Аристотель, рыцари, львы и другие забавные средневековые рукомойники

565 прочитали

В XIII – XVI веках в Европе были широко распространены антропоморфные и зооморфные рукомойники, получившие название акваманилы (от лат. aquaemanalis, от лат. aqua – вода и лат. manus – рука).

Ритуальное омовение рук являлось важной частью, как средневековой литургии – в определенные моменты богослужения диакон поливает на руки священника из кувшина или акваманила, так и светской жизни, где оно стало неотъемлемым элементом придворного этикета. Роскошные акваманилы заняли свои места на пиршественных столах, воспринимаясь уже не только как практический предмет, но и как настольное украшение.

В разное время акваманилы изготавливались из разных материалов, однако большая часть сохранившихся экземпляров изготовлена из бронзы по методу «вытесненного воска» или «утраченного воска». Этот метод был описан монахом-бенедиктинцем пресвитером Теофилом в трактате «Schedula diversarum artium» и заключается в том, что сначала создается восковая модель толщиной будущего изделия, которая помещается в гипсовую форму, после чего воск удаляется с помощью нагрева, а в пустотелую форму заливается металл.

Иконография акваманилов невероятно разнообразна и формировалась под воздействием монументальной пластики, книжной миниатюры и литературы. В наши дни одной из самых значительных и замечательных коллекций средневековых акваманилов обладает Музей Метрополитен, где можно найти все разнообразие форм и сюжетов.

Чего только не увидишь в этой коллекции - тут вам и львы самые разнообразные, порой даже очень забавные, и кони в том числе с наездниками, и разные мифические существа – грифоны, драконы, единороги, кентавры, и птицы, и т.д. Есть и более редкие экземпляры с сюжетными композициями, вдохновленными известными легендами, например, акваманил «Филлида и Аристотель».

Этот экземпляр иллюстрирует знаменитую средневековую легенду, высмеивающую подчинение мужчины женщине. Легенда гласит о том, как однажды юный Александр Македонский увлекся гетерой по имени Филлида и попал под её чары, что беспокоило наставника Александра – великого греческого философа Аристотеля. Аристотель решил поговорить с Филлидой напрямую и попросил ее оставить Александра, но та согласилась сделать это только при условии, что философ даст ей себя оседлать. Аритотель принял условие и в таком виде Александр их и застал: его наставник ползал на четвереньках, а на спине его восседала веселая гетера. Македонский был изумлен этой сценой, а Аристотель ему сказал: «Вот видишь, если она такое вытворяет со мной, старым, умудренным человеком, то представляешь, во что она может превратить тебя». Слова наставника убедили Александра, и он оставил гетеру.

Эта легенда была записана в 1189 году священником церкви Нотр-Дам в Руане Анри де Андели и сразу стала популярным сюжетом западноевропейского изобразительного искусства.

Другой интересный экземпляр в коллекции Метрополитена – акваманил «Грифон», изготовленный в 1425 – 1450 годах. Потрясающее существо с распростертыми крыльями и натуралистично исполненными лапками является одним из самых виртуозных акваманилов в коллекции Метрополитена и потому специалисты приписывают его нюрнбергским мастерам. В XV веке Нюрнберг становится крупнейшим центром немецкого искусства, известным своими уникальными и очень тонко исполненными произведениями из драгоценных металлов.

«Грифон» не единственный акваманил, изображающий мифических существ. В музее Метрополитен можно также увидеть единорога, кентавра Хирона и даже дракона, который, обратите внимание, находится в процессе поедания человека. Изобретательность средневековых мастеров поразительна!

Большинство акваманилов были созданы примерно между 1200 и 1350 годами в Северной Германии. Самые ранние образцы, как считают исследователи, могли быть отлиты в городе Магдебург, так как имеют схожие черты с таким известным и точно атрибутированным монументальным памятником, как Магдебургские ворота, созданные в 1152 – 1154 годах и находящиеся в Софийском соборе в Новгороде. Рукоятями ворот служат маски львов, которые, как и представленный ниже акваманил в виде льва имеют закругленные уши, сильно изогнутые брови, небольшие гравированные штрихи вокруг глаз и одинаковый стиль гравировки завитков гривы. Представленный выше дракон тоже имеет схожие штрихи вокруг глаз и тоже атрибутирован магдебургским мастерам начала XIII века.

Кони и всадники на конях – второй по популярности (после львов) сюжет средневековых рукомойников. В коллекции Метрополитена есть по меньшей мере три отдельных коня, несколько всадников в разнообразных доспехах и один сокольничий без доспехов.

Такие акваманилы по мнению специалистов предназначались исключительно для светских мероприятий и олицетворяли придворные идеалы рыцарства. Типы доспехов, отличающиеся от изделия к изделию помогли определить время создания рукомойников.

Первый акваманил (фото 1 и 2 в карусели ниже) был изготовлен в середине XIII века, так как доспех вышел из употребления в последней четверти века. Прежде фигурка имела щит, на котором, вероятно, был изображен родовой герб владельца акваманила и копье, но сегодня они утрачены.

Второй акваманил (фото 3 и 4) датирован началом XV века, так как шлем без козырька вошел в моду в Северной Италии около 1410 года.

«Сокольничий» (фото 5 и 6) создан в XIII веке. Сегодня он утратил своего сокола, но в остальном прекрасно сохранился и, как и остальные экземпляры, дает представление о северогерманской металлообработке своего времени.

И вот мы подошли к последней группе акваманилов – в виде львов. Львы были самым распространенным мотивом средневековых рукомойников (примерно треть сохранившихся экземпляров) и это неудивительно, ведь львы присутствуют и в религиозной, и в геральдической символике.

В Средние века одним из самых популярных текстов был бестиарий – иллюстрированный путеводитель по миру реальных и фантастических существ, часто служивший иконографическим источником для художников, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.

Открывала бестиарий длинная статья о льве – царе всех животных и зверей, который трактован в манускрипте, как символ Христа и как олицетворение благородного рыцаря, который не использует свою силу для расправы ради забавы над слабыми. Именно поэтому образ льва становится самым популярным при создании акваманилов – более ясный и точный символ власти, престижа и благородства найти сложно.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!