Чем удивило главное отраслевое событие года? Самые интересные новинки нашего автопрома

13K прочитали

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"! Наконец-то я дома, завершилась моя работа на главном отраслевом событии года – синергии выставок CTT Expo, COMvex и CTO Expo, состоявшейся в Москве с 23 по 26 мая.

Какие впечатления? Такого масштаба не припомню с 2014 года. Я, как бывший сотрудник СТТ, застал почти все выставки, начиная с 2001 года. Помню всё – как начиналось, как развивалось, росло и падало. На этот раз стер ноги по колено, но доволен, как слон. По сравнению с 2022 годом площади выросли в 3 раза – до 100 тыс. м2 (еще чуть-чуть и был бы побит рекорд 2013 года), число участников превысило 1100 (рекорд за всю 23-летнюю историю!), показано свыше 1000 единиц техники. Посетителей реально было очень много, но точных данных от организатора – компании Sigma Expo Group – пока нет.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!

Почему после долгого застоя выставка в этом году так рванула, несмотря на внутренние и внешние неблагоприятные обстоятельства? Очевидно, что сейчас китайцы стремительно занимают освободившиеся ниши после ухода производителей из недружественных стран, а национальная промышленность пытается не потеряться в этом бурном потоке. И все это на фоне активной реализации инфраструктурных и коммерческих проектов.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-2

В двух словах напомню предысторию данного выставочного мероприятия, которое насчитывает более 20 лет. Изначально выставка называлась "СТТ" ("Строительная техника и технологии"), теперь она разделена на три самостоятельных проекта – CTT Expo (строительно-дорожная техника), COMvex (коммерческий транспорт) и CTO Expo (комплектующие, запчасти). Территориально все проходит, как и прежде, в выставочном комплексе "Крокус Экспо".

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-3

В этом году я искренне порадовался, что на выставку вернулись некоторые отечественные предприятия, которые в последние годы не участвовали. Так что был повод пообщаться со старыми друзьями и завести новые контакты. К сожалению надо отметить, что российских компаний было не большинство, процентов 90 площадей занимали китайские производители. А что вы хотите, если за последние 20 лет родное строительно-дорожное машиностроение изрядно подкосило, западные производители ушли из России, а с Китаем мы теперь дружим еще крепче. Так что имеем то, что имеем. Выставка, как лакмусовая бумага, отражает состояние отрасли, доли наших и не наших брендов. Собственно, я периодически привожу статистику производства и импорта строительно-дорожной техники, полистайте канал, кому интересно.

Начну с нашего автопрома (ссылки на другую технику с выставок см. в конце статьи).

КАМАЗ

КАМАЗ после прошлогоднего прогула вновь вернулся на выставку. Видимо, руководство предприятия трезво оценило обстановку на рынке и приняло решение участвовать (о беспрецедентном масштабе китайского нашествия я расскажу немного позднее). Завод показал одну из наиболее масштабных экспозиций ­– порядка 20 моделей автотехники. В центре внимания, конечно же, семейство К5. С началом СВО злые языки его похоронили, но, как оказалось, преждевременно. Производство части компонентов удалось наладить в России, часть западных "недружественных" деталей заменили на "дружественные" восточные (в частности, китайские мосты Hande и коробки передач Fast Gear). Как отмечают на КАМАЗе, в течение 2022 года специалисты компании занимались локализацией импортных комплектующих, была проведена большая работа с альтернативными поставщиками. Только для тягача КАМАЗ-54901 пришлось заново освоить более двух тысяч позиций. В результате в феврале 2023 года было запущено серийное производство автомобиля КАМАЗ-54901 на новой санкционноустойчивой компонентной базе.

На выставке в линейке К5 был представлен самосвал КАМАЗ-6595-СА (6х4) полной массой 41 т (г/п – 25 т), самосвал КАМАЗ-65952 (6х6) полной массой 41 т, седельный тягач КАМАЗ-65955-92 (6х6), рассчитанный на работу в составе автопоезда массой до 100 т, магистральный седельный тягач КАМАЗ-54901-СА (4х2) и 12-кубовый автобетоносмеситель (модель 581425) на шасси КАМАЗ-65951-94 (8х4). Все автомобили оснащены рядной дизельной "шестеркой" КАМАЗ 910 (экс-Liebherr) экологического стандарта Евро-5 в диапазоне мощности 450-460 л.с. На тягачах установлена автоматизированная 12-ступенчатая КПП, на самосвалах – механическая КПП.

