"На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова"
Лермонтов Михаил Юрьевич.
Говорящие паузы и голос, создающий образы
Многие слушатели Шамана недовольны текстами его песен. «Лингвистический хаос», «смысловая нелепица» — только некоторые из высказываний. В его текстах ищут неправильную стилистику, отсутствующие слова и знаки препинания.
Несовершенство стихов заметно, в некоторых своих публикациях я отмечала, что это не просто стихи, они живут только вместе с голосом и мелодией. Не надо делить неделимое.
Шаман намеренно, в некоторых местах текстов, знаки препинания не ставит, предлагая своим читателям (не слушателям) сделать это самим и расставить близкие им акценты. Песни звучат для слушателей.
Идеально, если стихи понятны, музыка — заходит, а исполнитель способен войти в контакт с публикой. В этой троице: поэт, композитор и певец невозможно обойтись без зрителя, хочется добавить — грамотного и адекватного, который умеет слушать. Продюсера не упоминаем, Ярослав, до открытия собственного продюсерского центра, с этой ролью справляется сам.
Исполнитель поёт для своего слушателя, случайных людей в концертных залах нет. Появление на сцене Ярослава уже вызывает волнение; его ожидаемый или абсолютно новый образ, несомненно, увеличит сердечный ритм поклонников; дальше — магический голос, заполняющий всё пространство, проникающий в самые скрытые от посторонних, частички души; и, наконец, появляется способность слышать текст.
Но к этому моменту слушатель уже находится на одной волне с исполнителем, он не замечает пропущенных слов, оборванных фраз, они возникают сами, в паузах заложена завораживающая суть, непостижимым образом уже живущая в сердцах зрителей. Возникает фантастическое предположение, что голос Шамана передаёт смыслы и образы, а слова на втором плане.
Это ещё одна, почти мистическая тайна: возникают картины факира с коброй и Нильса, ведущего за собой полчища крыс, у одного была флейта, у другого — волшебная дудочка, а у Ярослава — чарующий голос.
Песня-память «Встанем»
После каждой фразы песни, я буду добавлять то, что возникает в сознании и то, что запечатлелось в наших душах навсегда.
Встанем — коротко, понятно, слово-решение, приходят ассоциации с «Вставай, страна огромная», «Вставайте, люди русские!». Оторвитесь от диванов, будьте плечом к плечу, рядом, все вместе.
Пока ещё с вами мы живы и правда за нами — мы, кто долго и упорно доказывал свою правду, мы, те кто ещё помнит первую в мире страну, построенную нашими прадедами, страну, которую защитили в жестокой войне наши деды, страну, которую восстановили и сделали ещё прекрасней наши отцы.
Там, сверху, на нас кто-то смотрит родными глазами — ушедшие навсегда, строители нашего будущего, воины света и правды: убеждённые в своей правоте большевики, красноармейцы, солдаты Победы, воины-интернационалисты, бойцы невидимого фронта, защитники справедливости в горячих точках, герои СВО.
Они улыбались, как дети, и в небо шагали — апостол Пётр сказал: «Не будьте детьми по уму, но злобою младенствуйте», царствие Божие только для чистосердечных и добродушных. Они улыбались, потому что верили тем, кто остался на земле.
Встанем и ближе к ним станем — означает единство и в прямом, и в переносном смысле.
Встанем, пока с нами рядом Господь и истина с нами — пока с нами наша вера, пока мы убеждены, что правда будет всегда, пока будем защищать её.
Мы скажем спасибо за то, что победу нам дали — все вместе, единой стеной поблагодарим за нашу жизнь, жизнь наших детей и внуков.
За тех, кто нашёл своё небо и больше не с нами — песня написана к Дню Победы, она о «павших и живых в нашей памяти».
Встанем и песню затянем — в одном строю, в едином порыве, с огромной благодарностью споём.
Встанем, и бьётся сильнее в груди наша вечная память между нами — громогласный призыв, объединяющий нас, мы вместе, в нашей общей груди, между всеми нами набатом бьётся вечная память об ушедших.
Встанем, герои России останутся в наших сердцах до конца — наперекор тем, кто хочет умалить память о наших героях, уничтожая их памятники, оскверняя могилы. Герои останутся в сердцах потомков навсегда.
Встанем и вспомним всех тех, кого в этом огне потеряли — кто шёл умирать за свободу, а не за медали — сегодня и всегда — это День Памяти о погибших за свободу Родины.
