Найти в Дзене

Основные принципы воспитания от педагога-новатора Василия Сухомлинского

Оглавление

Как это ни грустно, но имя этого человека в "Год педагога и наставника" звучит особенно редко. А ведь педагогика, как и любая другая наука и искусство, не имеет национальности. Хотя я рад, что с 1998 года и по сей день в нашей стране ежегодно проводится конкурс, название которого в точности соответствует названию одной из 30 книг, написанных героем моей сегодняшней статью, которую сам автор назвал - "книгой своей жизни".

Фотография из Яндекса. Сухомлинский Василий Александрович, 28.09.1918 - 02.09.1970 гг.
Фотография из Яндекса. Сухомлинский Василий Александрович, 28.09.1918 - 02.09.1970 гг.

...Я имею ввиду замечательный труд "Сердце отдаю детям". Ну а имя педагога-новатора, как в советское время любили называть творцов вне зависимости от сферы деятельности, - Василий Александрович Сухомлинский. Однако в этот раз я не стану пересказывать страницы биографии своего украинского коллеги, оставлю себе это удовольствие на отдельную статью.

Сегодня же я хочу, друзья, вас познакомить, а кому-то чуточку напомнить, основные принципы воспитания, которые подробно и аргументированно изложил Василий Александрович в другом своём замечательном педагогическом труде "Родительская педагогика".

🔥...Непременно пробежитесь по страничкам данной книги от старта до финиша. Состоит она из ненавязчиво-назидательных бесед с родителями, переписки с сыном и размышлениями педагога (учителя и директора Павлышской средней школы, в которой трудился Сухомлинский с 1948 по 1970 гг. Книга эта прошита человеческой мудростью и большой любовью к детям!

🎨 Семь главных принципов воспитания от Василия Сухомлинского...

Если вы, уважаемые читатели, читали мои ранние статьи, а то и вовсе являетесь в прошлом моими воспитанниками или сегодняшними родителями моих "неваляшек", то для вас не станет откровением, что на протяжении всей своей педагогической биографии я проповедую идею о том, что главным воспитательным аспектом является - социальное воспитание, т.е. успешная социализация детей и подростков.

Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора.
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора.
🔥...Именно социальная адаптация к сегодняшней и подготовка ко взрослой жизни, по моему профессиональному мнению, должны стоять во главе угла, как семейного, так и школьного, воспитания нашей детворы! Эта стратегическая идея и легла в основу моей авторской программы "Маленькие секреты взрослой жизни. Азбука саморазвития!"

И мне приятно осознавать, что первый, и самый главный, принцип воспитания, выдвинутый В.А. Сухомлинским напрямую завязан с социальным аспектом воспитания.

✅ Научить ребёнка жить!

Мы должны учить наших детей жизни, и начинать это делать как можно раньше! Сухомлинский писал о том, что главная проблема воспитания молодых, малоопытных родителей заключается в том, что они и сами-то на момент рождения первенца ещё не до конца сформировались как взрослые, знающие, имеющие жизненный опыт и уверенные в себе люди. Они сами, по большому счёту, остаются взрослыми детьми.

А создание семьи - это не только праздник, но и сильнейший стресс! Ведь одно дело жить в семье в статусе ребёнка, и совсем иное - создав собственную семью, обрести статус мужа или жены, а позднее отца или матери. Возникает законный вопрос: так что же в этом случае делать?

В первую очередь, надо принять тот факт, что взрослой жизни следует учиться в детстве, а точнее с момента рождения. Основным социальным институтом воспитания всегда и во все времена оставалась семья. А потому и главная нагрузка в подготовке детей ко взрослой жизни ложится на их родителей.

Ну а родительское воспитание, как известно, всегда и во все времена было действенно, лишь в формате присутствия и личного примера. Назидания же эффективны лишь в плане содеянных нашей детворой неприятностей.
Фотография из Яндекса. Обработка автора.
Фотография из Яндекса. Обработка автора.

Однако и школа не должна оставаться в стороне. Сухомлинский призывал своих коллег к тому, чтобы они с начальной школы беседовали со своими воспитанниками о взрослой жизни. В старших же классах обучающиеся должны изучать обязательную школьную дисциплину, которая бы готовила подростков к семейной жизни. Он предлагал и своё название "Семья. Брак. Любовь".

