Найти тему
Новый учитель

«Педагогика затягивает»: истории инженера, сценариста и работника музея, ставших учителями

Александра с девятого класса мечтала преподавать литературу. У Евгения не было педагогического образования, но он хотел помогать другим людям. А Галина рассматривала профессию учителя как крайний вариант. В Год учителя и наставника в России ТАСС поговорил с тремя участниками программы «Учитель для России» о пути к профессии педагога.

До девятого класса Александра мечтала стать сценаристом. Но потом одноклассники стали обращаться к ней за помощью по литературе — просили пересказать произведения и объяснить домашние задания. Десятиклассники — тоже. Саше нравилось делиться знаниями, а еще вдохновляло, что группа людей, которая подходила к ее подоконнику, расширялась и расширялась. И Саша захотела стать учительницей.

Саша Дедюлина
Саша Дедюлина

После окончания спецшколы с гуманитарным уклоном Саша поступила в педагогический вуз. Но она понимала, что этого будет недостаточно, чтобы в будущем справиться с профессией учителя. «Ощущалось так, что ты не умеешь плавать, а тебя кидают в бескрайний океан», — говорит она. Когда Саша проходила в школе практику от своего университета, учителям было некогда заниматься студентами. С каждым годом уверенность Саши в том, что она справится, «становилась все меньше и меньше». Останься она совсем без поддержки — сдалась бы и ушла.

Но потом она узнала от знакомой о программе «Учитель для России». И чтобы обеспечить себе «плавный, бережный вход в профессию», после окончания университета Саша подала туда заявку. Сначала у нее было много сомнений, она бросала заполнять анкету на середине, но по итогу «влюбилась» в программу.

Прожив всю свою жизнь в Ярославле, Саша по программе перебралась на Ямал, в город Салехард, где живет уже год. Она говорит, что это «нормальный город, в котором есть все и даже больше; основное отличие — нордический страшный ветер, который вбивает тебя в столб». Туда она переехала с собакой, родители остались в родном Ярославле.

Саша Дедюлина и пёс Осип на Ямале
Саша Дедюлина и пёс Осип на Ямале

По словам Саши, Север — это место сильных. Перед переездом на Ямал ее «сто раз» предупредили, что нужно проверить здоровье, все свои болячки. «Я ничего не проверила», — говорит Саша. И сначала проблемы со здоровьем начались у ее собаки, а потом — у неё самой. У Саши отказывала поджелудочная железа — «я неделю пыталась есть, но ничего не усваивалось, кружилась голова». Сейчас здоровье удалось наладить.

Молодой учительнице 23 года, она преподает в школе №2 русский язык и литературу у шестых и восьмых классов. Это ее первый учебный год. По словам Саши, когда она переехала на Ямал, все школы показались ей потрясающими — в каждом кабинете был проектор, почти везде — интерактивные доски. «И я подумала, что буду к каждому уроку делать классные презентации», — говорит она.

Однако это не всегда получалось. Например, в декабре, когда совсем не было солнечного света, метеозависимая Саша плохо себя чувствовала и забросила презентации. Но ее ученики сказали ей, что им не хватает смешных презентаций с хорьками и котиками. Они это сообщили через форму обратной связи. Часто Саша задает им на листочках вопросы, чтобы узнать, все ли в порядке, что им нравится, а что доставляет дискомфорт.

Еще поначалу с Сашей конфликтовали родители учеников — им не нравилось, что занятия проходят слишком творчески и ребята не занимаются по учебнику. «Я сначала плакала, пыталась идти против системы. Потом подошла к завучу, попросила помочь мне сохранить творческие форматы и при этом совместить это с родительскими требованиями», — говорит Саша. По ее словам, все проблемы быстро решались, а школа стала дня нее «оазисом среди пустыни».

В отличие от Александры у 30-летнего Евгения нет педагогического образования. Он окончил Санкт-Петербургский технический вуз по специальности «инженер-строитель». Когда учился на втором курсе, решили с друзьями перед Новым годом поехать в детский дом сделать доброе дело. Там им сказали, что ребята часто теряют варежки в зимнем лагере. И студенты привезли им перчатки и мандарины.

Женя Павздерин
Женя Павздерин

«Я был неудовлетворен тем, что сделал только одно хорошее дело. Подумал, что нужно систематически, а не раз в год», — говорит Женя. И он вместе с друзьями стал периодически приезжать в детдом — играть с ребятами, проводить футбольные матчи. Потом некоторым потребовалась помощь с математикой, и студенты бесплатно занимались репетиторством. Это все длилось больше пяти лет.

«Один раз попробовал волонтерство и потом без него не мог обходиться. Мне хотелось такую работу, которая включала бы в себя это, и чтобы я еще мог деньги получать»

Работая последние несколько лет в комитете охраны памятников, Женя тоже набирался опыта работы с детьми. Его приглашали в школы, где он рассказывал про мостовые конструкции, объяснял, почему некоторые относятся к объектам культурного наследия, а другие — нет.

О программе «Учитель для России» он узнал, листая ленту новостей во «Вконтакте». Там рассказывалось про одного из участников, который переехал работать в село. «Мне это в душе отозвалось», — говорит Евгений. И он перешёл по ссылке на сайт, почитал истории других участников и почувствовал, что мыслит в похожем ключе с теми, кто переехал.

Он подал заявку и, когда прошел все этапы отбора, описал рекрутерам школу, куда хотел бы попасть: сельскую, с маленькими классами. Евгению предложили отправиться в Новгородскую область, в село Залучье. Новоиспечённый учитель взял с собой кота, а родители, друзья и девушка часто их навещают, поэтому Евгений не чувствует, что «здесь один». Помимо основной зарплаты он получает компенсацию за жилье, которая составляет 15 тыс. в месяц, и стипендию от программы.

