспертов по борьбе с мошенничеством, типичная организация ежегодно теряет 5% доходов из-за мошенничества внутри компании. В России в условиях экономического спада и санкций важной задачей для любого бизнеса становится оптимизация затрат и снижение издержек, особенно потерь, связанных с воровством. Кроме того, кражи на работе ухудшают репутацию компании и демотивируют сотрудников. Кражи, воровство могут быть в любой организации и на самых разных этапах. Но где-то они встречаются чаще.

Наиболее распространенные процессы по количеству хищений:

  • закупки.

В том числе это откаты, закупки по завышенной цены или без необходимости, нецелевое использование бензиновой карты, служебного телефона, канцелярских принадлежностей.

  • производство.

Самые популярные варианты воровства: вынос за территорию продукции и материалов, запчастей, техники, «левые» поставки неучтенной продукции.

  • реализация.

Махинации с актированием, пересортицей, браком, истекшим сроком годности, с программами лояльности; хищение сотрудниками товаров и материальных ценностей; скимминг (мошенничество с банковскими картами). Сюда же относится увод клиентов и воровство клиентской базы.

  • маркетинг и реклама.

Откаты с предприятиями-рекламоносителями; использование инсайдерской информации; манипулирование ценами и ставками на рекламу; воровство рекламной продукции «не для продажи» и сбыт на стороне.

  • управление и контроль.

Вывод активов в «карманные» фирмы; продажа инсайдерской информации конкурентам (стратегия развития, коммерческая тайна); заключение необоснованных контрактов и увод наличных денег, манипулирование отчетностью, подделка документов, манипуляции с платежами, манипулирование расходами компании.

Что касается масштабов, то хищение может стоить компании как нескольких пакетиков чая, которые сотрудник украл из офисного кофепойнта, так и целого бизнеса.

-2

Категории сотрудников-воров

Для того, чтобы определить оптимальные способы борьбы с кражами в компании, необходимо понимать, какие существуют категории  сотрудников-воров. Их можно разделить на три группы:

  1. Мелкие воришки.
  2. Обманщики клиентов.
  3. Коррупционеры.

Как правило, среди главных причин, которая приводит к воровству в компании, специалисты называют отсутствие порядка и должной организации работы со стороны руководства и собственников. Базовым инструментом, который позволит добиться прозрачности бизнес-процессов, является цифровизация. Чем больше данных доступно для анализа, тем меньше возможностей у сотрудников для противоправных действий.

Что делать, чтобы не допустить воровства на работе

Даже тщательный подбор сотрудников не дает работодателю гарантию, что сотрудник в будущем не пойдет на правонарушения. Особую зону риска представляет массовый подбор персонала. Единственный способ минимизации рисков – тщательная проверка биографии соискателя.

Способы проверки биографии кандидата:

  1. Сбор информации о претенденте на должность.

– сбор рекомендаций у предыдущих работодателей с подтверждением достоверности (для выявления и подтверждения фактов негатива на прошлых местах работы);

– сбор информации из открытых и альтернативных источников о финансовой дисциплине: аффилированность и конфликт интересов, кредитная история, долги и финансовая дисциплина, уточнение данных о возможном девиантном поведении. В том числе наличие судебных тяжб, неоднократных административных правонарушений,  оценка страниц в социальных сетях (в каких группах кандидат оставляет комментарии, как проводит досуг) и так далее.

В общем, как поясняет эксперт Сергей Сергеев, важен сбор косвенных и явных маркеров, что у человека есть склонность к тому или иному виду поведения или подтвержденные факты негатива. На основании собранной информации работодателем делаются гипотезы, которые в дальнейшем опровергаются или подтверждаются. Значительную часть этой информации можно собрать с помощью сервиса по проверке уровня благонадежности соискателей и сотрудников. Это поможет быстрее отсеять сомнительных кандидатов и не тратить на них время и ресурсы.

2. Проведение интервью. Риск-ориентированное собеседование (скрининг) с протоколами оценки лжи, на котором проверяется собранная ранее информация, а также выявляются новые факты.

3. Полиграф. В ряде компаний детектор лжи является одним из эффективных инструментов проверки отдельных категорий сотрудников, связанных с материальной ответственностью.

-3

Использование полиграфа не всегда возможно. Одним из самых простых и верных способов нанять благонадежного сотрудника является проверка кандидатов на стадии приема на работу в том числе с помощью специальных сервисов. Это поможет сразу отсеять неблагонадежных  работников и предотвратить потенциальные проблемы,  связанные с персоналом.

Проверять соискателей и действующих работников можно быстро и эффективно благодаря системе проверок от сервиса CheckPerson — так вы сэкономите на службе безопасности, если у вас ее нет, или оптимизируете работу действующей СБ. Сервис позволяет проверить кандидата с помощью 70 государственных и коммерческих баз данных, соблюдая закон о персональных данных.

По итогам проверки компания получает информацию о кандидате по ряду значимых критериев. В зависимости от выбранного пакета работодателю предоставляются данные о:

  • действительности паспорта и ИНН;
  • нахождении кандидата в розыске, наличии у него исполнительных производств;
  • начисленных налогах, залогах движимого имущества, банкротствах;
  • участии в юридических лицах и наличии ИП, причастности к терроризму и экстремизму;
  • а также информация об интересах в социальных сетях, кредитном рейтинге, решениях арбитражных судов и так далее.

