Найти в Дзене

История особняка Александры Ивановны Дерожинской

Некоторым людям определённо повезло с фамилией. Один раз услышишь её и запомнишь и человека, и его имя. Я вот, например, знал (правда в разные годы, но всё же) Машу Готовую, Лилю Дубовую (которая всегда была вынуждена просить ставить ударение на второй слог и не превращать ее фамилию в говорящую характеристику) и Елену Мозговитую. Правда, историй про них не знаю.

А вот бывает и наоборот – история есть, а фамилию и не упомнить, или не связать с историей. В жизни краеведа знание московских фамилий очень важно. Сейчас поймёте, о чём я. Например, есть в Москве переулок Бутиковский. Сегодняшний посетитель этого чудесного московского уголка думает, что есть у него возможность посетить бутики на этой улице. Кстати, не понимаю, почему до сих пор московские предприниматели не открыли ни одного бутика на Бутиковском переулке.

Однако название переулка от фамилии купца, предпринимателя, фабриканта Бутикова. Иван Петрович Бутиков – московский купец первой гильдии и текстильный фабрикант. Родился 26 февраля 1800 года. Вначале владел фабрикой в Лефортовской части, затем перевёл производство к Остоженке, расширил его, преобразовав в шерсто- и бумаготкацкое. Был старообрядцем-поповцем. Благодаря его предприятию на Остоженке стало жить много старообрядцев, построивших позже в Турчаниновом переулке Покровский храм. Занимался благотворительностью, был членом Московской фондовой биржи, потомственным почётным гражданином. В конце жизни постригся в монахи под именем Илария.

Ему принадлежали несколько текстильных фабрик и многочисленная недвижимость: особняки, загородная усадьба, магазин на Мясницкой улице. После смерти родителей и брата, который не имел детей, Александра Ивановна Бутикова (она была совсем юной в ту пору) унаследовала весь капитал своего отца и возглавила «Товарищество мануфактур Ивана Бутикова». Под её руководством семейное предприятие вышло из кризиса и вновь стало прибыльным. Девушка быстро выскочила замуж. За Рябушинского. И папину фамилию сохранять не стала.

Деньги только прибывали, она стала «миллионершей». И её неокрепшую душу смутил поручик лейб-гвардии конного полка Владимир Валерианович Дерожинский. И пусть в общине старообрядцев разводы были запрещены, это не остановило эксцентричную Сашу Бутикову (Рябушинскую), которая вышла замуж за поручика. И заказала одному из самых дорогих архитекторов того времени, Федору Шехтелю, строительство особняка в Штатном (Кропоткинском) переулке. Уж не знаю, планировала ли она когда-нибудь, что переулок назовут её именем, но дом её мы знаем, как «Особняк Дерожинской». Однако, Саша решила не стоять на месте (а, может, ей не рассказали, что не обязательно всякий раз, когда полюбишь, выходить замуж) и сочеталась браком в третий раз. С Зиминым, владельцем мануфактур в городе Дрезна и Зуеве.

Английский консул Брюс Локхарт так вспоминал о Зиминой:

«Мне занимательно было наблюдать, как мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями — двумя бывшими и одним настоящим. Это показывало толерантность и понимание, которые в то время были за пределами восприятия западной цивилизации. Английские жёны, однако, с ханжеским ужасом разводили руками».