Найти тему
Кирилл Максимов

Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе

В 1930-е годы в Германии родилась концепция двухмоторного, тяжеловооруженного, скоростного истребителя большой дальности. Цель проекта заключалась в том, что этот «тяжелый истребитель» при достаточно большой мощности и вооружения, мог глубоко проникать в воздушное пространство противника для выполнения миссий по сопровождению бомбардировщиков дальнего действия или дальнего патрулирования. Обозначение, данное этому самолету довольно сложной спецификацией министерства авиации Рейха (RLM), было Kampfzerstorer или, буквально, боевой эсминец.

Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе
Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе

Самолёт, должен был быть в состоянии бороться как с бомбардировщиками, так и с одноместными истребителями и компенсировать возможно более низкую маневренность более высокой огневой мощью. Обладая большой дальностью полета, самолёты имели возможность сопровождать бомбардировщики в их рейдах по тылам противника.

Messerschmitt Bf 110 разрабатывался с 1934 года, в соответствии с спецификациям RLM, а прототип Bf 110V1 впервые поднялся в воздух 12 мая 1936 года. Прототипы были оснащены двумя двигателями DB600 мощностью 910 л.с.

Испытанный, в начале 1937 года, Bf 110 продемонстрировал превосходную скорость разворота 505 км/ч, но был вялым в полете, а его маневренность оставляла желать лучшего.

Но отсутствие серийных двигателей означало, что первые четыре предсерийных самолета Bf 110A-0 должны были быть оснащены двумя двигателями Junkers Jumo 210Da мощностью 680 л.с. Модель стала ещё слабее и медленнее, поэтому вскоре последовал Bf 110B-0 с двигателями Jumo 210G мощностью 710 л.с. Вооружение Bf 110A состояло из четырех 7,92-мм пулеметов MG 17 в носовой части и одного MG 15 того же калибра в задней кабине.

Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе 2
Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе 2

Далее последовали 10 предсерийных самолетов Bf 110B-0, которые были построены в начале 1938 года с двигателями Jumo 210G мощностью 670 л.с. Они использовались для разработки первого серийного самолета Bf 110 B-1. В то же время был введен носовой обтекатель с меньшим аэродинамическим сопротивлением, в котором разместились две дополнительные 20-мм автопушки MG FF.

В отличие от других немецких самолетов Люфтваффе, прототипы не проходили испытания во время гражданской войны в Испании, а вместо этого были переоборудованы в модификации B-2 и B-3 для обучения пилотов.

Всего было построено 45 самолетов серии B, прежде чем двигатель DB601A с прямым впрыском топлива мощностью 1100 л.с. стал доступен и использовался на последующих моделях C. Первый серийный самолет Bf 110C-1 поднялся в воздух в январе 1939 года, а серия C стала эталонной моделью и начала принимать участие в боевых действиях 1939-40 годов.
Bf 110C-1 поступил на вооружение Люфтваффе с апреля 1939 года, и к концу года было поставлено более 300 экземпляров.

Первые модификации C-2 включали в себя улучшенное радиооборудованиее. С-3 получил новые автопушки, С-4 имел бронезащиту экипажа, С-4/В стал истребителем-бомбардировщиком, С-5 переоборудовали для дальней разведки. С-7, также стал истребителем бомбардировщиком. Оба самолёта, C-4/B и C-7, были оснащены модернизированными двигателями DB601N мощностью 1200 л.с.

Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе 3
Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе 3

Во время польской кампании Bf 110C в основном участвовал в операциях поддержки сухопутных войск. Но быстро возникла фундаментальная проблема концепции эсминца - все двухмоторные истребители не были достаточно быстрыми и маневренными, чтобы иметь возможность противостоять даже наполовину пригодному для использования одноместному истребителя. Хотя "ТИ" был хорошо вооружен, он не мог легко использовать это вооружение против более маневренных истребителей противника, тем более от него можно было легко избавиться, завязав манёвренный бой.

Это было наглядно продемонстрировано во время битвы за Британию, где Bf 110C стал легкой добычей для Supermarine Spitfire и Hawker Hurricane ВВС Великобритании. Во время этих воздушных боев было обычным явлением, когда Bf 110C, должны были сопровождаться одноместными истребителями Bf 109E, в то время как Bf 110 должны были защищать бомбардировщики.

После того, как было потеряно около 200 Bf 110C, концепция летающей крепости была пересмотрена, а большинство самолётов было выведено из дневной эксплуатации.

Интересно отметить, что концепция тяжелого истребителя никогда не могла быть хоть как-то применима к дневным операциям, в отличие от его более позднего использования в качестве ночного истребителя. Даже позже во время войны, когда стали доступны более мощные двигатели и более совершенные конструкции самолетов, он не имел особого успеха.
Вероятно, относительно самым успешным двухмоторным истребителем времен Второй мировой войны был американский Lockheed P-38 Lightning. Хотя этот самолет смог совершить несколько сотен эффективных боевых вылетов, потери P-38 были высокими по сравнению с другими истребителями союзников во второй половине войны. Они всегда были хороши для быстрых рейдов, но никак для сопровождения и перехвата истребителей противника.

Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе завставка
Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе завставка

После снятия с самолёта функций сопровождения, некоторые из первых моделей C использовались в качестве буксиров для планеров, в том числе для гигантского Me 321.

