Найти тему

Немецкие оценки в немецкой школе: как у нас всё устроено? От 1 класса до выпуска из IB

Оглавление

Нас часто спрашивают, есть ли у нас оценки и по какой системе дети их получают. Мы хотели бы вам рассказать!

Cмайлики

В первых двух классах дети не получают "настоящих" оценок, а получают смайлики и мотивационные стикеры. Счастливый смайлик в короне означает, что ребёнок очень хорошо справился с работой или заданием, счастливый смайлик без короны — тоже хорошо, а грустный смайлик  подсказывает ребёнку, что нужно приложить больше усилий.

Вот наши смайлики. Сердитый смайлик мы обычно не используем
Вот наши смайлики. Сердитый смайлик мы обычно не используем

Во время беседы об успеваемости, которая проводится в конце первого полугодия, дети оценивают себя по количеству звёздочек, и ставят себе цели на следующее полугодие.

См. материал про Lernentwicklungsgespräche — разговоры с первоклассниками про оценки.

Прописи, задания и первые слова с выученными буквами
Прописи, задания и первые слова с выученными буквами

Оценки и мягкий переход к ним

В первом полугодии третьего класса дети постепенно начинают получать оценки, но это происходит постепенно и аккуратно. Детям нужно привыкнуть к новой системе и тому, что означают эти цифры.

1 балл — лучшая оценка в немецкой школе.

В немецких школах шестибалльная система оценок, и относительно русской она идёт наоборот: 1 — очень хорошо, 6 — совсем ничего не сделано.

Такая оценочная система типична для немецких школ как в Германии, так и за рубежом, и мы придерживаемся этой системы вплоть до сдачи нашими учениками выпускных из 10-го класса — из общего уровня средней школы.

Про то, какие экзамены сдают наши дети, можно прочитать здесь: Переводные экзамены и этапы в школьной жизни каждого ученика.

Переходный период на примере 3-го класса

После двух лет оценивания смайликами 3-й класс должен перейти на "нормальные" оценки, и мы знаем, что они не самый ангельский класс в нашей школе. Внедрение новой системы не может пройти как по маслу, так что класс должен получить дополнительную и понятную детям систему поощрения, и с её помощью осознать важность оценок, прилежания в учёбе и хорошего поведения.

Wir greifen nach den Sternen — мы тянемся к звездам. Девиз, который ребята визуализировали на классном часе
Wir greifen nach den Sternen — мы тянемся к звездам. Девиз, который ребята визуализировали на классном часе

За учёбу ставятся обычные числовые оценки, и отдельно оцениваются поведение, порядок на столе и в классе, хорошее выполнение классных обязанностей и, конечно, вежливое и дружелюбное общение с одноклассниками.

Если класс весь день ведёт себя хорошо, вежливо разговаривает друг с другом и не делает глупостей, то в качестве обратной связи получает зелёный смайлик, если всё было не совсем положительно — жёлтый, а если поведение было совсем плохим, то красный или оранжевый смайлик. Затем на классном часе эти смайлики подсчитывают, и за каждый зелёный смайл начисляют звёзды. Количество звёздочек важно, потому что если набрать их достаточно, можно загадать желание, одно на весь класс. Например, 10-минутный перерыв может стоить 10 звёзд, а выезд или ночёвка в школе — 30 или 40 звёзд, набранных за полгода.

Большая цель на это полугодие (несколько короче предыдущего из-за проектной недели и некоторых других причин) — 30 звёзд. Цель должна быть достижимой!
Большая цель на это полугодие (несколько короче предыдущего из-за проектной недели и некоторых других причин) — 30 звёзд. Цель должна быть достижимой!

Все процессы, например, за что можно получить смайлики и звёзды, что можно загадывать или какие еженедельные цели ставятся, чётко определены для учеников и обсуждаются с ними. Тогда эти смайлики и звёздочки ценятся и влияют на атмосферу в классе.

GIB и новая система оценивания

В 11 классе наши ученики переходят не только на новый принцип обучения, ведь дипломная программа IB (в нашем случае — двуязычного международного бакалавриата на немецком и английском языках, GIB) даёт гораздо больше свободы и требует огромного объёма самостоятельной работы, но и на новую систему оценивания.

7 баллов — лучшая оценка в дипломной программе IB.

В системе IB практикуется семибалльная система оценивания. По каждому из 6-ти обязательных предметов можно получить от 1 до 7 баллов. Ещё 3 балла можно набрать за отлично написанное эссе и работу на теории познания — Theory of Knowledge.

Таким образом, максимальное количество баллов за диплом IB — 45. 

Для поступления в немецкие университеты нужно иметь не менее 4 баллов за каждый из обязательных предметов, не менее 24 баллов в целом. Конкретные проходные баллы зависят от университета и конкурса.

Подробнее про GIB в Немецкой школе Санкт-Петербурга при Генеральном консульстве Германии: IB Diploma. Международный бакалавриат в Немецкой школе: детали, особенности, возможности