Найти в Дзене

Самые знаменитые танки мира: тяжелый танк CHAR B1

Картинка из свободных источников. Тяжелый танк Char B1bis
Картинка из свободных источников. Тяжелый танк Char B1bis

Во избежание бесполезной конкуренции, французское военное ведомство поручило разработку нового танка одновременно нескольким фирмам с условием кооперации и обмена технической информацией. Каждый из участников должен был получить свой кусок бюджетного пирога. В 1924 г. военным предоставили для экспериментов четыре опытных образца. В наибольшей степени ожиданиям армейских заказчиков отвечали близкие по конструкции машины SRA и SRB, плод кооперации «Шнейдер» и «Рено». Главное отличие в этих прототипах заключалось в пушечном вооружении. Армия отдала предпочтение танку SRA конструкции «Рено» с короткоствольной 75-миллиметровой пушкой в лобовом листе справа от механика-водителя, тогда как вариант от «Шнейдер» оснащался длинноствольной калибра 47 мм.

Совершенствование SRA с внесением многочисленных изменений продолжалось до 1934 г. Он стал предтечей будущего В1, то есть первого Char de Bataille, в отличие от маневренного (Char de Manoeuvre). Весной 1934 г. был подписан первый контракт с фирмой «Рено» на сборку семи машин, предназначенных для войсковых испытаний. В 1930-х гг. многие избранные для боевого танка технические решения выглядели архаично, особенно охват корпуса гусеницей подобно британским «трапециям» и основное орудие в лобовом листе корпуса, как у танка «Сен-Шамон» времен Первой мировой.

Главное отличие серийного Char B1 от прототипов заключалось в более крупной башне с 47-миллиметровой противотанковой пушкой и пулеметом. Башня кругового вращения обеспечивала оперативное перенесение огня для поражения пехоты и бронированных целей, 75-миллиметровая пушка предназначалась преимущественно для борьбы с укреплениями. Узкий погон башни (у прототипа — чисто пулеметной) не позволил сделать ее двухместной. Поэтому эффективность использования оружия оставалась невысокой из-за далекого до оптимального распределения обязанностей в экипаже. Водитель одновременно являлся и наводчиком основного орудия, имея со своего места доступ к оптическому прицелу. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось исключительно поворотом корпуса. Заряжающий обслуживал и гаубицу, и вооружение башни. Наводчиком башенной пушки и пулемета был командир. Четвертый член экипажа — радист — работал на ключе, так как радиостанция имела только телеграфный режим. Моторно-трансмиссионное отделение занимало кормовую половину корпуса. Двигатель мощностью 250 л. с. позволял разгоняться до 28 км/ч на пятой передаче. Практическая скорость по шоссе с твердым покрытием равнялась 20 км/ч, по грунту — до 15 км/ч, что было совсем неплохо для пехотного танка.

Корпус танка имел клепано-сварную конструкцию и собирался из катаных листов броневой стали, лоб борта и корма имели толщину 40 мм. Ходовая часть с 16 опорными катками на каждый борт прикрывалась броневым экраном. С апреля 1937 г. начались поставки в войска усовершенствованной и самой многочисленной модификации — В1bis с увеличенным бронированием до 55–60 мм.

К 1 сентября 1939 г. было выпущено 129 В1bis, до капитуляции Франции общий объем производства всех модификаций составил 403 единицы. Каждому экземпляру присваивалось индивидуальное имя. Задуманный в 1920-е гг. как средний, промежуточный между легкими пехотными и крупнейшими Char 2C, танк В1bis достиг боевой массы 32 т и в отсутствие упомянутых крепостей позиционировался как тяжелый, с лобовым бронированием, стойким к поражающему действию всех противотанковых орудий вермахта. Отмечены случаи рикошета снарядов калибров 88 и 105 мм, но экипаж получал ранения от сколов металла. Слабое место бронирования нашлось у моторно-трансмиссионного отсека — снаряды разбивали ребра решетки, прикрывающей воздухозаборник двигателя, но, чтобы туда попасть, требовалось стрелять в борт с малого расстояния. Совершенно незащищенными были гусеницы — перебить их, лишить танк подвижности и возможности наводить 75-миллиметровую пушку не составляло труда.

Борьба с тяжелыми французскими танками неизбежно влекла потери с немецкой стороны, но переломить общую ситуацию батальоны B1bis не могли. Ситуация не изменилась с переносом сражений на территорию Франции. 3-я танковая дивизия сумела притормозить продвижение врага у Седана, потеряв большинство танков. Уцелевшие 36 B1bis свели в один танковый батальон. 15 июня эти машины были брошены в последний бой в районе Шалон-на-Марне, где батальон погиб в полном составе. Группами и поодиночке экипажи B1bis давали отпор наседающему противнику до самой капитуляции. Победителям досталось около 160 этих тяжелых танков, преимущественно неисправных или поврежденных, но в состоянии, позволяющем вернуть их в строй. Несмотря на различия между В1 и В1bis, немцы присвоили им общий индекс — PzKpfw B2 740(f). Часть была переоборудована в САУ, огнеметные танки и учебные машины. На Восточном фронте они не произвели такого впечатления, как в Бельгии и Франции. В 1944 г. после десанта в Нормандии французам удалось отбить и привести в боевую готовность 19 В1bis. Они вполне успешно проявили себя в 1945 г., а 8 мая ворвались в Ла-Рошель, принудив к капитуляции остатки не желавшего сдаваться немецкого гарнизона. С завершением войны эти боевые машины использовались как тягачи минных тралов, в 1946 г. были окончательно сняты с вооружения. Сохранившиеся танки В1bis экспонируются в музее, два установлены в качестве памятников.