Среди фейков, гуляющих по интернету относительно Брестского мира, особенно бессовестным выглядит то, что на картинке:
Эти 6 млрд. марок кочуют из блога в блог, как само собою разумеющийся итог договора. Между тем любой желающий может найти текст документа, в статье 9 которого четко сказано:
«Договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т. е. государственных издержек на ведение войны, равно как и от возмещения военных убытков, т. е. тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в зоне военных действий военными мероприятиями, в том числе и всеми произведенными во вражеской стране реквизициями».
Никаких контрибуций и репараций Россия не платила (кстати, германская сторона поэтому считала договор неунизительным для советского правительства). Да и сам расчет в марках выглядит довольно странно.
Впрочем, глупостей вокруг этого договора и без фейка про 6 млрд. нагорожено достаточно. Вплоть до того, что Ленин был германским шпионом и выполнял указания госдепа, фу ты, абвера кайзеровской Германии, потому и мир заключил.
Никто не вникает и в то, насколько бессмысленна была эта война для России и какой бы стала Россия через 20 лет, сохрани она нейтралитет. Во всяком случае так считал ненавистник всяких революций Петр Столыпин: «Дайте России двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы её не узнаете».
И Столыпину удалось избежать несколько конфликтных ситуаций, в том числе и прямого военного столкновения с Австро-Венгрией и Германией, после аннексии австрийцами Боснии и Герцеговины (представляю, как его ненавидело сербское лобби).
Сейчас пытаются доказать неизбежность участия России в первой мировой войне, мол, аппетиты Германии, движение на восток и т.п. Это, конечно, глупость.
Причиной войны было желание не так давно возникшей Германской империей переделить уже поделенный мир. Только нужно уточнить – колониальный мир.
Угрожало оно Британии, Франции, в какой-то мере Испании, Португалии, Голландии – то есть странам, имевшим обширные колониальные владения (особенно первым двум). России, таких владений не имевшей, ничего, по сути, не угрожало. Но вот хотелось царю взять Царьград с Босфором. А понять, что это можно получить, выждав до последнего (как традиционно делают американцы), ума не хватило.
Поэтому, придя к власти, большевики предложили воюющим странам мир без аннексий и контрибуций. Откликнулись бы все, вели бы переговоры со всем, но откликнулись только державы оси.
Большевики, как я уже не раз писал, в первые месяцы после Октября были еще романтиками. Именно с этим связано и заявление Троцкого «ни мира, ни войны, а армию распустим». Правда, нынешние критиканы забывают, что это был демарш, с этими словами советская делегация покинула переговоры. И это совсем не казалось глупостью в тех революционных условиях Европы. Венгерская, Словацкая, Баварская советские республики возникли не на пустом месте, а именно на территориях Австро-Венгрии и Германии. Троцкий шантажировал поддержкой Советской России трудящимися этих стран. И по большому счету был прав, восстание немецких моряков и начавшаяся революция в Германии поставила точку в 1-й мировой войне.
Но все это было чуть позже, а первоначально, по условиям заключенного перемирия, Германия соглашалась на советские предложения. И убедила согласиться Османскую империю и Болгарию. Хотя переговоры шли очень тяжело.
Почему же тогда Ленину пришлось пойти на Брест-Литовский мирный договор, в результате которого вся Украина была оккупирована немцами?
Вы не забыли, что кроме России и стран оси в тот период возникло еще одно государство с непонятным статусом и невнятной легитимностью? Я имею в виду Украинскую народную республику во главе с Центральной радой.
27 января 1918 Центральная рада подписала свой Брестский мир с Германией и Австро-Венгрией. И не просто мир – а договор о помощи против Советской России, согласно которому Германия и Австро-Венгрия вводят на Украину свои войска в обмен на украинское продовольствие.
После договора с Центральной радой Германия австрия сразу же предъявили России ультиматум о мире на условиях держав оси и ввели на Украину войска.
И что делать Ленину в новых условиях? Летнее наступление Временного правительства мало того, что угробило еще сохранявшие боеспособность армейские части, еще и завершило дезорганизации войск. После провала наступления, солдаты бросали позиции и уходили с фронта не тысячами, а десятками тысяч.
Ленину досталась страна без системы управления и без армии. Зато с кучей сепаратистских правительств, возникших в период между февралем и октябрем 1917 года.
Таким образом, подписание Брестского мира лишь закрепляло положение дел, изменить которое в тех условиях было невозможно.
Еще раз обращаю внимание, что если Центральная рада подписала договор в Бресте в январе 1918, то Советская Россия в марте 1918 года. И это было уже формальностью.
Давайте обратим внимание на обязательства России по договору и реальное положение дел на тот момент. Россия обязалась:
Формально: не претендовать на Прибалтику и часть Белоруссии. В реальности территория утеряна Временным правительством (Рига взята немцами в сентябре 1917 года.
Формально: вывести войска из Финляндии и с Украины, признать Украинскую Народную Республику независимым государством. Реально: про события в Финляндии я уже писал, а УНР де-факто независима.
Формально: вывести войска с территории Османской империи, а также передать ей округа Ардаган, Батум и Карс. Реально там уже существуют объявившие о независимости закавказские республики в разных видах.
Формально: принять режим торговли с Германской империей от 1904 года. Реально выполнено не было.
Формально: демобилизовать армию и разоружить флот. Реально выполнено не было.
Формально: прекратить революционную пропаганду в Центральных державах и союзных им государствах. Реально выполнено не было.
Ну и нужно отметить – даже те пункты, которые закрепляли территориальные потери (повторяю, Временного правительства, а не большевиков), Ленин, при первой же возможности, отправил в мусорную корзину.
И правильно сделал.