Александра с девятого класса мечтала преподавать литературу. У Евгения не было педагогического образования, но он хотел помогать другим людям. А Галина рассматривала профессию учителя как крайний вариант. В Год учителя и наставника в России ТАСС поговорил с тремя участниками программы «Учитель для России» о пути к профессии педагога.
До девятого класса Александра мечтала стать сценаристом. Но потом одноклассники стали обращаться к ней за помощью по литературе — просили пересказать произведения и объяснить домашние задания. Десятиклассники — тоже. Саше нравилось делиться знаниями, а еще вдохновляло, что группа людей, которая подходила к ее подоконнику, расширялась и расширялась. И Саша захотела стать учительницей.
После окончания спецшколы с гуманитарным уклоном Саша поступила в педагогический вуз. Но она понимала, что этого будет недостаточно, чтобы в будущем справиться с профессией учителя. «Ощущалось так, что ты не умеешь плавать, а тебя кидают в бескрайний океан», — говорит она. Когда Саша проходила в школе практику от своего университета, учителям было некогда заниматься студентами. С каждым годом уверенность Саши в том, что она справится, «становилась все меньше и меньше». Останься она совсем без поддержки — сдалась бы и ушла.
Но потом она узнала от знакомой о программе «Учитель для России». И чтобы обеспечить себе «плавный, бережный вход в профессию», после окончания университета Саша подала туда заявку. Сначала у нее было много сомнений, она бросала заполнять анкету на середине, но по итогу «влюбилась» в программу.
Прожив всю свою жизнь в Ярославле, Саша по программе перебралась на Ямал, в город Салехард, где живет уже год. Она говорит, что это «нормальный город, в котором есть все и даже больше; основное отличие — нордический страшный ветер, который вбивает тебя в столб». Туда она переехала с собакой, родители остались в родном Ярославле.
По словам Саши, Север — это место сильных. Перед переездом на Ямал ее «сто раз» предупредили, что нужно проверить здоровье, все свои болячки. «Я ничего не проверила», — говорит Саша. И сначала проблемы со здоровьем начались у ее собаки, а потом — у неё самой. У Саши отказывала поджелудочная железа — «я неделю пыталась есть, но ничего не усваивалось, кружилась голова». Сейчас здоровье удалось наладить.
Молодой учительнице 23 года, она преподает в школе №2 русский язык и литературу у шестых и восьмых классов. Это ее первый учебный год. По словам Саши, когда она переехала на Ямал, все школы показались ей потрясающими — в каждом кабинете был проектор, почти везде — интерактивные доски. «И я подумала, что буду к каждому уроку делать классные презентации», — говорит она.
Однако это не всегда получалось. Например, в декабре, когда совсем не было солнечного света, метеозависимая Саша плохо себя чувствовала и забросила презентации. Но ее ученики сказали ей, что им не хватает смешных презентаций с хорьками и котиками. Они это сообщили через форму обратной связи. Часто Саша задает им на листочках вопросы, чтобы узнать, все ли в порядке, что им нравится, а что доставляет дискомфорт.
Еще поначалу с Сашей конфликтовали родители учеников — им не нравилось, что занятия проходят слишком творчески и ребята не занимаются по учебнику. «Я сначала плакала, пыталась идти против системы. Потом подошла к завучу, попросила помочь мне сохранить творческие форматы и при этом совместить это с родительскими требованиями», — говорит Саша. По ее словам, все проблемы быстро решались, а школа стала дня нее «оазисом среди пустыни».
В отличие от Александры у 30-летнего Евгения нет педагогического образования. Он окончил Санкт-Петербургский технический вуз по специальности «инженер-строитель». Когда учился на втором курсе, решили с друзьями перед Новым годом поехать в детский дом сделать доброе дело. Там им сказали, что ребята часто теряют варежки в зимнем лагере. И студенты привезли им перчатки и мандарины.
«Я был неудовлетворен тем, что сделал только одно хорошее дело. Подумал, что нужно систематически, а не раз в год», — говорит Женя. И он вместе с друзьями стал периодически приезжать в детдом — играть с ребятами, проводить футбольные матчи. Потом некоторым потребовалась помощь с математикой, и студенты бесплатно занимались репетиторством. Это все длилось больше пяти лет.
«Один раз попробовал волонтерство и потом без него не мог обходиться. Мне хотелось такую работу, которая включала бы в себя это, и чтобы я еще мог деньги получать»
Работая последние несколько лет в комитете охраны памятников, Женя тоже набирался опыта работы с детьми. Его приглашали в школы, где он рассказывал про мостовые конструкции, объяснял, почему некоторые относятся к объектам культурного наследия, а другие — нет.
О программе «Учитель для России» он узнал, листая ленту новостей во «Вконтакте». Там рассказывалось про одного из участников, который переехал работать в село. «Мне это в душе отозвалось», — говорит Евгений. И он перешёл по ссылке на сайт, почитал истории других участников и почувствовал, что мыслит в похожем ключе с теми, кто переехал.
Он подал заявку и, когда прошел все этапы отбора, описал рекрутерам школу, куда хотел бы попасть: сельскую, с маленькими классами. Евгению предложили отправиться в Новгородскую область, в село Залучье. Новоиспечённый учитель взял с собой кота, а родители, друзья и девушка часто их навещают, поэтому Евгений не чувствует, что «здесь один». Помимо основной зарплаты он получает компенсацию за жилье, которая составляет 15 тыс. в месяц, и стипендию от программы.
