Пока отчитались только красноярские ученики, написавшие сегодня ЕГЭ по русскому языку.
Их первое ощущение - сложные тексты. Нашему региону достался Паустовский ("Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами, заросшими ежевикой") и Пришвин ("Когда человек любит, он проникает в суть мира"). Прочитала тексты. Впечатления неоднозначные.
У Паустовского "про всё и сразу", а взгляду зацепиться не за что, чтобы сформулировать проблему и позицию автора (тут вам и цветущие ирисы, и караси, поднимающие со дна озера пузырьки воздуха, и странная девочка, поющая тоненьким голосом о воздушной тревоге, и другая девочка, знающая названия множества цветов и в игре обучающая малыша; а ещё волшебный куст, который горит синим огнём, указывая, где зарыт клад, и старик с большим ножом). Мой ученик увидел в этом "мудрёном тексте про моральные ценности" проблему применения грубой силы к детям. В качестве примеров противопоставил отношение Нюрки и Клавы к малышу. Я уже начиталась чатов одиннадцатиклассников об этом тексте: разбег проблем от "воспитания в игре" до "особенностей русской речи" (я, честно, до такого бы не додумалась) и даже "проблему простого человека" кто-то формулировал (простые дети - простые игры и увлечения).
У Пришвина, напротив, проблема и позиция автора на поверхности: "Что есть любовь? Любовь - это стремление к бессмертию и вечности, это способность существа, охваченного любовью, оставлять после себя более или менее прочные вещи, начиная от маленьких детей и кончая шекспировскими строками". Но не сразу сообразишь, какими примерами её проиллюстрировать. Сбивает с толку "белая изгородь в иголках мороза", "белый голубь, явившийся рассказчику во сне", "маленькая льдина с плывущей на ней белой чайкой". Как их с этой любовью связать? В общем, растерялись мои мальчики, запаниковали. Один, пока разобрался что к чему, понял, что не успевает написать всё сочинение на черновик. Начиная с согласия с позицией автора, сразу на чистовик писал. Еле успел. Уже не до проверок было. Тревожно.
Как ваши ученики? Подают признаки жизни? Какие тексты им достались?