Найти в Дзене
Читай PRO Мебель

Культовые вещи. Самый удобный стул в мире.

Оглавление

Стул EAMES (он же признан самым удобным стулом в мире) был назван в честь его создателей - семейный творческий дуэт Чарльза и Рэй Имз. Это талантливые дизайнеры, конструкторы и любящие супруги, покорившие сердца многих людей своими креативными и экстраординарными работами и предметами меблировки.

В конце 1940-х Чарльз и Рэй спроектировали и построили новаторский 'Дом Имзов' в рамках программы одного архитектурного журнала. Расположенный на утесе с видом на Тихий океан, особняк Имзов был отстроен за считанные дни, полностью из сборных деталей, и стал важной вехой в современной архитектуре.
В конце 1940-х Чарльз и Рэй спроектировали и построили новаторский 'Дом Имзов' в рамках программы одного архитектурного журнала. Расположенный на утесе с видом на Тихий океан, особняк Имзов был отстроен за считанные дни, полностью из сборных деталей, и стал важной вехой в современной архитектуре.

Стульям Eames уже более 70 лет и все эти годы они изменяют вид и восприятие всего помещения. Они удобны, красивы, имеют множество поклонников в разных частях света и выпускаются до сих пор.

Стулья и кресла Имз — наверное, самые подделываемые предметы дизайна в мире. Лицензией на право их выпуска обладают только две компании в мире: Herman Miller в Америке и Vitra в Европе и на Ближнем Востоке. Но существует целая индустрия фейков, предлагающая подделки по ценам в десять раз более низким, чем стоят оригиналы.

-2

Но сегодня я хочу подробнее рассказать о его создании и создателях.

История создания знаменитого стула.

В середине двадцатого века, в послевоенный период, промышленность начала развиваться быстрыми темпами. Чтобы обеспечить жильем всех желающих, в срочном порядке в крупных городах и их ближайших пригородах возводились многоквартирные дома. В это же время мебельное производство перестало отвечать новым условиям. Появился запрос на что-то новое: легкое, удобное, красивое, при этом быстрое в изготовлении. До войны большая часть мебели создавалась из натурального дерева. Она была тяжелой, основательной, на производство каждой модели уходило много времени.

Супруги в процессе создания формы для будущего кресла
Супруги в процессе создания формы для будущего кресла

Наблюдая за изменениями жизни, президент Музея современного искусства в Нью-Йорке -Нельсон Рокфеллер- организовал конкурс. Критерии конкурса были сформулированы на знаменитом ужине в октябре 1947 года, где собрались лидеры мебельной промышленности США. За ужином прозвучала обеспокоенность тем фактом, что мировое правительство и промышленность сосредоточены исключительно на решении проблемы доступного жилья, но при этом совершенно не уделяет внимания «разработке и производству хорошей, недорогой и привлекательной мебели». На первый план организаторы конкурса выдвинули потребность в хорошо разработанной мебели среднего ценового сегмента, подходящей для большинства людей; мебель, которую можно легко перемещать, хранить и обслуживать — такую, которая бы отвечала потребностям современной жизни.

Статья в  New York Times, 24 октября 1947 года. Текст статьи в переводе нам говорит " Разработка хорошо спроектированной мебели, подходящей для современных домов и доступной по цене человеку, зарабатывающему 75 долларов в неделю, является целью международного конкурса стоимостью 50 000 долларов, объявленного вчера вечером Нельсоном Рокфеллером, президентом Музея современного искусства, на ужине, состоявшемся в Rainbow Room здания RCA в Радио Сити."
Статья в New York Times, 24 октября 1947 года. Текст статьи в переводе нам говорит " Разработка хорошо спроектированной мебели, подходящей для современных домов и доступной по цене человеку, зарабатывающему 75 долларов в неделю, является целью международного конкурса стоимостью 50 000 долларов, объявленного вчера вечером Нельсоном Рокфеллером, президентом Музея современного искусства, на ужине, состоявшемся в Rainbow Room здания RCA в Радио Сити."

Американские дизайнеры супруги Рэй и Чарльз Имз (Charles Eames, Jr и Ray-Bernice Eames) уже имели большой опыт проектирования и создания мебели из гнутой фанеры, а также медицинского оборудования. Они были молоды, азартны и с охотой приняли вызов – кроме того, они не понаслышке понимали суть проблемы, связанной с повышенной заинтересованностью в архитектуре и почти полным отсутствием интереса к мебели. Буквально двумя годами раньше, в 1945, они сами взялись за разработку экспериментального дома Case Study House № 8, в котором использовались новые материалы и технологии, разработанные во время Второй мировой войны. Сутью было создать сборную модель в современном стиле, которую можно было бы легко построить. Их проект оказался настолько удобным, что в итоге позже они сами стали жить в подобном доме.

Поэтажный план дома Case Study House № 8
Поэтажный план дома Case Study House № 8

Заявку на конкурс подавали от имени Чарльза — его объявили участником проекта от Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Всего было подано более 3000 заявок.

В результате экспериментов с материалами, супруги выяснили, что фанера хорошо гнется, а значит, отлично подходит для воплощения их новых идей. (Позднее они перешли и на пластик). Для Чарльза и Рэй было важно, чтобы предмет был удобен многим, недорогим и красивым. В результате получился недорогой стул Eames DSW для массового производства. Аббревиатура DSW расшифровывается как Dining Height Side Chair Wood Base.