Как сотрудники воруют деньги у своих компаний: реальные истории

Например, директор филиала одной из компаний трудоустроил на работу так называемые «мертвые души» – то есть сотрудников, которые ни дня не выполняли свои трудовые обязанности. В сговоре с главным бухгалтером филиала эти сотрудники были включены в зарплатные ведомости. В конце месяца в день зарплаты в документах ставились поддельные подписи, а полученные деньги делились поровну между участниками сговора. По результатам обнаружения и расследования такого мошенничества в компании подсчитали ущерб, который составил более 10 млн рублей.

Однако случаи крупного мошенничества могут быть и со стороны рабочего персонала. Например, двое водителей-грузчиков договаривались на складе с ответственным за отгрузку сотрудником и регулярно вывозили с предприятия пищевой промышленности товара больше, чем указано в накладных. Полученные излишки передавались знакомой владелице продуктового магазина, которая их реализовывала. Вырученные с продажи средства распределялись между всеми действующими лицами. По итогам расследования выяснилось, что таким образом недобросовестные сотрудники украли товар на несколько миллионов рублей.

-4

Почему работники воруют?

Мотивы и причины, почему происходит кража на работе, могут быть разные. В большинстве случаев поводом для этого могут послужить низкая заработная плата, отсутствие контроля за действиями работников, жадность и зависимости (клептомания, игромания, наркомания), долги, личная месть руководителю.

По словам интервьюера-верификатора, эксперта по безопасности Сергея Сергеева, способы выявления недобросовестных сотрудников зависят от того, в каком именно бизнес-процессе компании происходят аномалии.

Согласно классической теории Дональда Кресси, так называемого «Треугольника мошенничества», правонарушение происходит при совпадении трех факторов:

  • Возможность. Наличие в компании возможности совершить правонарушение, а затем скрыть его и избежать наказания.
  • Обоснование. Сотрудник может оправдать собственные действия.
  • Мотив. Появляется в качестве давления на сотрудника каких-либо внешних обстоятельств. Например, жена высказывает постоянное недовольство недостаточной заработной платой супруга, сотрудник влез в крупные долги и т.д.

В последнее время более популярен квадрат/ромб мошенничества и к трем основным факторам Дональда Кресси добавили четвертый. Этот фактор – способность. Таким образом, согласно «ромбу мошенничества», не каждый человек способен морально и психологически пойти на нарушение. Как раз на выявление этого фактора способности, или предрасположенности к девиантному поведению, и предназначены мероприятия кадровой безопасности по проверке кандидата, описанные выше, подчеркивает Сергей Сергеев.

«Задача работодателя – понимать и учитывать принципы этого треугольника (квадрата / ромба), и здесь важную роль играет комплексный подход, – подчеркивает эксперт. – Мероприятий по выявлению воровства на работе огромное количество, однако важнее принимать меры по недопущению правонарушений. В первую очередь, речь идет о внедрении и соблюдении грамотной зарплатной политики, обеспечении высокого уровня корпоративной культуры, в том числе нулевой терпимости к правонарушениям, соблюдении принципа предотвращения нарушений, принципа целесообразности, комплаенс-менеджменте. Сотрудник должен понимать, что на рабочем месте он всегда действует в интересах акционеров, в противном случае могут возникнуть вопросы».

Признаки того, что сотрудники воруют

Для выявления воровства на рабочих местах необходим постоянный мониторинг рабочих процессов. В небольших компаниях, которые не имеют штатной службы безопасности, руководителю стоит обратить внимание на ряд индикаторов, которые могут указывать на воровство работниками.

Признаки, которые могут свидетельствовать о том, что сотрудники воруют:

  • снижение продуктивности одного или группы сотрудников;
  • увеличивающиеся текущие расходы компании;
  • жалобы клиентов на недобросовестность сотрудников;
  • поставщики и заказчики стремятся пообщаться только с одним из сотрудников;
  • саботаж сотрудниками инвентаризации.

По словам Сергея Сергеева, в компаниях, имеющих в штате службу безопасности, ведется постоянная работа со схемами финансовых и материальных потоков, риск-индикаторами (red flags) и т.д.

Как распознают и пресекают воровство на работе в организациях, где есть СБ:

  • проводится поведенческая аналитика и мониторинг коммуникаций – анализируется информация о деятельности сотрудников допущенных к:

– товарно-материальным ценностям;

– финансам;

– коммерческой тайне;

  • ведется составление перечня объектов и плана для углубленного анализа;
  • проводится процессная аналитика, анализ документов и учетно-аналитических  систем (1C, CRM, ERP, SAP, BI, СКУД, система видеоаналитика, DLP-система и тд);
  • анализируются аномалии в данных;
  • проводится регулярный внутренний аудит и мониторинг зон риска, внешний аудит, контрольно-ревизионная деятельность;
  • собирается информация с «горячей линии» – анонимного канала для сообщения о подозрительной деятельности;
  • проводятся расследования, скрининговые риск-интервью;

Почему важно следить, чтобы не воровали в магазине

Одним из уязвимых к кражам секторов бизнеса является ритейл. По данным исследований, 47% случаев – это воровство персонала в магазине, а 34% – на кражи посетителей. И лишь 6% – на недобросовестное поведение поставщиков.