В уличной экспозиции КАМАЗ демонстрировал классику: грузовики семейства К3 со всевозможными спец надстройками – разные самосвалы, краны, коммунальную технику, цистерны, вахтовку и т.д. Большинство этих машин оснащено импортозамещенными двигателями Cummins (теперь они называются КАМАЗ 667 и 689) и импортозамещенными коробками передач ZF КАМА, на части грузовиков стояла нестареющая "восьмерка" КАМАЗ-740 и КПП КАМАЗ.

Помимо грузовиков, КАМАЗ показал всю линейку импортозамещенных рядных дизельных двигателей – 6-цилиндровый 12-литровый КАМАЗ 910, 6-цилиндровый 8,9 -литровый КАМАЗ 689, 6-цилиндровый 6,7-литровый КАМАЗ 667, а также 4-цилиндровый 4,5-литровый КАМАЗ 445. Последний планируют устанавливать на грузовики КАМАЗ Компас 9 и Компас 12, что позволит повысить уровень локализации этих машин. Надо полагать, что этот движок найдет также применение на строительно-дорожной и тракторной технике и составит конкуренцию ярославскому однокласснику.

Компас

Грузовики семейства КАМАЗ Компас некоторое время назад дистанцировались от КАМАЗа, хотя у них на передке по-прежнему есть надпись КАМАЗ. С 1 июля 2022 года компания "Тракс Восток Рус" (ранее – "ДК РУС") стала официальным производителем и дистрибьютором автомобилей Компас. Производство осуществляется на заводе КИП "Мастер" (прежде на этой площадке собирали грузовики FUSO). Серийные Компас 9 и Компас 12 уже удалось частично локализовать: для них самостоятельно делают рамы, сваривают и окрашивают кабины из штампованных панелей, поступающих с китайского завода JAC, скоро будут ставить свой топливный бак из алюминия. По проекту локализация рассчитана на несколько лет. Вопреки досужим разговорам о нероссийском происхождении Компасов и прочих хейтерских выпадах, на них есть стабильный спрос. В 2022 году продано больше 1000 штук Компас 9 и Компас 12, план на этот год – 4500 шт. Сейчас среднемесячный темп выпуска 300-350 шт.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-7

Ну а теперь о премьере – малотоннажном грузовике Компас 5, который этой весной запустили в серию и впервые показали на широкой публике на выставке COMvex. Эта модель официально имеет полную массу 3,5 т при грузоподъемности 1 т, соответственно для управления достаточно водительского удостоверения категории B. Конструктивно этот Компас может везти больше – до 2,5 т, собственно, на допустимую полную массу недвусмысленно намекает цифра 5 в индексе. Так что, Компас 5 можно считать конкурентом только самой большой ГАЗели с полной массой 4,6 т, да и то с натяжкой. При этом, ширина кабины Компас 5 меньше, чем у ГАЗели. Хоть кабина и считается трехместной, пассажирское сиденье по факту полуторное, как у УАЗ Профи.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-8

На Компас 5 установлен 4-цилиндровый 2,2-литровый дизель КАМАЗ 580 мощностью 122 л.с. вкупе с 5-ступенчатой механической коробкой передач. У двигателя пока только название российское, по факту – это целиком китаец. Машина оснащается гидравлической тормозной системой с передними дисковыми и задними барабанными механизмами, системой помощи при трогании на подъем, электронной системой контроля устойчивости (ESC), а также антиблокировочной тормозной системой. В стандартной комплектации – система круиз-контроля, моторный тормоз, фильтр грубой очистки топлива с датчиком воды и подогревом, кондиционер, МР3-магнитола, электрические стеклоподъемники, центральный замок.

Пока в тестовом режиме построены первые 70 шасси Компас 5. Цена, в зависимости от надстройки, начинается от 3,3 млн рублей.

Добавлю, на стенде Компас все машины были оснащены надстройками производства нижегородской компании "РусТрак": Компас 5 с алюминиевой шторно-бортовой платформой, Компас 9 топливозаправщик объемом 6 м3, Компас 9 самосвал с 3-сторонней разгрузкой, Компас 9 с КМУ и Компас 12 топливозаправщик объемом 8 м3.

