Несколько лет назад посетила я Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Москве. И вот что меня удивило.
Нашла по указанному адресу старинный особняк на ул. Малая Молчановка – одноэтажный дом с мезонином. Зашла в уютный дворик – и о! чудо! - дом со двора оказался двухэтажным.
История повторилась с Домом-музеем И. С. Тургенева. Прихожу на Остоженку, вижу одноэтажный дом с колоннами.
Захожу во двор – дом оказывается двухэтажным. Что за наваждение?
Оказывается, дело в особенностях московского градостроительства XIX века.
Дом на М. Молчановке построен в 1817 г., дом на Остоженке – 1819 г. Москва возрождалась после пожара 1812 г., в котором сгорело более 70% городской застройки.
Деревянные дома после пожара разрешалось возводить в один этаж. Но высота не оговаривалась, потому появились мезонины (надстройки над средней частью дома) и антресоли (верхние полуэтажи, встроенные в объем основного этажа).
Таким образом, первый этаж, окна которого выходили на улицу, был полноценным этажом с высокими потолками и большими окнами. Здесь располагалась парадная анфилада комнат: гостиные, столовая, танцевальный зал, парадная спальня.
Антресоли же представляли собой помещения с низкими потолками и маленькими окнами, которые выходили во двор или на торцевую часть дома. Оттого со двора дом и оказывается двухэтажным.
Антресоли часто отдавали под детские игровые и классные комнаты. В таких комнатах на антресолях проживал И. С. Тургенев. Когда гостил у своей матери в Москве.