В чем опасность воровства в магазинах:

  • Снижается прибыль торговой точки. Помимо прямых убытков снижается количество посетителей торговой точки, если они знают, что в нем часто происходят кражи, в особенности если вор находится среди сотрудников магазина.
  • Создается угроза безопасности персонала и покупателей. Воришки могут использовать насилие, чтобы избежать задержания.
  • Ухудшается репутация магазина. Активная борьба с воровством позволяет получать более высокие оценки от покупателей. Такие предприятия привлекательнее для инвесторов и потенциальных партнеров.
-5

Как работать с персоналом, чтобы предотвратить хищение сотрудниками

В любой компании всегда найдется что украсть, поэтому наилучшим способом контроля ситуации является профилактика. Даже если в организации не было прецедентов, когда сотрудник украл деньги, документы, товар или любую другую ценность компании, руководству стоит обратить внимание на необходимость предпринятия ряда превентивных мер.

Какие меры стоит предпринять, чтобы сотрудники не воровали:

  • Подавайте пример. Если вы руководитель начните с себя, не допускайте даже «незначительного» воровства имущества компании. Как правило, мотивов для воровства в компании меньше, если работодатель своевременно выплачивает официальную зарплату уровня не меньше среднерыночного, своевременно проводятся инвентаризация, ведется автоматизированный учет продажи и приемки товаров.
  • Четко выстраивайте границы ответственности. Не создавайте возможности для воровства, искушения. Для этого необходимо подписать с сотрудниками документы о материальной ответственности и неразглашении коммерческой тайны, а также ограничить доступ сотрудников к складским помещениям. Сейчас существует множество простых и недорогих замков с идентификацией по отпечатку пальца. Внедряйте корпоративную культуру. Создавайте атмосферу доверия в коллективе и нетерпимости к воровству. Некоторые компании также ведут просветительскую работу о нетерпимости к воровству.
  • Проверяйте сотрудников при приеме. О наиболее эффективных способах проверки мы написали выше. Одного собеседования или тестирования может быть недостаточно. И даже если у компании нет ресурсов для создания собственной службы безопасности, благонадежность можно проверить с помощью открытых источников и онлайн-сервисов, позволяющих провести комплексную проверку потенциального работника. Один из таких – сервис по проверке уровня благонадежности сотрудников от CheckPerson.

Как происходит увольнение за кражу

Увольнение сотрудника за кражу на работе – наиболее частый исход правонарушения. Как правило, компании не готовы нести репутационные риски, поэтому не обращаются в правоохранительные органы. При этом часто остаются невосполнимыми финансовые потери и упущенная из-за действий мошенников выгода.

Во всех случаях факт кражи должен быть документально установлен и описан. Например, во время инвентаризации обнаружилась недостача на складе. Комиссия сразу должна составить докладную, на основании которой определенное лицо будет нести ответственность. Если сотрудник пойман на воровстве с поличным, предложите вору вернуть деньги или товар в досудебном порядке. Обычно этого достаточно, чтобы продавец возместил пропажу и уволился — как правило, по собственному желанию.

Важно! Уволить сотрудника за воровство вы сможете только после того, как суд докажет его вину. Если вы обвинили сотрудника в воровстве, и обратились в полицию, нужно дождаться вынесения приговора суда и только после этого расторгать трудовой договор.

В некоторых случаях ответственность может быть комбинированной: гражданской, уголовной, административной. Все будет зависеть от того, насколько в финансовом плане пострадало предприятие от действий виновного лица.

Гражданская ответственность

В первую очередь, согласно нормам трудового законодательства, преступление является основанием для наступления полной материальной ответственности. Она подразумевает возмещение ущерба по действующим ценам. Итоговое решение выносит суд. Однако не исключено, что стороны могут заключить мировое соглашение. По его условиям сотрудник может вернуть похищенное имущество или предоставить ему равноценную замену.

Административная ответственность

Если совершение по месту работы хищения было незначительным (в пределах 1000 – 2500 рублей), то может наступить административная ответственность. В рамках нее виновнику грозит штраф, арест на 15 суток или же обязательные работы с определенной продолжительностью. Все санкции прописаны в ст. 7.27 КоАП РФ.

Уголовная ответственность

Устанавливает уголовную ответственность за кражу на работе статья 158 УК РФ. В ней содержится несколько частей, устанавливающих санкции в зависимости от способа совершения хищения и размера причиненного предприятию ущерба. Уголовный кодекс РФ содержит целую главу 23, посвященную коррупции в бизнесе, обозначая ее как преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. В части коррупции для собственника бизнеса важнейшими являются два состава преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ: злоупотреблением полномочиями (ст. 201 УК РФ) и коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Автор: Анатолий Черепанов

Советуем обратить внимание на эти статьи 👇🏻👇🏻