Bf 110 C-4/B стал наиболее широко используемой моделью серии C и использовался в качестве истребителя-бомбардировщика для поддержки операции «Барбаросса» — нападения на Советский Союз в июне 1941 года.

Самолет был относительно быстрым и вооружен двумя 20-мм автопушками и четырьмя 7,92-мм пулеметами спереди и MG15 сзади. Машина также несла 500 кг бомб. С-7 был идентичен, но имел внешнюю бомбовую нагрузку до 1000 кг.

Хотя их характеристики в качестве истребителей были ограничены, Bf 110 C-4/B и C-7 использовались в качестве штурмовиков на Восточном фронте и были очень эффективны в основном благодаря хорошему вооружению.
После опыта лета 1940 года боевая роль Bf 110 получила дальнейшее развитие, отойдя от концепции тяжелого истребителя сопровождения. Последующая серия Bf 110D использовала двигатели DB601A мощностью 1100 л.с., и основное внимание в этом самолете уделялось быстрому легкому бомбардировщику и разведчику.

Среди других вариантов были D-1/R2, со сбрасываемыми вспомогательными баками, D-2 в качестве истребителя-бомбардировщика с бомбовой нагрузкой до 1000 кг и D- 3 в качестве самолёта дальнего сопровождения.

Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе 4
Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе 4

В серии D было сохранено тяжелое курсовое вооружение из двух автопушек и четырех пулеметов. В июне 1941 года Bf 110D-2 укомплектовали SKG 210 (Schnellkampfgeschwader 210) II Fliegerkorps 2-го воздушного флота на Восточном фронте. Эти самолеты применялись для скоростного бомбометания наземных целей и аэродромов внутри воздушного пространства противника. Они преуспели в этой новой роли, а их тяжелое вооружение из автопушек также сделало их относительно успешными истребителями танков.

Серия Bf 110E использовала двигатели DB601N мощностью 1200 л.с. в стандартной комплектации и появилась весной 1941 года. Теперь основное внимание было уделено разработке Bf 110 как самолета поддержки штурмовиков и разведчика. Базовая конструкция истребителя-бомбардировщика Bf 110E-1 предусматривала размещение бомб и полезной нагрузки под крыльями и фюзеляжем. E-1/U2 теперь мог нести даже 2000 кг бомб.

Успешная карьера Bf 110 в качестве ночного истребителя также началась с серии E, когда самолёты E-1/U1 получили инфракрасные датчики.
В июне 1941 года модели Bf 110E были распределены между SKG 210 и ZG 26 (Zerstorergeschwader 26) 2-го воздушного флота на Восточном фронте. Хотя ZG 26 по-прежнему классифицировался как «тяжелый истребитель», он также совершал боевые вылеты почти так же, как SSKG 210 в роли истребителя-бомбардировщика.

Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе 5
Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе 5

Нападение на СССР

На 21 июня 1941 г. для поддержки оператора «Барбаросса» были развернуты 201 (из них 148 действующих) двухмоторных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, за исключением разведывательного самолета Bf 110. Все это были модели серий Bf 110C, Bf 110D и Bf 110E, существовало несколько самолётов версий D-2 и E-1.
Из них всего 83 использовались SKG 210, еще 78 — ZG 26 и 20 — Erg./ZG 26. Остальные машины были штабными самолетами (координаторами) для различных пикирующих эскадрилий. Кроме того, довольно большое количество Bf 110C-5, Bf 110D-3 и Bf 110E-3 находилось в составе многочисленных групп дальней разведки, поддерживавших операцию «Барбаросса».

Тем временем производство Bf 110 было остановлено, так как срочно ожидался новый Me 210 на роль ТИ. Однако по мере возникновения проблем и значительных задержек в течение года появился переходный Bf 110F. За исключением F-2, у которого под каждым крылом было по две ракетные установки WGr21, это было то же самое, что и серия E, за исключением новых двигателей DB601F мощностью 1300 л.с.

Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе 6
Ил-2 по-немецки. Messerscmitt Bf-110 Zerstörer. Гроза неба Люфтваффе 6

Bf 110 F-4 1942 года был первой версией, специально разработанной для ночных операций. Самолет имел трех членов экипажа и, на некоторых самолетах, две дополнительные 30-мм автопушки МК-108 в гондоле под фюзеляжем.

К концу 1942 года стало ясно, что Me 210 не может заменить все Bf 110. Поэтому производство более старой модели было значительно увеличено, и был представлен Bf 110G, оснащенный двигателями DB605.
G-1 и G-3 были похожи на предыдущие серии, а вот позже появился ночной истребитель G-4 с множеством различных вариантов расположения орудий и калибров оружия, включая гондолы под днищем, «вой от Штуки» и тяжелые подкрыльевые орудия.

Последней версией был Bf 110H, который производился параллельно с серией G. Таким образом, пик производства Bf 110 приходился на 1943 и 1944 годы; что вероятно, несколько удивительно после событий 1940 года.

В 1943 г. производство увеличилось практически втрое, и этот уровень сохранился и в 1944 г. Последние две дюжины экземпляров были доставлены в течение первых двух месяцев 1945 года, в результате чего было произведено около 6050 Bf 110.

На случай если хотите поддержать канал копейкой или, возможно, заказать статью на канал, то воспользуйтесь ссылкой: https://yoomoney.ru/to/4100110112653826

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.