Во избежание бесполезной конкуренции, французское военное ведомство поручило разработку нового танка одновременно нескольким фирмам с условием кооперации и обмена технической информацией. Каждый из участников должен был получить свой кусок бюджетного пирога. В 1924 г. военным предоставили для экспериментов четыре опытных образца. В наибольшей степени ожиданиям армейских заказчиков отвечали близкие по конструкции машины SRA и SRB, плод кооперации «Шнейдер» и «Рено». Главное отличие в этих прототипах заключалось в пушечном вооружении. Армия отдала предпочтение танку SRA конструкции «Рено» с короткоствольной 75-миллиметровой пушкой в лобовом листе справа от механика-водителя, тогда как вариант от «Шнейдер» оснащался длинноствольной калибра 47 мм.
Совершенствование SRA с внесением многочисленных изменений продолжалось до 1934 г. Он стал предтечей будущего В1, то есть первого Char de Bataille, в отличие от маневренного (Char de Manoeuvre). Весной 1934 г. был подписан первый контракт с фирмой «Рено» на сборку семи машин, предназначенных для войсковых испытаний. В 1930-х гг. многие избранные для боевого танка технические решения выглядели архаично, особенно охват корпуса гусеницей подобно британским «трапециям» и основное орудие в лобовом листе корпуса, как у танка «Сен-Шамон» времен Первой мировой.
Главное отличие серийного Char B1 от прототипов заключалось в более крупной башне с 47-миллиметровой противотанковой пушкой и пулеметом. Башня кругового вращения обеспечивала оперативное перенесение огня для поражения пехоты и бронированных целей, 75-миллиметровая пушка предназначалась преимущественно для борьбы с укреплениями. Узкий погон башни (у прототипа — чисто пулеметной) не позволил сделать ее двухместной. Поэтому эффективность использования оружия оставалась невысокой из-за далекого до оптимального распределения обязанностей в экипаже. Водитель одновременно являлся и наводчиком основного орудия, имея со своего места доступ к оптическому прицелу. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось исключительно поворотом корпуса. Заряжающий обслуживал и гаубицу, и вооружение башни. Наводчиком башенной пушки и пулемета был командир. Четвертый член экипажа — радист — работал на ключе, так как радиостанция имела только телеграфный режим. Моторно-трансмиссионное отделение занимало кормовую половину корпуса. Двигатель мощностью 250 л. с. позволял разгоняться до 28 км/ч на пятой передаче. Практическая скорость по шоссе с твердым покрытием равнялась 20 км/ч, по грунту — до 15 км/ч, что было совсем неплохо для пехотного танка.
Корпус танка имел клепано-сварную конструкцию и собирался из катаных листов броневой стали, лоб борта и корма имели толщину 40 мм. Ходовая часть с 16 опорными катками на каждый борт прикрывалась броневым экраном. С апреля 1937 г. начались поставки в войска усовершенствованной и самой многочисленной модификации — В1bis с увеличенным бронированием до 55–60 мм.
К 1 сентября 1939 г. было выпущено 129 В1bis, до капитуляции Франции общий объем производства всех модификаций составил 403 единицы. Каждому экземпляру присваивалось индивидуальное имя. Задуманный в 1920-е гг. как средний, промежуточный между легкими пехотными и крупнейшими Char 2C, танк В1bis достиг боевой массы 32 т и в отсутствие упомянутых крепостей позиционировался как тяжелый, с лобовым бронированием, стойким к поражающему действию всех противотанковых орудий вермахта. Отмечены случаи рикошета снарядов калибров 88 и 105 мм, но экипаж получал ранения от сколов металла. Слабое место бронирования нашлось у моторно-трансмиссионного отсека — снаряды разбивали ребра решетки, прикрывающей воздухозаборник двигателя, но, чтобы туда попасть, требовалось стрелять в борт с малого расстояния. Совершенно незащищенными были гусеницы — перебить их, лишить танк подвижности и возможности наводить 75-миллиметровую пушку не составляло труда.
Борьба с тяжелыми французскими танками неизбежно влекла потери с немецкой стороны, но переломить общую ситуацию батальоны B1bis не могли. Ситуация не изменилась с переносом сражений на территорию Франции. 3-я танковая дивизия сумела притормозить продвижение врага у Седана, потеряв большинство танков. Уцелевшие 36 B1bis свели в один танковый батальон. 15 июня эти машины были брошены в последний бой в районе Шалон-на-Марне, где батальон погиб в полном составе. Группами и поодиночке экипажи B1bis давали отпор наседающему противнику до самой капитуляции. Победителям досталось около 160 этих тяжелых танков, преимущественно неисправных или поврежденных, но в состоянии, позволяющем вернуть их в строй. Несмотря на различия между В1 и В1bis, немцы присвоили им общий индекс — PzKpfw B2 740(f). Часть была переоборудована в САУ, огнеметные танки и учебные машины. На Восточном фронте они не произвели такого впечатления, как в Бельгии и Франции. В 1944 г. после десанта в Нормандии французам удалось отбить и привести в боевую готовность 19 В1bis. Они вполне успешно проявили себя в 1945 г., а 8 мая ворвались в Ла-Рошель, принудив к капитуляции остатки не желавшего сдаваться немецкого гарнизона. С завершением войны эти боевые машины использовались как тягачи минных тралов, в 1946 г. были окончательно сняты с вооружения. Сохранившиеся танки В1bis экспонируются в музее, два установлены в качестве памятников.