Найти тему
Имхи и омги

«Переплёт»: кое-что о суперобложках

В ответах на гуляющий сейчас по Дзену "книжный блиц" уже не первый раз вижу, как на вопрос, надета суперобложка или снята, люди отвечают что-нибудь вроде: "Вообще не понимаю, зачем эта суперобложка нужна". Давайте попробуем разобраться, хотя бы на скорую руку.

Суперобложка, как ясно из названия, надевается сверху на обложку и в целом действительно скорее мешает чтению. Кроме того, при "употреблении" она часто мнется и рвётся.

"Библиотека всемирной литературы" у меня на даче. Сразу видно, какие книги читают, а какие просто стоят. Вон та жёлтая, на третьей полке слева, - "Сага о Форсайтах".
"Библиотека всемирной литературы" у меня на даче. Сразу видно, какие книги читают, а какие просто стоят. Вон та жёлтая, на третьей полке слева, - "Сага о Форсайтах".

Тем удивительнее мне было в своё время узнать, что изначально суперобложки были предназначены для того, чтобы... предохранять книгу от повреждений! Да-да, как те самые плавкие предохранители, которые сгорают сами, но электроприбор защищают. Впрочем, где теперь те плавкие предохранители... А суперобложки остались.

Считается, что первые суперобложки появились ещё в раннем Средневековье, когда книги переплетали в кожу без рисунков и тиснения: тогда (да и сейчас) их называли окладами. Оклады делались из кожи, ткани, дерева, даже металла и слоновой кости, а назначением их со временем сделалось не только защищать книгу, но и персонализировать её, чтобы отличать от других.

Со временем некоторые особенно драгоценные или сакральные книги стали украшать драгоценными камнями, чеканкой, эмалью - в общем, кто во что горазд. Такой оклад мог стоит значительно дороже самой книги.

Отдельного упоминания заслуживают так называемые "таволетты Биккерны", суперобложки, которые в XIII-XVII вв. заказывало для своих гроссбухов сиенское казначейство. Авторами таволетт были многие известные художники: Дуччо, Сенья ди Бонавентура, Липпо Ванни, Веккьетта.

Лично мне удивительно думать, что при такой богатой истории в массовом книгоиздательстве суперобложки появились только в начале XIX века. Более того, до 1820-х подавляющее большинство книг не то что суперобложки, но и собственно обложки не имели: они поставлялись в виде набора "тетрадок", ещё и не разрезанных, только прикрытых спереди и сзади картоном. Переплётные работы, таким образом, доставались читателям, если, конечно, у них возникало такое желание.

Книги XVIII века.
Книги XVIII века.

Всё изменилось, когда издатели стали переплетать книги сами. Поначалу это были дорогие кожаные или тканевые переплёты, которые, чтобы их не пачкать, вкладывали в футляр из плотного картона (эта технология оказалась на удивление долгоживущей: я помню книги начала 1970-х в подобных футлярах, а сейчас в них иногда выпускают подарочные издания и собрания сочинений). История сохранила и имя первого издателя книг в кожаных переплётах: это был Уильям Пикеринг со своей серией Diamond Classics (Бриллиантовая классика).

Diamond Classics (Бриллиантовая классика) Уильяма Пикеринга, начало 1820-х.
Diamond Classics (Бриллиантовая классика) Уильяма Пикеринга, начало 1820-х.

А уже в 1829 году появилась и первая сохранившаяся суперобложка - к ежегоднику Friendship's Offering (Предложение дружбы). Сам ежегодник был переплетён в гладкий шёлк, и издатель посчитал необходимым предусмотреть дополнительную упаковку.

Суперобложка тогда сильно отличалась от привычной нам: книгу в неё заворачивали, как бандероль на почте, а после запечатывали воском или сургучом (эти следы, два круглых красных пятна, видны до сих пор). Соответственно, получив книгу, читатель зачастую просто вспарывал суперобложку и выбрасывал её, порванную, в мусорное ведро.

Ежегодник Friendship's Offering (Предложение дружбы), суперобложка (1829).
Ежегодник Friendship's Offering (Предложение дружбы), суперобложка (1829).

Знакомые нам суперобложки с клапанами предположительно появились в 1850-х, но сохранились очень плохо. В основном от них избавлялись прямо в книжных магазинах. Поэтому никаким особым украшательством издатели не занимались, предпочитая скромный картуш с названием и логотипом издательства.

В начале XX века тенденции вновь изменились. В связи с массовым спросом книги стали удешевляться, и первыми под нож попали как раз тканевые и кожаные обложки. Появились покетбуки в мягких обложках лишь чуть плотнее бумаги блока, а на твёрдых обложках зачастую не делали даже элементарного тиснения и надпечатки с названием. Всё переместилось на супер: согласитесь, напечатать один разворот на поточном станке гораздо проще, чем изготовить форму и вручную наносить тиснение на ткань.

При этом для издателя клапаны, а иногда и основное поле оказались удобны не только для того, чтобы дать информацию об авторе, но и для рекламы, как других книг издательства, так и спонсоров. Получили распространение и так называемые блёрбы с цитатами об авторе или книге, обычно восторженного содержания.

Суперобложки постепенно превращались в арт-объекты, и сохранять их стало модно. Так, первое издание "Великого Гэтсби" Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда без суперобложки стоит от 2000 до 8000 долларов, а в суперобложке в 2009-м поставило рекорд - аж 182 000 долларов.

С появлением запечатываемой плёнки, сравнительно дешёвой, удобной в переплётном деле, а главное, гораздо лучше защищающей книгу от грязи, царапин и повреждений, популярность суперобложек постепенно пошла на спад. Но они встречаются и сейчас, причём не всегда на книгах премиум-сегмента: скажем, первое издание моих "Дегустаторш", помимо обычной "плёночной" обложки, может похвастать супером (с абсолютно такой же картинкой и парой блёрбов), а также обрезом цвета фуксии.

Розелла Посторино "Дегустаторши" (2019).
Розелла Посторино "Дегустаторши" (2019).

С недавних пор появились и полусуперобложки - такие же накладные, но вполовину уже. Обычно они появляются на вторых изданиях, когда книга взяла какую-нибудь премию или была экранизирована. Случается, при помощи полусуперов оформляют серию или рекламируют сопутствующие товары.

Вырубные и дизайнерские полусуперы у нас редкость, а вот на зарубежном рынке они достаточно распространены (хотя это несколько поднимает цену).

Ну что, получилось ответить, зачем нужны суперобложки? Теперь осталось понять, зачем они нужны лично вам...

#переплёт #имхи_и_омги