Причём данный предмет Василий Александрович называл самым главным в школьной программе. Почему? Да потому что именно он, по мнению педагога, готовит сегодняшнюю детвору к завтрашней взрослой жизни. С удовольствием присоединяюсь к мнению моего коллеги по педагогическому цеху. И дабы не быть голословным, отправляю вас, друзья, к первоисточнику:

-4

Полагаю, что здесь все комментарии излишни. Хотя от себя скажу, что дело это очень непростое. Сужу об этом по огромному количеству бесед с родителями и из общения с подростками.

И если в семье аспекту воспитания взрослости в своё время в должной мере внимание не уделялось, то ни одна школа, даже самая уникальная, не может гарантировать успешного решения вышеупомянутой задачи.

Зато мы, педагоги, можем дать шанс нашим воспитанникам получить как можно больше информации, а местами и приобрести определённые умения и навыки. Воспользуются они им или же нет - знают только они сами.
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора.
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора.

✅ Быть настоящим Отцом!

По умолчанию принято считать, что воспитанием ребёнка в семье должна заниматься, в первую очередь, его мать. Это грустный стереотип. Да, конечно, именно мать ребёнка открывает для него мир, под названием "Жизнь". Именно она, в первые годы его жизни, проявляет максимальную заботу о своём дитя.

🔥...Но и отец обязан всегда находиться рядом. Он должен ничуть не меньше участвовать не только во взрослой, скажем, подростковой жизни сына или дочери, он должен уметь общаться с ними ещё до того, как они научатся лопотать на человеческом языке.

Но само собою это не получится. Этому следует учиться! Когда я был с воспитанниками Нарышкинской школы-интернат в Дании, в июне - июле 1998 г., мы жили целый месяц в одной из местных школ. Мне посчастливилось общаться и с учителями, и с директором этой школы.

Директор рассказывал о том, что в Дании молодые люди, прежде, чем обрести статус "отца" или "матери", проходят специальные курсы, которые проводят детские и подростковые психологи, социальные педагоги, воспитатели детских садов и даже простые школьные учителя.
Причём, потомки викингов уверены в том, что успешное воспитание детей, и мальчиков в частности, во многом зависит от того, как много времени они проводят со своими отцами!

Мне кажется, что нечто подобное следовало бы ввести и в России! Ведь если мама - это тот человек, что создаёт вокруг ребёнка "Зону комфорта", то отец - это человек, который как раз провоцирует ребёнка, в частности сына, на выход из этой зоны, а это для будущих защитников своей семьи, да и страны в том числе, штука весьма полезная!

Кстати, говоря о самовоспитании отца, Сухомлинский подчёркивал, что прежде всего тот должен совершенствоваться сам, как личность, ведь на первых порах ребёнок будет не столько его слушать, сколько смотреть и копировать. Ну и согласитесь, друзья, разве же это плохо, когда мужчина, желая активно участвовать в воспитании своего ребёнка, в один прекрасный момент сможет избавиться от вредных для себя и семьи привычек и, напротив, приобретёт: и полезные знания, и полезные умения/навыки, и полезные привычки?

Фотография из Яндекса. Обработка автора.
Фотография из Яндекса. Обработка автора.

✅ Стать талантливым и счастливым родителем!

Данный пункт, является своего рода продолжением предыдущего. И казалось бы его следовало поставить строкой выше, но уж очень важным фактором в семейном воспитании Сухомлинский определял роль главы семейства!

В.А. Сухомлинский во многих своих статьях повторял одну и ту же мысль: "Дети с первых дней своей жизни воспринимают окружающий мир глазами своих родителей!" И действительно это так, лет до 6, как известно, дети - это пластилин. Всё, что происходит, в первую очередь в их семье, они воспринимают за "чистую монету", как жизненную и непоколебимую данность.

🔥...Если на глазах дитя отец постоянно "воюет" с матерью, если в семье принято использовать ненормативную лексику или даже "прикладывать руку" в качестве аргумента, то ребёнок будет это считать за единственно правильную модель поведения. Именно её он будет использовать и в своей повседневной жизни, общаясь со сверстниками в песочнице, в детском саду, а позднее и в школе.

И никакие увещевания со стороны взрослых (включая учителей), уж тем более не авторитетных для детворы, не изменят детского поведения. Ведь даже когда ребёнок повзрослеет и поймёт, что семья - это ещё не вся Вселенная, у него уже чётко сформируются и прочно закрепятся агрессия, сквернословие и конфликтность в привычках, что будут всякий раз, белыми нитками, прошивать его поведение в различных социумах.

Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора.
Иллюстрация из Яндекса. Обработка автора.

✅ Быть мудрым Учителем!

Мудрость учителя, по мнению Сухомлинского заключается в том, чтобы, во-первых, рассмотреть в каждом ученике, даже самом "неудобном", истоки добродетели, а в каждом ребёнке, казалось бы лишённом талантов, созидательный потенциал. А во-вторых, помогать несчастным и, казалось бы, безнадёжным мальчишкам и девчонкам поверить в себя, в собственные добродетели и таланты, в собственные силы и в свой успех!

Василий Александрович неустанно повторял, что учителя всегда должны видеть свет в своих воспитанниках. Главный акцент учительского внимания должен делаться на успехах учащихся. Сухомлинский очень критически относился к стереотипной тенденции советских педагогов делить учеников на "успешных и неуспешных".

Педагог вполне обоснованно полагал, что учитель не должен во главу угла ставить успеваемость учащихся. Его главная задача заключается в том, чтобы "поймать на успехе своего воспитанника, закрепить его и всячески развивать!" Оценивать следует, прежде всего, старание ребёнка и крохотные его шажки вперёд.

Сухомлинский выступал против того, чтобы детей воспитывали стыдом и страхом. В его школе учителя прежде всего ставили положительные оценки. Только не нужно думать, что Сухомлинский призывал завышать оценки ученикам!

Фотография из Яндекса. Обработка автора.
Фотография из Яндекса. Обработка автора.

Пятёрки и четвёрки не должны раздаваться налево и направо, ведь в этом случае у ребёнка может сложиться впечатление, что учёба - это игра. Дети должны понимать, что умственная деятельность - это очень серьёзный и нелёгкий труд. Но вот давить ребёнка за неудачи "двойками" и "тройками" - ни в коем случае не стоит. Это убьёт в ребёнке желание учиться, и здорово понизит его самооценку!

-9

✅ Воспитывать детей без строгих наказаний!

Василий Александрович всякий раз очень переживал, когда сталкивался с фактами использования в воспитании всевозможных форм наказания. Он был уверен, что детей можно и нужно воспитывать без наказаний! Звучит утопично, не так ли?

Педагог утверждал, что если ребёнок не слышит взрослого, не выполняет необходимых правил и требований со стороны взрослых, то значит в процессе семейного воспитания были допущены ошибки. И одной из самых распространённых ошибок является активное применение запретов.

🔥...Сухомлинский призывал родителей к тому, чтобы никогда не пересекать границу собственной власти над ребёнком. Они должны осознавать тот факт, что даже в самом крохотном существе живёт человечек, имеющий право на собственное мнение, свой маленький мир, и свои, пусть ребячьи, ценности.

Замечательно, когда мамы и папы заботясь о развитии своего дитя, дают ему возможность пробовать себя в различных сферах жизни, и в первую очередь в творчестве и в спорте. Но при этом у ребёнка должны быть: и свои любимые хобби, и свои заботы и, конечно же, друзья, которых они выбирали бы самостоятельно, без участия взрослых.

Фотография из Яндекса. Обработка автора.
Фотография из Яндекса. Обработка автора.

Сухомлинский прекрасно понимал, что это утопия, чтобы в СССР все дети росли в любви и в счастье. Он всегда делал поправку и на русский менталитет, и на наши национальные традиции, в том числе и воспитательные.

Педагог-новатор работал учителем и руководил школой в очень непростое время, когда среди детворы было много ребят, отцы которых погибли в годы Великой Отечественной войны. О том, как трудно воспитывать ребёнка, особенно мальчика, матери-одиночке - говорить не приходится.

И всё-таки Сухомлинский мечтал о том времени, когда в Советской стране все дети станут воспитываться в полных семьях, когда исчезнут интернатные учреждения, и когда каждый ребёнок будет с удовольствием бегать в школу, не боясь того, что там, равно как и в семье, он будет подвергаться наказаниям в той или иной форме.

✅ С раннего возраста развивать любознательность!

В одной из своих более ранних статей я познакомил вас, друзья, с идеальной цепочкой интеллектуального развития, к которой следует стремиться родителям: "Любопытство - Любознательность - Познавательная активность - Активная жизненная позиция..."

Что я имел ввиду? Если вам действительно интересно, то ловите ссылочку на статью, где я подробно раскрываю данную формулу:
8 родительских ошибок, которые убивают в ребёнке мыслителя. 8 правил поддержания любопытства у детей
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 29 декабря 2022

Примерно нечто подобное, пусть и не столь методично, "проповедовал" Василий Сухомлинский. Он призывал родителей к тому, чтобы они очень серьёзно относились к природным способностям детей задавать вопросы. 400-500 вопросов в день - для 4-5-летнего ребёнка - это норма, с учётом того, разумеется, что ребёнок в течение всего времени бодрствования находится рядом со взрослыми.

Фотография из Яндекса. Обработка автора.
Фотография из Яндекса. Обработка автора.
Родители, как бы они не были заняты собой и своими проблемами, должны не только прислушиваться к "детской вопросительной сессии", а то и к "нескончаемому марафону", но и последовательно, спокойно и серьёзно отвечать на эти сотни "Почему?" ...Лично мне крайне грустно, когда родители отшучиваются, а то и вовсе ругают своих детей за бесконечные вопросы.

...Когда ребёнок пойдёт в школу, он уже будет более избирательно интересоваться окружающим его миром. Количество вопросов от него значительно уменьшится, но зато он станет проявлять большую заинтересованность и настойчивость в получении уже более аргументированных ответов на свои вопросы.

И если всё так пойдёт далее, то родители доживут и до того счастливого времени, когда дети, уже будучи подростками, сами научатся искать ответы на свои вопросы. Однако не следует думать, что мамам и папам тогда можно будет расслабиться. Они должны интересоваться интересами своего ребёнка, не бояться задавать вопросы, в том числе и провокационные, и даже дискутировать и спорить на равных в форматах детского контента.

Это далеко не все принципы воспитания, которые легли в основу педагогического учения Василия Александровича Сухомлинского. Их значительно больше, несколько десятков. И я обещаю вам, друзья, к ним ещё не раз вернуться.

🚀...Ну и вдогонку к публикации, ловите пару несложных вопросов, на которые можете ответить в Комментариях к статье или же про себя, что не принципиально:

📌 С какими из перечисленных принципов воспитания от Василия Сухомлинского вы категорически согласны, а с какими могли бы и поспорить?

📌 Каким из Шести перечисленных принципов советского педагога-новатора вы следовали чутьём и наитием, в процессе воспитания собственных детей?

🙏...Ну а на сегодня всё. БОЛЬШОЕ СПАСИБО тем из вас, кто одолел очередную мою статью! Не скрываю, что очень рассчитываю на то, что она вас зацепила, показавшись и любопытной, и полезной. И если я прав, то смею рассчитывать, народ, на ваши ЛАЙКИ💓, КОММЕНТАРИИ🎤, НОВЫЕ ПОДПИСКИ НА КАНАЛ📝, а возможно и на РЕПОСТЫ📜.

Фотография из Яндекса. Обработка автора.
Фотография из Яндекса. Обработка автора.

🔔 P.S. Буду рад, если вы заглянете и в другие мои статьи, ведь они столь же могут оказаться для вас полезными, как и сегодняшняя. Впрочем, об этом уже судить вам, ну и ловите на них ссылочки, мои добрые читатели:⬇️⬇️⬇️

Что является лучшей защитой ребёнка от дурного окружения. Пути решения проблемного поведения подростка
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 7 октября 2022
Белинский А.О. о подростковом бунте и о том, как воспитать умных и успешных детей
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 25 ноября 2022
Детское одиночество: плюсы и минусы. Причины одиночества наших детей. Что делать, если ребёнок одинок не по своей воле?
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 17 апреля 2023
Не покушайтесь на будущее своих детей! Почему следует уважать выбор своего ребёнка
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 27 марта 2023
Мамы и папы, расставляйте грамотно приоритеты, особенно в учебном процессе! А.С. Макаренко о том, что делать, если ребёнок не тянет учёбу
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 1 марта 2023
Форматы развития, определяющие наше воспитание. Фрэнсис Бэкон о том, что, прежде всего, определяет воспитание человека
Пером и Мелом или Колючий Пубертат 6 февраля 2023
-13

🙏 С УВАЖЕНИЕМ, ваш Рудольф Валяев (он же Нефритовый Фрик, он же Неваляшка)

🔔 P.P.S. Традиционно, приглашаю вас, друзья, заглянуть на мой второй, правда, не столь профессиональный канал, достоинством которого является и его высокий интеллектуальный градус, и его провокационная начинка:⬇️⬇️⬇️

Нефритовый Фрик