АЗ "Урал"

Автомобильный завод "Урал" на этот раз привез только бескапотные машины. И если грузовики с колесной формулой 6х4 дебютировали еще в 2021 году, то полноприводный самосвал "Урал-6370 (6х6) полной массой 34 т можно отнести к разряду новинок. Его отличительной особенностью является двускатная ошиновка. Эта модель расширяет продуктовую линейку полноприводных грузовиков, которые ранее выпускались в односкатном исполнении. На автомобиле установлен двигатель Weichai мощностью до 420 л.с. и 16-ступенчатая механическая коробка передач Fast Gear. Как и неполноприводные модели он укомплектован новой приборной панелью и мультифункциональным рулем с регулируемой по высоте и вылету рулевой колонкой.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-10

Бескапотное семейство 6х4 было представлено самосвалом Урал С35510 грузоподъемностью до 21,5 т, 9-кубовым автобетоносмесителем с оборудованием турецкой фирмы Koluman на шасси Урал С35510, комбинированной дорожной машиной завода "Регион 45" на шасси Урал С34520, бортовым автомобилем грузоподъемностью 14,5 т с КМУ ИТ-150 завода "ИНМАН" на шасси Урал С34520. Бескапотное семейство вроде как серийное, но на дорогах я не встречал.

ГАЗ

Продукцию горьковского автозавода представлял генеральный дистрибьютор – ГК "Современные транспортные технологии". Сейчас главная тема для ГАЗа – это "Соболь NN", все силы брошены на продвижение нового продукта. Напомню, что "Соболь NN" дебютировал в цельнометалическом варианте. На выставке впервые показали версию шасси с промтоварным фургоном. В фургоне можно перевозить до 5 европалет, его внутренний объем составляет 11,5 м3. Наружная и внутренняя обшивка выполнены из армированного пластика, устойчивого к ультрафиолетовому излучению. В наличии такелажные рейки и кольца, расположенные по боковым панелям и на полу грузового отсека, а также выдвижная лестница, облегчающая доступ в фургон.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-12

Помимо фургона ГАЗ отметился двумя пассажирскими версиями "Соболя NN", которые пока сам завод серийно не выпускает. Надо полагать, переоборудование выполнено сторонней фирмой-доработчиком (на стенде ГК "СТТ" эту тему не комментируют).

Одна из модификаций имеет 3 ряда сидений и 6 пассажирских мест. Салон-трансформер позволяет организовать полноценное спальное место для отдыха при длительном путешествии. Дополнительно предусмотрена возможность перемещения сидений по длине салона и создания грузового отсека вместимостью 5,1 м3. Также имеется автоматическая подножка со светодиодной подсветкой.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-13

Другой микроавтобус на базе "Соболь NN" представлен в VIP-комплектации – с двойным пакетом термо-, шумо- и виброизоляции кузова, премиальными пассажирскими сиденьями с обивкой из экокожи и замши, с интегрированной беспроводной зарядкой, розетками USB и Type-C для каждого пассажира, Wi-Fi роутером и холодильником. К этому нужно добавить раскладывающиеся спинки сидений с электрорегулировкой, электропривод боковой двери и подсветку автоматической подножки. В автобусе премиум-класса предусмотрены 3 ряда сидений и 4 пассажирских места.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-14

Но самое интересное удалось выяснить в кулуарах выставки – ГАЗ намерен вернуться в легковой сегмент. Буду следить за развитием событий и информировать вас о новостях проекта.

"Промтех"

Нижегородский завод "Промтех" представил свою новейшую разработку – Niva Pickup. Машина создана путем соединения передней части вездехода Niva с самостоятельно разработанным кузовом. Ходовая пикапа полностью унифицирована с другими коммерческими версиями на базе ВАЗовских машин – Lada KUB и Lada PRIMA, выпускаемыми на "Промтехе". В основе машины удлиненная лонжеронная рама, жестко состыкованная с автомобилем-донором, подвеска заднего моста – рессоры с регулируемыми пневмобаллонами. Кузов – каркасный, облицованный панелями из композитный материалов.

Автомобиль рассчитан на перевозку пяти человек и груза, суммарным весом 700 кг. Кабина новинки 2-дверная, это сделано для сохранения жесткости кузова при активном использовании на бездорожье. Задний борт откидывается на 90 градусов. Для защиты от непогоды имеется съемная остекленная пластиковая крыша с подъемной дверью в корме. Большие размеры платформы в сочетании с маленьким колесными арками позволяют загрузить в пикап стандартную европаллету. Вместимость крытого кузова достигает 2,5 м3.