Я знаю, что мы обязательно встретимся с вами. Встанем и снова затянем — поколения сменяют друг друга, после зимы наступает весна. Мы обязательно встретимся и непременно споём вместе.
Нашумевший хит «Мёд»
Впервые услышала эту песню в прошлом году в записи концерта в Туле. Огромная площадь «неистовствовала», все пели вместе с Шаманом. Когда распечатала текст, осталась в разочаровании: банальными показались сравнения, а сам текст — ученическим.
Но захотела понять реакцию публики. Прослушала все имеющиеся в интернете записи и убедилась, что первое впечатление — не всегда верное.
Чтобы понимать текст так, как написал его Ярослав — надо быть влюблённым и любить до самозабвения. Медленно и тихо, как бы просыпаясь от дурмана, Шаман, почти шёпотом, начинает петь, рождая в сердцах слушателей живые воспоминания и самые смелые фантазии.
Твои губы, как мёд — самый сладкий и душистый нектар, собранный из тысяч цветов; прекрасных и самых обычных полевых, дурманящих ароматом, восхищающих разноцветьем — это твои губы.
И тает на сердце лёд — я таю вместе с ним и растворяюсь в любви к тебе.
Твоя красота убьёт — ты для меня совершенство, я каждый раз умираю, глядя на твои ямочки на щеках, восхитительные родинки, от которых задыхаюсь, лучики морщинок у смеющихся глаз, я тону в твоих волосах, я не хочу покидать этот водопад шёлка, скользящий в моих руках, щекочущий моё лицо, я готов слушать твой смех и голос целую вечность.
Кто любит — меня поймёт — кто любил, любит или предчувствует её наступление всем сердцем.
Эти строки Ярослав повторяет, но с оживающими эмоциями от избытка переполняющих чувств, начинает вокализ с невозможностью сдержать себя, в упоении начинает танцевать.
Я не могу позабыть твои руки, они ласкали до боли и муки — вы слушаете голос и представляете эти руки, эту муку и счастье испытывать боль и наслаждение.
Моя душа шагала по лезвию ножа — невозможность, фантастичность, невероятность и всё же — это реальность.
Я не могу позабыть твоё имя и накрывает меня лавиной твоя любовь. И я от тебя схожу с ума — твоё благословенное имя, лучшее имя в мире, твоя всепоглощающая любовь, я схожу с ума, мне трудно осознать своё счастье.
Порхаешь, словно бабочка и жалишь, как пчела — лёгкая и воздушная, ты можешь ужалить невниманием, невзначай, принести боль, которую я с радостью принимаю.
Меня ты в свои сети забрала — я — твой пленник, я — твой раб, я — твой господин, а ты — моя повелительница.
Я не могу позабыть твоё тело, твои движения в платье белом в моих руках — моё любимое счастье, твоё трепетное тело в белом платье принадлежит мне.
Я не отпущу, иди сюда — ты в моей власти, ты моя.
Проходит медленно ток по коже и этот яростный крик: «О, боже…» — это апогей, кульминация между чувствами двоих.
Зову тебя, моя сумасшедшая звезда — я не могу без тебя, ты — моя прекрасная звезда.
Далее повторяются строки, с признаниями в любви, слушателей сводит с ума колдовской голос Шамана и его чувственные движения. Первоначальный текст подчиняется голосу и превращается в страстный гимн любви. Именно это воздействие голоса на слушателей, является загадочным феноменом Шамана.
Меня не поймут мои читатели, если оставлю без внимания многочисленные отзывы о клипе на песню «Мёд».
Я смотрела и улыбалась, любовалась красавицами, наслаждалась голосом, восхищалась сюжетом — в итоге, получила массу положительных эмоций. Благодарна Ивану Шелаханову — автору идеи и создателю этого клипа. Уверена, что девушки, которые снимались в сказочно красивом и ироничном видео с Ярославом, навсегда сохранят воспоминания об этом событии.
Удивительно, что даже на этом «празднике в белых платьях» некоторые усмотрели нарушение традиций, рекламу многожёнства, разрушение института брака. Благожелатели упомянули «чудо в перьях», запереживали, что Шаман зазвездился и вполне может свергнуть с эстрадного Олимпа нашего короля. Киркоров может не волноваться, его перья, короны, камни и позументы — вне конкуренции. Ярослав был великолепен, но его пиджак по стоимости можно сравнить с пуговицей на королевских одеяниях Филиппа.