Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Сложные тексты и нехватка времени: ощущения одиннадцатиклассников, вернувшихся с ЕГЭ по русскому языку

Пока отчитались только красноярские ученики, написавшие сегодня ЕГЭ по русскому языку.

Их первое ощущение - сложные тексты. Нашему региону достался Паустовский ("Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами, заросшими ежевикой") и Пришвин ("Когда человек любит, он проникает в суть мира"). Прочитала тексты. Впечатления неоднозначные.

У Паустовского "про всё и сразу", а взгляду зацепиться не за что, чтобы сформулировать проблему и позицию автора (тут вам и цветущие ирисы, и караси, поднимающие со дна озера пузырьки воздуха, и странная девочка, поющая тоненьким голосом о воздушной тревоге, и другая девочка, знающая названия множества цветов и в игре обучающая малыша; а ещё волшебный куст, который горит синим огнём, указывая, где зарыт клад, и старик с большим ножом). Мой ученик увидел в этом "мудрёном тексте про моральные ценности" проблему применения грубой силы к детям. В качестве примеров противопоставил отношение Нюрки и Клавы к малышу. Я уже начиталась чатов одиннадцатиклассников об этом тексте: разбег проблем от "воспитания в игре" до "особенностей русской речи" (я, честно, до такого бы не додумалась) и даже "проблему простого человека" кто-то формулировал (простые дети - простые игры и увлечения).

У Пришвина, напротив, проблема и позиция автора на поверхности: "Что есть любовь? Любовь - это стремление к бессмертию и вечности, это способность существа, охваченного любовью, оставлять после себя более или менее прочные вещи, начиная от маленьких детей и кончая шекспировскими строками". Но не сразу сообразишь, какими примерами её проиллюстрировать. Сбивает с толку "белая изгородь в иголках мороза", "белый голубь, явившийся рассказчику во сне", "маленькая льдина с плывущей на ней белой чайкой". Как их с этой любовью связать? В общем, растерялись мои мальчики, запаниковали. Один, пока разобрался что к чему, понял, что не успевает написать всё сочинение на черновик. Начиная с согласия с позицией автора, сразу на чистовик писал. Еле успел. Уже не до проверок было. Тревожно.

Как ваши ученики? Подают признаки жизни? Какие тексты им достались?

Всём успокаивающий чай. Фото из личного архива автора
Всём успокаивающий чай. Фото из личного архива автора