супруги Рэй и Чарльз Имз
супруги Рэй и Чарльз Имз

Стул в итоге был объявлен вторым лауреатом и получил денежный приз в размере 2500 долларов. Жюри посчитало революционным такую систему, когда кресло-ракушку можно было приспособить к различными ситуациям и нуждам: за счет того, что его основание предоставляло несколько вариантом, он подходил и для дома, и для офиса. Ни один проект из предложенных на конкурс не продемонстрировал такого «тюнинга» для удобства пользователя. Кроме того, его дизайн отвечал всем требованиям конкурса: стул был предназначен для массового послевоенного производства, был удобным, прочным и невероятно красивым.

Чарльз Имз
Чарльз Имз

В 1946 году супруги представили стулья из формованной фанеры на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMa), а спустя три года фабрика Herman Miller начала их производство.

Наброски стульев, Чарльз Имз. \ Фото: museums.co.
Наброски стульев, Чарльз Имз. \ Фото: museums.co.

Первые модели стульев имели колоссальный успех. Например, Lounge Chair Wood, с эргономично и одновременно скульптурно сформированными спинкой и сиденьем из многослойной деревянной фанеры. Новаторство заключалось в том, что спинка и сиденье в этих стульях разъединены и крепятся не друг к другу, а к L-образному изогнутому профилю. В 2001 году журнал Time объявил этот первый Имзовский стул лучшим предметом дизайна ХХ века.

-9

Вскоре появилось знаменитое кресло Lounge Chair с пуфом для ног. «Мы хотели создать современную и более удобную альтернативу классическому клубному креслу», — вспоминали потом дизайнеры историю возникновения этой модели. Их можно назвать прародителями современных офисных кресел.

Lounge Chair and Ottoman.
Lounge Chair and Ottoman.

Стул Eames - первый шедевр в области эргономики. В нем применен принцип разгрузки давления на поясницу, что сделало его одним из самых удобных сидений в мире. Он разгружает давление на поясницу, и поэтому его считают одним из самых удобных сидений в мире. У спинки Eames DSW меняется угол наклона, он повторяет контуры человеческого тела и легко “подстраивается” под каждого, кто на нем сидит.

Новаторством было использование стекловолокна и пластика. Среди шедевров супругов Имз невозможно не упомянуть живописное кресло La Chaise из прочного стекловолокна, похожее на морскую раковину.

кресло La Chaise
кресло La Chaise

Классическая модель стула имеет две разновидности ножек: металлические и деревянные.

Прототипы стульев по дизайну Чарльза и Рэй на выставке в Barbican Art Gallery, Лондон, октябрь 2015 — февраль 2016.
Прототипы стульев по дизайну Чарльза и Рэй на выставке в Barbican Art Gallery, Лондон, октябрь 2015 — февраль 2016.

В 1949 году Имзы закончили строительство своего дома, где они и жили, и работали. Фасад дома напоминает знаменитые картины Мондриана, а внутри он был обставлен мебелью собственного производства из фанеры и кожи.

Гостиная в доме Имзов. Фото: Антония Мулас.
Гостиная в доме Имзов. Фото: Антония Мулас.
Eames House, Пасифик Пэлисейдс, Калифорния.
Eames House, Пасифик Пэлисейдс, Калифорния.

Eames стал первым пластиковым стулом, запущенным в массовое производство, и сразу же – мировым хитом. Он изменил представление американцев о домашнем интерьере: дизайнерская мебель стала доступна в том числе и для среднего класса.

Стул Eames Plastic Side Chair DSW, 1950, Vitra.
Стул Eames Plastic Side Chair DSW, 1950, Vitra.

Гибкости Eames можно только позавидовать. У спинки стула меняется угол наклона и даже слегка поворачивается в стороны. Eames повторяет контуры человеческого тела и «подстраивается» к каждому, кто на нем сидит.

Несколько интересные фактов о супругах Имз:

  • Супруги принципиально обставляли свое жилье только мебелью собственного дизайна. С 1949 года и до конца жизни они жили в Лос-Анджелесе в особняке, который сами же и спроектировали. Сейчас там находится офис Фонда их имени, и проводятся экскурсии.
  • Кстати, в 1959 году они спроектировали игрушечный дом для производителя детских игрушек Revell Company — сборную модель, обставленную игрушечной мебелью по их дизайну. Прототип Revell Toy House так никогда не и не был запущен в производство, но принес большую пользу компании Herman Miller при переиздании мебели Имзов.
  • Дизайнеры умерли в один день, но с разницей в десять лет: 21 августа 1978 году ушел Чарльз, а 21 августа 1988-м — Рэй.
  • Наследие Имзов хранит Фонд их имени. Во главе институции стоит внук Имзов Деметриос. Он работает в киноиндустрии, снимая документальные короткометражки. Одна из последних работ Деметриоса — серия из 30 фильмов, посвященных творчеству знаменитых предков, выпущенная под эгидой Фонда. Кстати, на заре творческой карьеры Имзы и сами увлеклись кинодокументалистикой, работали над проектами научно-просветительской тематики. Например, сняли фильм о бесконечности Вселенной по заказу корпорации IBM.
  • В 2017 году мебель Имзов и рисунки Рэй послужили вдохновением для капсульной коллекции Uniqlo, которая получила название SPRZ NY EAMES (Surprise New York). Этот необычный проект — дань памяти великим дизайнерам и реализация на практике их творческого кредо: сделать дизайн-объекты доступными каждому.
Дорогие подписчики, Яндекс.Дзен работает таким образом, что если даже статья полезная, а лайков мало, то она показывается очень редко. Буду благодарна всем, кто ставит "палец вверх" и помогает каналу становиться лучше!
Стулья
6072 интересуются