Пошлым летом на несколько дней у меня поселились биологи, эксперты в сфере экологии, ученые из лаборатории Института биологии Уральского отделения РАН – Елена и Доминика. Обе – активистки экопросвещения, авторы и руководители природозащитных проектов и проектов по экотуризму, Доминика еще и руководила Печоро-Илычским заповедником – это самый крупный по территории заповедник в Европе, первый биосферный резерват в России, объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
В общем, ко мне приехал очень крутой «клуб ботаников», в который меня никогда не примут. Но зато среди нас я единственная, кто дошел пешком до плато Мань-Пупунёр – самого красивого в Коми и одного из самых красивых в мире. И я не пользовалась всеми этими новомодными приблудами для слабаков, вроде вертолета с режимом «высадка – селлфи – загрузка».
Я шла туда ногами, по грязи, бурелому, болотам, промокшая до нитки во время заплыва на горной реке в маленькой коми лодочке, которая все время норовила налететь на камни и подводные коряги. И, хотя я не могу отличить дрозда от синички, я добралась ногами до одного из труднодоступных мест предгорий Урала, которое известно еще и своими шаманскими выходками. И сейчас есть повод о них рассказать.
На плато расположены семь каменных столбов, или, как их называют в народе мансийских болванов, высотой от 30 до 42 метров. Останцам, как минимум, 200 миллионов лет, они приняли свою форму в результате выветривания гор на открытом месте. Это официальная версия.
В древние времена столбам поклонялись народы манси, которые назвали это место горой Идолов. Они же из уст в уста передавали древнюю легенду том, что столбы – это окаменевший великан Торев с братьями, ослепленными богатырем Пыгрычумом, который спас от них свою красавицу-сестру Аим. И в самом деле, останцы мистически, невероятно похожи на бегущие человеческие фигуры. Это вам сакральное. И кусочек идеальной рекламы.
Так вот, я туда поехала на съемки фильма о заповеднике, с прохождением всей тропы до плато, а затем в планах был лихой и изящный забег на вершину Уральских гор. Тогда у меня еще не было трех тренировок в неделю, а питалась я пирожками в столовой на первом этаже. Тайга, болота, коряги, ветки, которые непрерывно лупят по лицу так, словно пытаются изгнать чужака из своей стихии, оказались детским садом в сравнении с финальным подъемом в гору.
Поэтому где-то в середине пути я начала молиться, примерно так: «Дорогой Фрейд, помоги мне подняться в эту гору. Дорогой Юнг, и ты помоги мне туда подняться. Дорогой Милтон Эриксон и Эрик Эриксон, вы тоже помогите мне дойти до конца. О, чудесный Абрахам, я знаю, что ты тоже очень хочешь, чтобы я дошла до вершины, хотя и не до твоей, конечно, но всё же…». И так далее.
Я знала, что на свете когда-то были все эти люди, но сама не имела к психологии никакого отношения. Я была телевизионным журналистом со своей «конторой», специализирующейся на съемках дикой природы и этнической культуры. А еще каждый день ходила на нелюбимую работу – я делала новости в информагентстве.
В общем, к тому времени, когда в своем списке я подобралась к имени Будды, обнаружила, что лежу под уклоном в 70 градусов, проводник Владик тащит на себе мои вещи и одновременно вволакивает меня в гору за обе руки. Одновременно сзади, туда, где пониже спины, меня толкает штативом от камеры мой муж, тогда еще не переквалифицировавшийся в обратном порядке в лучшего друга, одновременно он режиссер документальных фильмов, получающий какое-то извращенное удовольствие от съемок меня, меня, меня, меня… бесконечно меня… Он был под завязку нагружен оборудованием, руки были заняты, поэтому он заталкивал меня снизу штативом. Я, конечно, сопротивлялась и сообщала, что лучше смерть, чем еще один шаг вверх в таких варварских условиях.
Но когда я увидела плато, во мне не осталось ничего, кроме восторга и благодарности за весь пройденный путь. Да, я вся, от подошвы резиновых сапог, в которых булькала вода, до самого верха мокрой шапки превратилась в восторг и благодарность! Нежный кремовый торт со слоями вишневого варенья и всех моих самых светлых воспоминаний, с верхушкой из моей самой прекрасной мечты, покачивался на самых сладких моих снах и желаниях – таким было небо по всему периметру. Дальше начинался Урал – древний и дикий, будоражащий всю мою лимбическую систему. Я слышала стук его сердца и чувствовала, как он хочет меня.
