Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как работает терапия с психологом?

Эта статья нацелена не на специалистов, работающих в сфере психологии, а на клиентов, которые не понимают, как обычный диалог и “пара вопросов” могут им помочь. Я не предлагаю разбирать каждый подход в отдельности. В этой статье мы посмотрим на общие механизмы психики, и я постараюсь простыми словами объяснить, как работает психология.

Представим жизнь обычного человека. Его мать вынашивает плод, рождает его на свет. Он растет в родительской семье, бОльшую часть жизни наблюдая за родителями и их способами взаимоотношений в реальным миром. Он учится держать ложку, как мама. Учится чавкать, как папа. Начинает любить сериалы, как бабушка. И рыбалку, как дедушка. С этим мало кто поспорит, верно? До определенного возраста, в среднем, до 9-11 лет, ребенок все свое зримое поведение копирует с ближайших родственников.

А что происходит в психике? Всё то же самое. Он учится выражать эмоции также, как делают родители. Учится строить отношения так же, как это делают те, кто его воспитывает. Если папа, приходя с работы уставший, ругается и кричит на маму, ребенок будет также отчитывать свои игрушки.

Все же видели эту картинку на просторах интернета?

Если мама со всей готовностью своего любящего сердца опекает и берет на себя ответственность за все поступки ее дитятки, то ребенок с таким же энтузиазмом эту ответственность будет на нее перекладывать. Можно тут вспомнить об идентификации из психоанализа, можно о скопированных паттернах поведения, но в общем и целом, ребенок усваивает определенные алгоритмы действий, как физических, так и психических.

Потом начинается подростковый период. Фигура родителя начинает терять авторитет, а вот друзья и знакомые, напротив, становятся примером для подражания. О подростковом возрасте можно многое говорить, я обязательно выскажу свое видение этого периода в следующих статьях, но сегодня мы не об этом. Кратко, часть родительских паттернов заменяется другими, взятыми от сверстников. Начинается первый опыт сепарации от родителей.

В конечном итоге, этот ребенок попадает во взрослую жизнь. Психика к этому времени становится менее гибкой и восприимчивой.
Мы получаем человека, личность, являющуюся симбиозом всех усвоенных им паттернов поведения. На одну и ту же ситуацию у нас всегда несколько паттернов, но есть те, которыми мы руководствуемся чаще всего. А выбор в пользу конкретного паттерна происходит чаще всего бессознательно. Простой пример: если вы левша, привыкли держать ручку/вилку/стакан левой рукой, будете ли вы каждый раз, когда вам нужно взять предмет, думать, а какой рукой его взять и почему? Только в случае, если одна из рук занята. 90% времени вы будете неосознанно брать ручку в левую руку и приступать к написанию. В психике также.

Происходит определенная ситуация в жизни, вы действуете привычным образом. Точка. Конец. И иногда, наше поведение приводит нас к не удовлетворяющим результатам.

Изображу вам все это в схемке. Жизнь человека до терапии.

-2

Человек до терапии видит только голубые фигуры. Для того, чтобы увидеть белые, ему нужно либо пройти терапию, либо огромный опыт, умение анализировать ситуацию, абстрагироваться от чувств, очень высокий уровень рефлексии, наличие знаний о других паттернах поведения и примеров их положительного подкрепления.

Рассмотрим на примере созависимости. Выйдя из семьи, где отец болен алкоголизмом, дочь часто выходит замуж за человека с зависимостями. (Скопированный паттерн поведения от созависимой матери, роль жертвы или спасательницы). Муж покупает водку, жена (та самая дочь) прячет ее от мужа. (Привычный паттерн контроля). Он находит или покупает еще. (Отрицательное подкрепление, которое жена пока не видит). Она уговаривает его не пить. (Контроль). Он продолжает. (Отр. подкрепление). Она запрещает ему пить. (Контроль). Он продолжает. (Отр. подкрепление). Она уходит от него (попытка выйти из привычного паттерна или манипуляция, с целью контроля). Он обещает измениться. (Положительное? подкрепление). Она верит и возвращается. (Привычный паттерн жертвы-спасательницы). Он снова начинает пить. (Отрицательное подкрепление). Она записывает его на лечение. (Контроль). Он кодируется, но, через какое-то время снова начинает пить. (Отр. подкрепление). Она придумывает тысячи способов отучить его от выпивки, но он продолжает пить. (Контроль опять подкрепляется отрицательным результатом). И все друзья и знакомые советуют ей бросить его, но он же пропадет, он же обещает. И она каждый раз возвращается, потому что созависима. А чаще всего, друзья, не одобряя ее поведение, отказываются от нее. И остается она в этом порочном кругу очень долго. (И как много случаев отрицательного подкрепления ей нужно будет пройти, прежде чем она поймет, что контроль и другие привычные паттерны не работают, одному богу известно. А точнее, я уже описала выше, что для этого нужно. Кратко - чудо).

