Найти тему

Некоторые аспекты исследования по Горной стороне, на примере д. Татарское Азелеево Зеленодольского района РТ

Правобережье Волги в русских исторических источниках именовали Горной стороной. Это название и по сей день часто используют в обороте, описывая нагорные районы Татарстана. Источниковая основа для изучения населённых пунктов этого района во многом схожа, и мы хотим подробно рассмотреть её особенности на примере деревни Татарское Азелеево. На просторах Горной стороны Татарстана, на территории бывшего Свияжского уезда, деревня Татарское Азелеево занимает лишь небольшое место на карте Зеленодольского района, но эта небольшая деревня имеет свою большую и достопримечательную историю, в некоторых аспектах сильно отличающую её от истории многих других деревень нашей республики. Первые документальные упоминания о ней мы находим в писцовой книге Свияжского уезда 1565 – 1568 гг., где она указана как Азимеевская пустошь Четаева. Одним из её жителей указан Розгильдей Озелеев, судя по всему именно от его отца Озелея Четаева данная деревня и получила своё название. Самый ранний из выявленных сохранившихся источников по этой деревне, содержащий полные сведения о ее жителях, это ландратская перепись 1716 года, именно её мы использовали в качестве отправной точки для наших исследований. Деревня Татарское Азелеево в тот период входила в состав Аклычевой сотни Свияжского уезда, просуществовавшей до реформенных образований 1781 года. По данным этой переписи в Азелеево описаны 10 крестьянских ясачных дворов: 19 м.п. и 22 ж.п. Так же в этой переписи даётся отсылка на предшествующую перепись 1710 года, не дошедшую до наших дней. По этой отсылке мы можем узнать о том, что после переписи 1710 года, 16 дворов значатся опустевшими, в основном по причине побега живущих в них крестьян. Состав деревни за какие-то 6 лет сократился более чем на половину. Правда последующие источники говорят о том, что в переписи 1716 года несколько человек были пропущены, так в I ревизии 1719 г. в Азелеево значатся 11 крестьянских дворов и 27 лиц м.п.. Начиная с этой ревизии начал вестись более строгий учет за крестьянами и впредь по этой деревне стали упоминать всех жителей без утаек. Поэтому изучая последующую II и III ревизии, можно проследить судьбы всех крестьян этой деревни и в первую очередь по этим источникам можно сделать вывод, что из тех семей, что покинули Азелеево после переписи 1710г большая часть в деревню уже не вернулась, возможно, они обосновались в каких – либо иных деревнях и скорее всего в иных регионах (возможно в Закамье), потому как в Горной стороне они не выявлены. В любом случае в дальнейшем в Азелеево переселений не было, и число жителей пополнялось лишь посредством естественного прироста, все впоследствии живущие там крестьяне были потомками тех самых 11 семей, упомянутых в I-й ревизии. 11 сентября 1740 года по приказу императрицы Анны Иоанновны была образована новокрещенская контора, центр которой находился в городе Свияжске. Целью создания данной конторы была новая волна христианизации нерусских народов Поволжья. Эта миссия была поручена архимандриту Дмитрию Сеченову, под началом которого изначально состояло 5 человек: главный управитель, три проповедника и канцелярист, для охраны которых во время поездок отправляли солдат. Таким образом, были крещены многие татары Свияжского уезда, в том числе и жители деревни Татарское Азелеево. С тех пор жители Татарского Азелеево строго делятся на 2 группы: несколько семей, не крестившихся татар, и крещеных татар, которые и составляли основную часть населения. Важно отметить что порой часть семей ясачных крестьян крестились, а часть остались некрещенными, при том, что порой по разные стороны баррикад стояли семьи родных братьев, отцов и сыновей. Так, например, по данным ревизии 1762 года, Алямша Абдрезяков и его племянник Ишим Абдрашитов не приняли крещение, но родной брат Алямши и отец Ишима – Абдрашит, принял крещение. По сведениям о том кто и когда умер с припискою «умре в иноверчестве», можно предположить что вероятнее всего жителей этой деревни крестили в период 1749-1751 годов. Всего на тот момент в деревне проживало 32 лица м.п., из них 15 некрещёных татар и 17 новокрещён. Стоит отметить что из числа новокрещён только одному было более 33 лет, в остальном же ряды новокрещён составляли молодые мужчины и их малолетние сыновья, на наш взгляд именно это и стало основной причиной дальнейшей диспропорции состава населения данной деревни, когда число крещённых татар заметно превалировало над числом некрещённых, вследствие того что не крестившиеся старики умирали, а их сыновья крестились и веру отцов и дедов, хоть по факту и продолжали, но уже неофициально. Отдельно стоит сказать, что так как в этой ревизии указаны места рождения жён и места в которые местные жители выдавали в замужество своих дочерей, что при небольшом составе жителей данной деревни, список деревень с которыми они имели родственные связи в этот период (1722-1744 годы) не самый маленький: Черемшан, Танаево, Бурундуки, Нурлат, Ураспуги, Кайбицы, Карашам, Бузаево, Наратлы, Большие и Малые Ачасыры. Более в этой деревне иных волн крещения и единичных переходов в православие впоследствии не наблюдалось.