За счет замены поршневой у базового двигателя "Нивы" объем увеличен с 1,7 до 1,8 л. Благодаря этому мощность выросла до 106 л.с., что позволяет машине уверенно двигаться в верхнем диапазоне передач. Надо отметить, что это не серийный двигатель ВАЗ, его доработку выполняет субподрядчик "Промтеха".

В экспозиции также присутствовали новые модификации освоенных в производстве годом ранее Lada Granta KUB и Lada Granta PRIMA. Lada Granta KUB предстала в грузопассажирском исполнении, рассчитанном на перевозку пяти пассажиров и груза до 3 м3, общая грузоподъемность – 800 кг. Lada Granta PRIMA в этот раз показана в виде промтоварного фургона с вместимостью 7 м3 и грузоподъемностью 900 кг. Стоимость Lada Granta KUB в таком исполнении - 1 850 000 рублей, а Lada Granta PRIMA - 1 722 000 рублей.

МАЗ

На стенде Минского автозавода было представлено 7 моделей техники. В основном всем знакомые тяжелые грузовые автомобили. Из самого необычного – это электрический грузовик МАЗ-4381ЕЕ грузоподъемностью 5,19 т. Мощность электродвигателя – 105 кВт. Емкость батарей составляет от 126 кВт/ч, а запас хода – до 100 км. Время полной зарядки – 2,2 часа.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-17

Еще одна новинка – низкопольный автобус МАЗ 210047 пассажировместимостью до 80 человек. Он оснащен 215-сильным двигателем и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Длина машины – 10 м.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-18

Из интересного в тяжелом классе – самосвал МАЗ-65262L с колесной формулой 8х8, технически допустимой массой 50 т и грузоподъемностью 30,1 т, оснащенный двигателем мощностью 460 л.с., автоматической КПП и ведущими двухступенчатыми мостами производства МАЗ.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-19

Кроме него отмечу седельный тягач МАЗ-64322J с колесной формулой 6х6, оснащенный односкатными колесами. На нем стоит двигатель 393 л.с. и 12-ступенчатая КПП. В паре с тягачом был показан полуприцеп МАЗ-975800 грузоподъемностью 31,8 т.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-20

МАЗ-МАН

Белорусский завод МАЗ-МАН последний раз выставлялся на "СТТ" лет 10 назад. С тех пор о нем ни слуху, ни духу. С возвращением! Предприятие давно уже не имеет ничего общего с немецким MAN'ом, кроме аббревиатуры в названии. Помимо традиционных тяжелых грузовиков белорусский производитель представил свою новую разработку – вездеход ХАСКИ БME-1015. Благодаря водоизмещающему кузову и шинам сверхнизкого давления машина может не только по суше, но и по воде (по заказу может оборудоваться гребным винтом). Корпус из выполнен стеклопластика как "сэндвич" с внутренним запениванием для обеспечения тепло и шумоизоляции салона. Жесткость кузова обеспечивается металлическими закладными деталями. Автоматизированная подкачка позволяет регулировать давление в колесах не выходя из кабины, поддерживает заданное давление бортовой компьютер. Легкое управление обеспечивает гидроусилитель руля. Двигатель – ВАЗ-21214 мощностью 81 л.с. Максимальная скорость – 50 км/ч. Снаряженная масса – 2300 кг, грузоподъемность – 1000 кг (может вмещать 6-7 человек), грузоподъемность на плаву – 700 кг. Клиренс – 660 мм.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-21

Ну и традиционная продукция МАЗ-МАН – самосвал 8х8 с 20-кубовой платформой и сортиментовоз с колесной формулой 6х6. Оба автомобиля укомплектованы двигателем Weichai WP 12 мощностью 460 л.с., КПП ZF и мостами Hande.

Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-22
Приветствую читателей канала "Строительная техника и транспорт"!-23

Возможно кто-то пропустил последние новости с выставок CTT Expo 2023 и COMvex 2023, ссылки ниже:

Наш стройдормаш. Скорее жив? Итоги главного отраслевого события года

КАМАЗы кончились. Что дальше?

Если понравилась статья, поддержите ее лайком, это важно для развития канала.