В ответах на гуляющий сейчас по Дзену "книжный блиц" уже не первый раз вижу, как на вопрос, надета суперобложка или снята, люди отвечают что-нибудь вроде: "Вообще не понимаю, зачем эта суперобложка нужна". Давайте попробуем разобраться, хотя бы на скорую руку.
Суперобложка, как ясно из названия, надевается сверху на обложку и в целом действительно скорее мешает чтению. Кроме того, при "употреблении" она часто мнется и рвётся.
Тем удивительнее мне было в своё время узнать, что изначально суперобложки были предназначены для того, чтобы... предохранять книгу от повреждений! Да-да, как те самые плавкие предохранители, которые сгорают сами, но электроприбор защищают. Впрочем, где теперь те плавкие предохранители... А суперобложки остались.
Считается, что первые суперобложки появились ещё в раннем Средневековье, когда книги переплетали в кожу без рисунков и тиснения: тогда (да и сейчас) их называли окладами. Оклады делались из кожи, ткани, дерева, даже металла и слоновой кости, а назначением их со временем сделалось не только защищать книгу, но и персонализировать её, чтобы отличать от других.
Со временем некоторые особенно драгоценные или сакральные книги стали украшать драгоценными камнями, чеканкой, эмалью - в общем, кто во что горазд. Такой оклад мог стоит значительно дороже самой книги.
Отдельного упоминания заслуживают так называемые "таволетты Биккерны", суперобложки, которые в XIII-XVII вв. заказывало для своих гроссбухов сиенское казначейство. Авторами таволетт были многие известные художники: Дуччо, Сенья ди Бонавентура, Липпо Ванни, Веккьетта.
Лично мне удивительно думать, что при такой богатой истории в массовом книгоиздательстве суперобложки появились только в начале XIX века. Более того, до 1820-х подавляющее большинство книг не то что суперобложки, но и собственно обложки не имели: они поставлялись в виде набора "тетрадок", ещё и не разрезанных, только прикрытых спереди и сзади картоном. Переплётные работы, таким образом, доставались читателям, если, конечно, у них возникало такое желание.
Всё изменилось, когда издатели стали переплетать книги сами. Поначалу это были дорогие кожаные или тканевые переплёты, которые, чтобы их не пачкать, вкладывали в футляр из плотного картона (эта технология оказалась на удивление долгоживущей: я помню книги начала 1970-х в подобных футлярах, а сейчас в них иногда выпускают подарочные издания и собрания сочинений). История сохранила и имя первого издателя книг в кожаных переплётах: это был Уильям Пикеринг со своей серией Diamond Classics (Бриллиантовая классика).
А уже в 1829 году появилась и первая сохранившаяся суперобложка - к ежегоднику Friendship's Offering (Предложение дружбы). Сам ежегодник был переплетён в гладкий шёлк, и издатель посчитал необходимым предусмотреть дополнительную упаковку.
Суперобложка тогда сильно отличалась от привычной нам: книгу в неё заворачивали, как бандероль на почте, а после запечатывали воском или сургучом (эти следы, два круглых красных пятна, видны до сих пор). Соответственно, получив книгу, читатель зачастую просто вспарывал суперобложку и выбрасывал её, порванную, в мусорное ведро.
Знакомые нам суперобложки с клапанами предположительно появились в 1850-х, но сохранились очень плохо. В основном от них избавлялись прямо в книжных магазинах. Поэтому никаким особым украшательством издатели не занимались, предпочитая скромный картуш с названием и логотипом издательства.
В начале XX века тенденции вновь изменились. В связи с массовым спросом книги стали удешевляться, и первыми под нож попали как раз тканевые и кожаные обложки. Появились покетбуки в мягких обложках лишь чуть плотнее бумаги блока, а на твёрдых обложках зачастую не делали даже элементарного тиснения и надпечатки с названием. Всё переместилось на супер: согласитесь, напечатать один разворот на поточном станке гораздо проще, чем изготовить форму и вручную наносить тиснение на ткань.
При этом для издателя клапаны, а иногда и основное поле оказались удобны не только для того, чтобы дать информацию об авторе, но и для рекламы, как других книг издательства, так и спонсоров. Получили распространение и так называемые блёрбы с цитатами об авторе или книге, обычно восторженного содержания.
Суперобложки постепенно превращались в арт-объекты, и сохранять их стало модно. Так, первое издание "Великого Гэтсби" Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда без суперобложки стоит от 2000 до 8000 долларов, а в суперобложке в 2009-м поставило рекорд - аж 182 000 долларов.
С появлением запечатываемой плёнки, сравнительно дешёвой, удобной в переплётном деле, а главное, гораздо лучше защищающей книгу от грязи, царапин и повреждений, популярность суперобложек постепенно пошла на спад. Но они встречаются и сейчас, причём не всегда на книгах премиум-сегмента: скажем, первое издание моих "Дегустаторш", помимо обычной "плёночной" обложки, может похвастать супером (с абсолютно такой же картинкой и парой блёрбов), а также обрезом цвета фуксии.
С недавних пор появились и полусуперобложки - такие же накладные, но вполовину уже. Обычно они появляются на вторых изданиях, когда книга взяла какую-нибудь премию или была экранизирована. Случается, при помощи полусуперов оформляют серию или рекламируют сопутствующие товары.
Вырубные и дизайнерские полусуперы у нас редкость, а вот на зарубежном рынке они достаточно распространены (хотя это несколько поднимает цену).
Ну что, получилось ответить, зачем нужны суперобложки? Теперь осталось понять, зачем они нужны лично вам...
#переплёт #имхи_и_омги