Первая сложность в составлении шеджере местных жителей, которую важно отметить, касается не крестившихся татар. Сложность заключается в том, что последующие 4 ревизии: 1782, 1795, 1811 и 1816 годов по этому уезду почти повсеместно не сохранились, как не сохранились они и по отдельно взятой деревне Азелеево. Учитывая, что и метрики у магометан стали вестись лишь с 1829 года, возникает пробел по источникам за 1763- 1833 годы, частично его помогает устранить тот факт, что в ревизии 1834 года, есть отсылка на предыдущую ревизию 1816 года, по всем мужчинам кто был жив к моменту написания предыдущей ревизии и пробел в 54 года устранить проще чем пробел в 72 года. Облегчающим поиск моментом также является то что за указанный период в деревне не было новых переселений и не было мужчин кто бы к 1816 году были очень юны и указаны без отцов, в противном случае была бы большая вероятность что даже зная имена их отцов не получилось бы найти данные о них в 1762 году, потому что они вполне могли родиться позже. Заметно упрощает сопоставление ревизий и то что семьи указаны в 1834 году в той же последовательности что и в 1762 году. По крестившимся татарам в этом плане немного проще. По ним сохранились не только ревизии и метрики, которые в отличии от не крестившейся части жителей есть и ранее 1830 года, но и исповедные ведомости, описывающие полный состав семей новокрещён. Но несмотря на то что они крестились ещё в конце 1740х-начале 1750х, в метриках и исповедных ведомостях Свияжского уезда до 1770х гг. мы не нашли ни в 1 из приходов записей о местных новокрещёнах. С 1770х записи по ним встречаются в метриках и исповедных ведомостях села Утякова. Впоследствии записи по Азелеево стали вестись в соседнем селе Паново, где записи о Азелеево фигурируют по метрикам до 1867 года. Ревизии 1834, 1850, 1858-х годов сохранились по этой деревне и по ним мы вновь можем отслеживать состав обеих категорий местных жителей. По ревизии 1834 года в Азелеево описаны 11 дворов татар – новокрещён и 5 дворов некрещённых татар, по ревизиям 1850 и 1858-х годов – 13 новокрещенских дворов и 6 дворов татар – магометан. Важно отметить, что некрещёные татары так же брали жён из различных населённых пунктов, правда преимущественно из этого же уезда и родственных браков по изученным метрикам у них не наблюдалось. Прямо противоположная картина была у крещёных татар, жениться они должны были на единоверцах и потому вынуждены были искать жён из числа таких же крещёных татар и чаще всего роднились между собой. Не редки были в частности браки троюродных братьев и сестёр, а также имели место браки двоюродных дядь и племянниц. Так в частности Асулбика Мансурова 1809 г.р., приходилась троюродной сестрой своему мужу Ахметзяну Исмагилову 1811 г.р. Вероятно, найти жён из крещёных татар соседних деревень было не так просто, возможно имели место не только религиозные, но и финансовые аспекты, например, чтобы наследство переходило родственникам и не особо выходило за пределы конкретного рода. Нельзя исключать и сложных взаимоотношений между азелеевцами и жителями соседних деревень, но тот факт, что не крестившиеся татары, как и прежде брали жен из окрестных и отдалённых деревень говорит не в пользу этой версии, правда нельзя исключать что сложные взаимоотношения были лишь с крещёнными жителями Азелеево. Крещёными, татары Свияжского уезда и деревни Татарское Азелеево в частности были около 110 лет, с 1750х по 1860е годы. Но, к середине 1860х годов в различных уездах Казанской губернии поднялись волнения за возвращение крещеных татар к исламу. Что повлекло за собой то что с середины 1860х местные татары перестают посещать церковь и крестить своих детей. Но и муллам соседних деревень было запрещено проводить над ними мусульманские обряды, хотя абсолютно нельзя исключать того что такие обряды могли проводиться, но проводились «не официально». Контроль за фиксацией местных жителей должны были вести жандармские управления, но дел в которых был бы были зафиксированы рождения, браки и смерти местных татар из числа отпавших от православия за почти полвека с 1867 по 1907 год в соответствующих фондах ГАРТ нами выявлены не были. Это и повело за собой вторую большую проблему при составлении шеджере местных родов – отсутствие фиксации о рождениях, браках и смертях почти за 50 лет, до принятия закона о свободе вероисповедания и до того как в 1907 году в Азелеево не была построена и не начала функционировать собственная мечеть. Всё это сильно осложняет исследование, но есть дополнительные источники информации, которые могут помочь нам устранить многие пробелы. Прежде всего стоит отметить что в сохранившихся метриках по этой деревне 1906-1921 годов все жители деревни описываются совместно и по записям о никахе и о смерти того или иного местного жителя можно узнать не только имя его отца, но и деда. Также заметно облегчили поиски, сохранившиеся списки домохозяев Азелеевской волости 1899 года, в которых указано 62 местных домохозяина и полный список изъявивших желание вернуться в ислам местных татар из числа новокрещён 1864 года, где наряду с русскими именами, данными им в крещении даны и их татарские имена, что позволило в большинстве случаев у мужчин, умерших ранее 1864 года узнать их мусульманские имена. Таким образом нам удалось составить шеджере всех местных родов и лишь по линии незаконнорожденного Биктемира Биккенина 1830 н.п, в силу того что он был рождён вне брака не удалось исследовать данный род глубже. В скором времени выйдет наша книга, где все желающие могут узнать более детально историю данного н.п. и шеджере всех местных родов.