Сельская жизнь была привычна Евгению — он родился в Череповце и каждое лето приезжал к бабушке в деревню. Только там он не топил печку, как приходится на новом месте, но в остальном с деревенским бытом был знаком. Чтобы набрать воду, он ходит с ведрами к колонке, которая находится в 50 м от дома. «Если я не принесу себе воды, никто это не сделает за меня. Это такой контраст с городом. Когда ты в городе, можешь позвонить в коммунальные службы и пожаловаться, а тут ты сам на себя только рассчитываешь», — говорит Евгений.
Он ведет у всех классов — с 7-го по 11-й — физику, а ещё математику у 5-го и 11-го. Всего в школе чуть больше 100 учеников. Треть из них каждое утро приезжают из соседних деревень на автобусе. По словам учителя, мало кто из них знает про МГУ или другие топовые вузы, в которые они могли бы поступить.
«Мне кажется, это одна из наших миссий по программе — расширить границы»
В школе, где работает Евгений, сильная нехватка педагогов, поэтому там были рады его приходу. Он быстро ко всем привык и чувствует себя «будто в семейной обстановке», где все действуют в режиме взаимовыручки.
Уже почти два года Евгений преподает и параллельно учится быть преподавателем (партнер программы по обучению учителей-участников — МГИМО). Это его последняя четверть в новгородской школе, в июне он заканчивает здесь работать. «Не хочется долго сидеть на одном месте». В планах — устроиться в частную питерскую школу с небольшими классами.
Галина — выпускница программы «Учитель для России». По специальности Галя историк и менеджер по туризму. Магистратуру окончила в педагогическом и стала тьютором. Но профессия педагога была последней, которую она рассматривала. Галя планировала работать в музее, ездить в экспедиции и придумывать новые экспозиции.
Но она рано вышла замуж, родила двоих детей, потом они переехали жить в село, и Гале нужно было выходить из декрета. Во время учебы в магистратуре она проходила практику в школе, где ей и предложили остаться, потому что другой учитель истории уходил на пенсию. Галя понимала, что не будет зарабатывать «великие деньги», но видела и плюсы, например, стабильность. Так, на протяжении четырех лет она преподавала историю, обществознание и географию у 5–11-х классов в небольшой сельской школе, где было не больше 120 человек.
Потом она узнала про программу «Учитель для России», заполнила анкету, написала мотивационное письмо, прошла собеседование, ассессмент и проверку предметных знаний у методиста программы — ее кандидатуру одобрили. Но на тот момент она еще не успела окончить магистратуру, а доучиться все-таки хотела. Поэтому повторную заявку она отправила через два года. «Так я попала не во второй набор программы, а в четвертый», — говорит учительница.
Она выбрала школу №2 в Малоярославце и из Пермского края переехала туда вместе с детьми. «Я не хотела ехать в деревню, потому что у меня было двое маленьких детей, мне нужно было их пристроить в детский сад. Поэтому я рассматривала только город. Меня интересовало, чтобы там была медицина, кружки, школа. Вакансий историков было не так много», — говорит Галя.
Школа, в которой Галя вела историю и обществознание, она называет «заводом по производству детей» — такая она была большая. Учительница преподавала пятым, шестым и старшим классам. По ее словам, это было испытание, которое она сейчас вспоминает как «прекрасное время».
«Когда я вступала в программу, мне казалось, что все будут так рады моему приезду. По факту, когда мы приехали в новую школу, мы поняли, что были довольны не все»
Многие сотрудники школы поначалу были недовольны приезду «недоучителей», которые при этом получают стипендию от фонда. И рядом не было друзей, мамы, к которым можно прибежать и пожаловаться. Между ними было расстояние больше 2 тыс. км. Но другие участники программы, которые приехали вместе с ней или те, кто уже второй год преподавал в этой школе, поддерживали друг друга. Среди сотрудников школы тоже были исключения, например директор, которая помогла Гале адаптироваться. Недовольные родители приходили к ней на открытые уроки и понимали, что с их детьми все будет нормально. И со временем Гале «стало спокойно».
Спустя два года Галя выиграла грант для выпускников »Учитель для России» на третий год в школе. «Это была пандемия, и мне было очень важно попрощаться с детьми, смотря им в глаза, увидеть их, поработать с ними еще год», — говорит учительница.
Обязательное условие программы — после получения гранта проходить обучение дальше. Есть несколько треков, среди которых — управленческий, его Галя и выбрала. На момент его прохождения Галя уже была завучем по воспитательной работе в школе №2. После того как она его прошла, ей предложили стать директором, но уже в другой школе.
Сейчас ей 32 года, и уже на протяжении двух лет она работает директором в школе №5 в Балабанове (город в Калужской области). Раньше мечтавшая о музее, теперь она оставляет эту идею до пенсии. «Педагогика затягивает, как болото», — говорит Галя. Если для детей школа становится вторым домом только на 9–11 лет, то для нее — уже на 15. Где Галина проводит больше времени, в школе или дома, она наверняка сказать не может. Профессию учителя она называет понятной: «Я знаю, зачем иду туда каждый день, зачем всё делаю».
Благодарим за материал ТАСС и автора Анастасию Харчишену