Я не единожды бывал в Хабаровске, когда служил в железнодорожных войсках, дислоцированных в Хабаровском крае на будущей станции «Алонка» в первые годы строительства БАМа. Хабаровск – город с богатой историей, связанной освоением дальневосточных земель. Имя свое он получил в честь в честь знаменитого землепроходца Ерофея Хабарова. Основанию Хабаровки предшествовала экспедиция капитан-лейтенанта Геннадия Невельского.
Он окончил Морской кадетский корпус и Морскую академию. Был назначен на судно «Беллона». Участвовал в морских походах. Отказавшись от штабной карьеры, Невельской стал хлопотать о назначении на шхуну «Байкал», отправлявшуюся в дальневосточную экспедицию. В 1847 году он был назначен капитаном «Байкала». … Летом 1849 года «Байкал» Невельского вошел в лиман Амура. Экспедиция установила, что Сахалин – не полуостров, а остров, и от материка отделен судоходным проливом. Невельской основал в устье Амура Николаевский пост и поднял морской Андреевский флаг. Сторожевой пост вырос в город Николаевск-на Амуре. Путь иностранным судам в Амур был заперт. По докладу Невельского генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев направил на Амур военные отряды. Тогда и появилась Хабаровка. Место было выбрано очень удачно. В долине угодья для пашни, в реке – рыбы не меряно, а тайге – пушной промысел. Хабаровка стала центром притяжения людей – местных, вербованных, бывших солдат и штрафников. За пять лет были построены административные здания и жилые дома, в 1873 году открыта первая начальная школа, а к концу 19 века уже были музей, библиотека и профессиональное техническое училище. С 1880 года Хабаровка получила статус города…
Что касается моей службы, то наша железнодорожная бригада работала в тайге на вечной мерзлоте. По радио и в прессе тогда постоянно мелькали названия Чара, Олекма, Северо-Муйский и Южно-Муйский горные хребты, через которые прокладывали магистраль военные железнодорожники. Еще в тридцатых годах в этих диких местах тянули железную дорогу заключенные Бамлага. Но первым исследовал северный путь к Тихому океану со своей экспедицией офицер географ князь Петр Кропоткин, имя которого тоже вписано в историю Хабаровского края. Климат в этих краях далеко не сахар. Потому и в экспедиции шли люди военные, и стройку на мерзлотных участках поручили строителям в погонах. Предлагаю вашему вниманию бамовскую фотографию.
Узнаете народного артиста СССР Павла Петровича Кадочникова? На снимке он второй справа. Всенародную славу он получил после фильмов «Подвиг разведчика» и «Повесть о настоящем человеке». … В нашу глухомань он добрался зимой 1976 года. За два прошедших года палатки ушли в прошлое. Солдаты жили в сборно-щитовых казармах, офицеры – в сборно-щитовых домах. Кадочникова поселили в небольшой гостинице. По утрам он выскакивал в валенках на улицу и обтирался снегом. Ездил на тягаче по точкам, где дислоцировались батальоны и роты, выступал перед солдатами. По этому случаю командиры собирали солдат в самом большом помещении, и они слушали живую легенду кино и фотографировались с ним для дембельского альбома. Павел Петрович пробыл у нас около недели и убыл на вертолете в Чегдомын в политотдел корпуса…
Хабаровск для меня не просто красивый город с великолепной Амурской набережной и пляжем. В этом городе в журнале «Дальний восток» вышла моя первая повесть. Редактором журнала был тогда Николай Дмитриевич Наволочкин. Естественно, мы обмыли такое событие. Он подарил мне свою книгу «Амурские версты». Она до сих пор у меня на полке… Невольно закрадывается мысль: чем дальше от Москвы, тем народ проще, добрее и контактнее, включая людей творческих профессий. Они не зашториваются, живут нараспашку и не помышляют о запасных аэродромах…