- Какие же тут прекрасные завихрения, как быстро вращаются и движутся облака! Как быстро, как красиво! Это невозможно прекрасно! - завопила я.
На это проводник Владик ответил, что всё плохо, и нужно снимать видео прямо сейчас. Я не могла. Я не могла перестать смотреть. Поэтому в том фильме в эпизоде на плато нет ни одного стендапа.
Ночью нас накрыло облаком, густым и непроходимым, как всё мое отчаяние, как самые глухие и тяжелые мои депрессии. Когда гору накрывает облаком, невозможно увидеть даже собственную руку. В мире не осталось ничего, кроме белого, мокрого, холодного. Не осталось даже мира. Идти было некуда. Мы застряли. Мы застряли в избушке для туристов, в которой был запас консервов и крупы, одеяла, и сама не понимаю, как оказавшийся там эротический любовный роман в весьма потрепанной, между прочим, обложке. Это не «Бытие и время», но у меня не было выбора.
Я готовила парням поесть, мыла посуду, а в остальное время читала, как где-то фар-фар эвей, в Европе, в почти не существующем на тот момент для нас мире, люди пытались говорить на языке тела в тот момент, когда нужно было не на нем, и наоборот.
Дальше клиническим психологам – не читать.
На третью ночь я проснулась от того, что на мою голову надели обруч, который ритмично сжимают и расслабляют. Мою голову сжимали – отпускали – сжимали – отпускали. При этом в ней ритмично включался звук, который не имел звука, а был, скорее механическим колебанием. Я резко села, и в этот момент женский голос заговорил: «Запускаем системную психотерапию, запускаем системную психотерапию, запускаем системную психотерапию… и так по кругу».
Я всё понимаю, но я не знала этих слов! Я не была психологом, и я никогда раньше не слышала такого словосочетания! Мой мозг не мог придумать то, чего в нем не было! Моя память не могла выдать нечто неизвестное. Это невозможно.
Я так испугалась, что вскочила с постели и пошла к окну. И я их увидела! Я наконец-то их увидела, ведь всегда мечтала их встретить! По плато ходили Существа. Это были люди другого вида, высокие, с отличающимся от нашего телосложением и с вытянутыми затылками. Они брали пробы грунта и растений. Они изучали шаманское плато!
Я испугалась еще больше и рванула за проводником вниз, на первый этаж. Мне нужно было его немедленно растолкать. Немедленно! Я закричала: «Владик, там… там…».
И проснулась.
Никакого голоса больше не было, а плато было надежно укрыто плотным, молочного цвета туманом. Самое интересное, что на нашем верхнем этаже вообще никаких окон не было. Избушку раскачивало всеми ветрами, и она запросто могла улететь в волшебную страну Оз, а ветер лупил в стены так, что присниться могло все, что угодно. Вот только этот сон не имел привычной ткани сна. Он был таким же реальным, как мой кабинет психолога, в котором я сейчас, вместо того, чтобы идти на обед, пишу эту историю. Моя голова до сих пор помнит ощущения от той звуковой волны.
Утром я всё рассказала Владику, запинаясь и захлёбываясь от переживаний. Коми мужчины редко громко и заливисто смеются, они разве что тихо улыбаются куда-то внутрь себя. Владик именно так улыбнулся и очень спокойно сказал:
- Нам всем здесь снятся такие сны. Здесь чего только не увидишь. Шаманы сюда до сих пор приходят…
Вечером он принял решение: на утро идти сквозь облако, иначе мы не вписались бы в график поездки.
Я шла вслепую, на голос проводника, и аккуратно ступала по едва различимой тропинке, которая исчезала за моей спиной сразу же, как только я делала следующий шаг. Ни в право, ни в лево с нее сходить было нельзя, даже на несколько сантиметров.
К моменту спуска с плато облако нас покинуло, словно специально пробыв столько, сколько нужно. Мы все же сделали необходимые досъемки.
Я спустилась с гор, уехала из заповедника и уволилась с нелюбимой работы. Меня ждала иная судьба – системная психотерапия.
И подписывайтесь на мой канал!
А вот ссылка на фильм - https://www.youtube.com/watch?v=DToud3NeJ0w
#маньпупунер #психологи #психологкалининград #психологольгаавдеева #психологсыктывкар