Часто замечаю среди молодых дам два страха: ребёнок мало ест и ребёнок кусочничает. Недавно поняла, что я абсолютно не переживаю на этот счёт, и сегодня хочу пояснить свою позицию.
Ребёнок мало ест/ничего не ест.
Мне кажется, этот страх идёт из «голодных 90-х» или любых других «голодных» периодов в нашей истории. Раньше не было такого изобилия еды, многие семьи действительно голодали, и есть нужно было здесь и сейчас, иначе потом уже не будет. Исходя из этого, в нас воспитывались такие установки, как «обязательно доедать», «не выбрасывать еду», «есть за маму/за папу» и т.п. И многие до сих пор носят в себе эти установки и передают их детям, хотя мы сейчас живём в совершенно другом мире.
Вторая возможная первопричина — это педиатрические (или любые другие) таблички с нормами. Помню, как наш педиатр в 6 месяцев велела мне скармливать ребёнку по 100 г кабачка за один приём пищи. По объёму это очень много, а по питательной ценности — мало, и я уже тогда поняла, что педиатрический прикорм не для нас. Я использовала педагогический прикорм, и мне в голову никогда не приходило измерять, сколько съел мой ребёнок.
Наконец, третья причина — это приравнивание питания ребёнка к питанию взрослого. Вот мы привыкли, к примеру, есть три раза в день по 300-400 грамм, значит, ребёнок тоже должен есть три раза в день и поглотить условные 100-200 граммов (цифры с потолка сейчас взяла, просто для примера). Но у ребёнка свои особенности ЖКТ в раннем возрасте, поэтому сама система питания может отличаться.
Чисто ради интереса я тут попыталась записывать, сколько съедает моя дочь в возрасте 1.3, и, наверное, по меркам тревожных мам, получается не очень много. У нас сейчас два основных приёма пищи — завтрак и обед, а ужин часто пропускаем или даём небольшой перекус. По объёму за завтраком и обедом съедается 1-2 столовые ложки. В какие-то дни больше, в какие-то меньше. На прогулках мы, как правило, перекусываем фруктами, паучами, печеньем или кукурузными палочками (без сахара). То есть, за день набегает 4-5 столовых ложек еды, плюс перекусы и ГВ (3-4 раза в день, в основном, на сон). Выглядит так, будто это не очень много, но я вообще не переживаю на эту тему и не веду никаких подсчётов. Дочка довольно крупная для своего возраста, развивается хорошо, и видимых проблем со здоровьем у неё нет. Так что я вообще не вижу смысла подгонять её под какие-то средние нормы и заморачиваться на теме еды. По мне, чем меньше напряжения в этой сфере, тем лучше. Конечно, при условии, что питание, в целом, здоровое: цельные продукты, домашняя еда, минимум сахара, отсутствие всяких усилителей вкуса и другой химозы.
Ребёнок кусочничает.
Если честно, я вообще не вижу в этом проблемы. Многие дети кусочничают в силу возрастных особенностей: у них банально меньше объём желудка и быстрее обмен веществ, чем у взрослых. К тому же, даже многим взрослым часто назначают так называемое дробное питание для ускорения обмена веществ и похудения. Это ведь то же самое «кусочничество», только названное другими словами.
Лично я не вижу смысла заставлять ребёнка съедать больше за обедом/ужином, чтобы он потом не кусочничал. Таким образом легко можно вызвать протест и неприятие еды как таковой, а еда должна быть связана с позитивными эмоциями. Лучше дать ребёнку потаскать каждые полчаса то морковку, то яблочко, то кусок курицы, чем напрочь отбить у него желание есть.
Другой вопрос, что многие дети кусочничают конфетами и чипсами, а условную котлету с картошкой есть не хотят. Вот это я бы, конечно, пресекла и предложила ребёнку более здоровую альтернативу — фрукты, овощи, тот же бутерброд с котлетой, оставшейся после обеда. Ну какая, по сути, разница, когда именно ребёнок съест эту котлету?
По большому счёту, система трёхразового питания в нашем обществе существует не потому, что она очень полезна, а лишь потому, что удобна. Воспитателям в детских садах удобней кормить по расписанию, чем бегать за каждым ребёнком и раз в полчаса предлагать погрызть морковку. Маме, конечно, тоже удобней готовить три раза в день, но лично мне с таким неудобством справиться легко. Я нахожусь в декрете, который как раз и предназначен для того, чтобы по максимуму заботиться о ребёнке. Поэтому я без проблем могу разогреть что-то в перерыве между обедом и ужином или предлагать яблоко каждые полчаса.
В общем, оба страха, на мой взгляд, больше надуманные, чем реальные. Я считаю, что гораздо важнее сформировать у ребёнка естественную любовь к еде, следуя за его потребностями, чем пытаться подогнать его под какие-то рамки детсадов и будущей взрослой жизни.