Здание средней школы села Залучье Старорусского района Новгородской области. Фото Жени Павздерина
Здание средней школы села Залучье Старорусского района Новгородской области. Фото Жени Павздерина

Сельская жизнь была привычна Евгению — он родился в Череповце и каждое лето приезжал к бабушке в деревню. Только там он не топил печку, как приходится на новом месте, но в остальном с деревенским бытом был знаком. Чтобы набрать воду, он ходит с ведрами к колонке, которая находится в 50 м от дома. «Если я не принесу себе воды, никто это не сделает за меня. Это такой контраст с городом. Когда ты в городе, можешь позвонить в коммунальные службы и пожаловаться, а тут ты сам на себя только рассчитываешь», — говорит Евгений.

Он ведет у всех классов — с 7-го по 11-й — физику, а ещё математику у 5-го и 11-го. Всего в школе чуть больше 100 учеников. Треть из них каждое утро приезжают из соседних деревень на автобусе. По словам учителя, мало кто из них знает про МГУ или другие топовые вузы, в которые они могли бы поступить.

«Мне кажется, это одна из наших миссий по программе — расширить границы»

В школе, где работает Евгений, сильная нехватка педагогов, поэтому там были рады его приходу. Он быстро ко всем привык и чувствует себя «будто в семейной обстановке», где все действуют в режиме взаимовыручки.

Уже почти два года Евгений преподает и параллельно учится быть преподавателем (партнер программы по обучению учителей-участников — МГИМО). Это его последняя четверть в новгородской школе, в июне он заканчивает здесь работать. «Не хочется долго сидеть на одном месте». В планах — устроиться в частную питерскую школу с небольшими классами.

Галина — выпускница программы «Учитель для России». По специальности Галя историк и менеджер по туризму. Магистратуру окончила в педагогическом и стала тьютором. Но профессия педагога была последней, которую она рассматривала. Галя планировала работать в музее, ездить в экспедиции и придумывать новые экспозиции.

Но она рано вышла замуж, родила двоих детей, потом они переехали жить в село, и Гале нужно было выходить из декрета. Во время учебы в магистратуре она проходила практику в школе, где ей и предложили остаться, потому что другой учитель истории уходил на пенсию. Галя понимала, что не будет зарабатывать «великие деньги», но видела и плюсы, например, стабильность. Так, на протяжении четырех лет она преподавала историю, обществознание и географию у 5–11-х классов в небольшой сельской школе, где было не больше 120 человек.

Галя Кутявина
Галя Кутявина

Потом она узнала про программу «Учитель для России», заполнила анкету, написала мотивационное письмо, прошла собеседование, ассессмент и проверку предметных знаний у методиста программы — ее кандидатуру одобрили. Но на тот момент она еще не успела окончить магистратуру, а доучиться все-таки хотела. Поэтому повторную заявку она отправила через два года. «Так я попала не во второй набор программы, а в четвертый», — говорит учительница.

Она выбрала школу №2 в Малоярославце и из Пермского края переехала туда вместе с детьми. «Я не хотела ехать в деревню, потому что у меня было двое маленьких детей, мне нужно было их пристроить в детский сад. Поэтому я рассматривала только город. Меня интересовало, чтобы там была медицина, кружки, школа. Вакансий историков было не так много», — говорит Галя.

Школа, в которой Галя вела историю и обществознание, она называет «заводом по производству детей» — такая она была большая. Учительница преподавала пятым, шестым и старшим классам. По ее словам, это было испытание, которое она сейчас вспоминает как «прекрасное время».

«Когда я вступала в программу, мне казалось, что все будут так рады моему приезду. По факту, когда мы приехали в новую школу, мы поняли, что были довольны не все»

Многие сотрудники школы поначалу были недовольны приезду «недоучителей», которые при этом получают стипендию от фонда. И рядом не было друзей, мамы, к которым можно прибежать и пожаловаться. Между ними было расстояние больше 2 тыс. км. Но другие участники программы, которые приехали вместе с ней или те, кто уже второй год преподавал в этой школе, поддерживали друг друга. Среди сотрудников школы тоже были исключения, например директор, которая помогла Гале адаптироваться. Недовольные родители приходили к ней на открытые уроки и понимали, что с их детьми все будет нормально. И со временем Гале «стало спокойно».

Спустя два года Галя выиграла грант для выпускников »Учитель для России» на третий год в школе. «Это была пандемия, и мне было очень важно попрощаться с детьми, смотря им в глаза, увидеть их, поработать с ними еще год», — говорит учительница.

Галя Кутявина
Галя Кутявина

Обязательное условие программы — после получения гранта проходить обучение дальше. Есть несколько треков, среди которых — управленческий, его Галя и выбрала. На момент его прохождения Галя уже была завучем по воспитательной работе в школе №2. После того как она его прошла, ей предложили стать директором, но уже в другой школе.

Сейчас ей 32 года, и уже на протяжении двух лет она работает директором в школе №5 в Балабанове (город в Калужской области). Раньше мечтавшая о музее, теперь она оставляет эту идею до пенсии. «Педагогика затягивает, как болото», — говорит Галя. Если для детей школа становится вторым домом только на 9–11 лет, то для нее — уже на 15. Где Галина проводит больше времени, в школе или дома, она наверняка сказать не может. Профессию учителя она называет понятной: «Я знаю, зачем иду туда каждый день, зачем всё делаю».

Благодарим за материал ТАСС и автора Анастасию Харчишену