А теперь посмотрим на пример работы психолога. ПСИХОЛОГИ НИКОГДА НЕ ДАЮТ ВАМ КОНКРЕТНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ “СДЕЛАЙ ЭТО, НЕ ДЕЛАЙ ТОГО И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВА” . У нас нет волшебных таблеток, которые откроют вам глаза и изменят вашу жизнь по щелчку пальцев. У нас нет книжечки с готовыми решениями любой проблемы, которую мы пролистываем “ага, созависимость, страница 1056, что делать, если муж пьет. Если муж пьет, нужно три раза обойти его с левой стороны, плюнуть на правое плечо, произнести авада кедавра, перекрестить и стукнуть по лбу. Вот вам рецепт, всего доброго. Не забудьте в правой руке сжимать лавровый лист и волос единорога”. Мы вообще не можем влиять на поведение другого человека и вам не советуем. До добра не доводит. Но вот брать ответственность за свою жизнь и поведение в свои руки мы научить можем. Если вы захотите, конечно.

Мы действительно задаем вам много вопросов. Тех самых, которые человек, умеющий рефлексировать и объективно оценивать ситуацию, анализируя причинно-следственные связи, сам себе задает. Мы показываем вам, что ваши привычные паттерны не работают. И для этого недостаточно посидеть с вами на кухне, попить мартини и сказать “подруга, ну это же все фигня, он никогда не изменится, ты же знаешь”. Эй, подруги созависимых? Говорили им такое? Работало? Все равно возвращалась, да? Или находила другого, взахлеб объясняла, что “этааа другоооое” и снова здорово? Понимаю.

Наша задача с помощью вопросов подвести вас к инсайту. Чтобы вы сами увидели повторяющийся паттерн, чтобы вы сами увидели, как он подкрепляется, чтобы вы сами нашли способ выхода. И уберечь вас от “
так я левой рукой сжимала лавровый лист и волос был от девственницы. А надо правой и единорога, точно!” И показать вам с помощью ваших инсайтов, что вы можете контролировать только свое поведение, и то, не всегда и не на 100%.

Все наши вопросы, все наши практики и диалоги, все наши подходы и методы в конечном итоге направлены на повышение вашего уровня рефлексии. Давая вам готовые методы мы навсегда привязываем вас к “терапии”. Проблема - пришли к нам - мы сказали решение - вы решили. А ситуации не бывают абсолютно одинаковыми. Похожими - да, но на 100% идентичными, нет. И так вы и будете бегать к нам и каждый раз с новым рецептом искать то лаврушку, то единорога, то девственницу...

Повышая вам уровень рефлексии, самоанализа, мы учим вас
САМОСТОЯТЕЛЬНО наблюдать ситуацию, понимать, почему вы воспринимаете все именно таким образом, почему вы попадаете в подобные ситуации, как вы привыкли действовать, какие паттерны поведения вы неосознанно выбираете, как вы можете осознанно поступать и какие подкрепления вы можете получать. Теперь вы можете вернуться назад, к моей, (извините за кривизну) схемке, и понять, что психолог дает вам голубой карандаш, которым вы, при вашем желании, сможете закрасить белые фигуры.

У вас появляется выбор. Действовать привычным образом или пробовать новое. Действительно новое,
а не руки менять и волосы у разных существ выдергивать. Вы начинаете строить СВОЮ жизнь, основываясь на СВОЕМ выборе.

Автор: Караваева Екатерина Алексеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru