"Укрощение строптивого" (1980)
Элиа обладает хорошими качествами, наблюдать которые могут лишь "избранные" да животные.
Поступок первый: спасение животных
На мой взгляд, у Элиа вообще-то есть только два хороших качества. Первое – он радеет за свои угодья и людей, которые там работают (отказывается покупать машину для отжима винограда, чтобы не лишать людей рабочих мест). Второе – любит животных (договаривается с воронами, спасает им жизнь и прогоняет браконьеров). И если разговор с воронами эпизод довольно нереалистичный и комичный, то отношение к браконьерам, на мой взгляд, действительно характеризует Элиа с лучшей стороны. Впрочем, уверена, что на этот счет у каждого свое мнение – я лишь делюсь своим.
Элиа еще читает много книг, увлекается астрономией, вероятно, занимается самообразованием, а, возможно, даже и имеет неплохое образование, но для взаимоотношений это не столь значимый фактор. Быть может, кто-то увидит положительное качество и в его "непорочности", но это тоже дело вкуса.
Итак, Элиа спасает животных, и этот его поступок дорогого стоит. За это можно многое простить человеку, но в случае с Элиа его негативные качества, кажется, перевешивают всё доброе и светлое, что в нем есть. Да, для животных он хороший, человек.
Для тех, кого он определил в круг "избранных", он тоже человек, скорее, положительный. Экономка Элии Мами говорит о нем: "Он, конечно, дикий медведь, но он хороший человек".
Хотя у меня есть сомнения в том, что такое разделение вообще характеризует его с хорошей стороны... Ты под моей "крышей" и будешь чувствовать себя комфортно, или как?
Второй поступок: выходка с кофе
Для остальных людей в поселении он – ужасный человек с ужасным характером, о чем нам и рассказывают в самом начале истории:
– У него ужасный характер. Он настоящий медведь, деспот и самодур.
– Он не ладит ни с кем вообще.
– Элиа уже перетаскал в суд всех, кого знает в этих местах.
Элиа ведет себя откровенно по-хамски. В клубе он наезжает на журналиста, который сел на "его стул", оскорбляет и унижает "женатиков", которые расклеились в браке и потеряли форму, выплескивает из чашки кофе на бармена.
С "женатиками" в принципе всё понятно: по отношению к ним героем Челентано движет исключительно страх. В глубине души он не просто боится стать таким же, как они, он боится, что это произойдет именно в силу увлечения женщиной ("Если ты при нем заговоришь о женщинах, он рассечет тебе голову"). Поэтому он рубит дрова, чтобы реализовать своё либидо, унижает тех, кто олицетворяет собой его страхи, принижает их и за счет этого самоутверждается. Не похвально, но понятно. Что же касается бармена, на которого Элиа выливает, видимо, горячий кофе, никакого объяснения нет, кроме того, что Элиа просто хам.
Лиза, кажется, собрала хорошую "коллекцию" слов, которые характеризуют Элиа:
Неотесанный крестьянин, мужлан, хам, грубиян, идиот, тупица, шут, проклятый псих, ублюдок, неудачник, истеричный неудачник, шизофреник, самодовольный болван, дефективный, нахал, невежа, скотина, грязное животное, деревня, сын шлюхи, имбецил, кретин, дурак, остолоп.
И если что-то из этого является явным преувеличением и попытками выпустить пар, то насчет хамства Элиа сомневаться не приходится. Такая деталь, как отношение к бармену, то, что Элиа в принципе позволяет себе эту выходку с кофе, на мой взгляд, многое говорит о его истинном отношении к людям.
Поступок третий: сквозняк в комнате больного
Когда Элиа устраивает детективное расследование и старается уличить Лизу в притворстве, он вооружается телескопом и отправляется в дом Эрнеста, который лежит в постели с воспалением легких.
Элиа, естественно, не должен интересоваться здоровьем всех и каждого, не должен он и сочувствовать больному. Однако в комнату Элиа заходит уже зная о том, что Эрнест серьезно болен, и это не мешает ему продемонстрировать наплевательское отношение к ближнему.
Элиа оставляет открытой дверь, игнорирует просьбы Эрнеста закрыть ее и не устраивать сквозняк, открывает окно, ходит в обуви по кровати. Если это не полное пренебрежение к достоинству, здоровью и жизни человека, то я не знаю, что это.
Понятное дело, фильм есть фильм, да еще и комедия. Но я всё же склоняюсь к тому, что тот, кто так относится к людям, не может быть хорошим и уважительным хотя бы "к своим". Или может, но лишь какое-то время, пока его всё устраивает, пока он играет в благородство и лишь до тех пор, пока обстоятельства не заставят его проявить свою истинную сущность.