Ягорий Храбрый — он же Георгий Победоносец, отождествляемый в традиции с Григорием-просветителем, участник легенды о Бусе. Согласно "Ярилиной книге", он, как и его брат Сурияр, наследник Яранака (Анака), царя одного из городов-государств Парфии (в то время захваченной Сасанидской империей). Ныне это городище Ниса близ Ашхабада. События III-IV веков, повествуют о династической борьбе двух родов в Арийских землях: северных Ярсаков и южной Саксаниянской династии (Сасанидов). Ветвью Ярсаков были и князья Святояры, правители Русколани. В этой главе, вначале, бегло излагается их история... Затем поминаются подвиги Ягория, крещение, битва Ягория и Змея Морияра, царя гуннов, и, наконец, переход его на сторону русколан...
Можно эти сказания читать и по порядку (см. тут).
А теперь поведаем о двоюродных братьях княжича Буса, прославленных Ягории Храбром и брате его Сурияре, сыновьях Яранака, правителя Парнстана, — кое царство греки именовали Парфией.
Сей Яранак был был сыном Вересень-яра и братом князю Дажень-яру. И в той же семье был Маран, душою коего завладел змей Каранджель. Ведь так говорят: в любой царской семье — не без дракона!
И сей Маран, борясь за трон царя-царей, коварством, кознями и ядом извёл своего брата-близнеца Яранака, а потом и другого брата, владетеля Арийстана Арменского — Корс-яра. За что и сам получил нож в спину от Морияра, сообщника заговора.
Детей же почившего Яранака, кои были ещё младенцами, спасли, но разделили. Ягория унесли ко двору ромейского императора. А Сурияра — на север, к дяде его, Дажень-яру в Русколанию...
Сурияр, что приходился двоюродным братом Бусу, воспитывался в той же семье Святояричей. И был он со младых лет близок княжичу. Хотя Сурияр был и старше Яра Буса на двенадцать лет.
Ягория же, который был ещё старше, приняли в семье римского императора Диоклетиана. И он возвысился, прославившись в войнах с готами. И тогда же он был крещён в веру арианскую.
И затем сему Ягорию дали чин легата и Армянский легион. Ибо желал император, чтобы он возвёл на трон Арийстана Арменского — Триедара, сына убитого заговорщиками Корс-яра. Сей Триедар также был ранее в изгнании и воспитывался при римском дворе, в римском духе и в арианской вере, ибо было сие задолго до гонений на христиан...
А Ягорий Храбрый был дядею Триедара, и вместе они крестились в Ярсалаиме у Гроба Господня...
И тому Ягорию, коего ромеи называли Георгием Победоносцем за многие победы, прочили тогда троны Иверии, Иронистана и всей Русколании.
И так возвёл Ягорий Храбрый на армянский трон племянника своего Триедара. А затем, после жестокой битвы, поверг и привёл к присяге Риму — царя Иверии Морияра, именуемого также Мирианом, заставив оного целовать крест и принять арианство. И было обращено в ту веру тогда и всё его войско.
И так — то была битва Креста и Змея в Пановых горах у стен Морабан-града. И был повержен Змей лютый!.. И ползал он по камням и возился в земле, моля о прощении и милосердии...
И призрел то моление Ягорий, хотя и было оно ложным, ибо какая вера может быть предававшему всех и вся... Однако верил он по писанию, что прощать врагов следует не семь, но семьдесят семь раз и более...
* * *
А затем, на третьем году от Рождества Бусова, легат Ягорий во главе легиона двинулся через Аланские врата и перевалы к стольному Кияр-граду.
И была весна, и таяли на перевалах снега, и пели птицы. И многие небесные знамения указывали на то, что в мире происходит нечто важное и постижное не уму, но лишь духу просветлённому...
И вот у Врат Аланских, у заставы, поджидали те легионы ромейские — выступившие на защиту Кияр-града рати. И вёл те рати сам княжич Златояр. А с ним рядом скакал на белогривом коне и Сурияр, брат Ягория, коего тот не видел уже десять лет...
И так о той встрече пели потом бояны на поминовениях и прославлениях Ягория Храбра:
Как на Белых горах Алатырских,
. . . .там стояла застава богатырская
. . . .на пути к Кияру Аланскому.
Поджидали там Ягорья Храбра
среди Белых гор — князь Златояр,
. . . .вместе с ним — и князь Сурияр,
то по крови братья Ягория,
. . . .буйны витязи русколанские!
И узнали Ягория Храброго
. . . .по приметам братья родимые,
Видят: ноженьки
. . . . из серебра литые,
. . . . и по локоть руки золотые,
вьются волосы, как жемчуг
. . . . рассыпаясь с плеч,
. . . . а в руке его — отточен меч!
Выезжали витязи к Ягорью Храбру,
. . . . заступали путь-дорожку ему братцы,
. . . . но не биться стали — а брататься:
— Поезжай ты с нами в град Кияр,
. . . . где родился князь Бус Белояр,
. . . . тот, что будет княжить над царями!
. . . . Стань же братом нам, Ягорий,
. . . . равным с нами!
И так говорил во то времечко Сурияр брату любимому Ягорию:
— Бус Белояр не есть только сын князя Дажень-яра, но дух его от Света Предвечного! И он же был у кельтов Езусом, коего греки и ромеи именуют Кристос и которого ты чтишь! Ибо явился он со звездою, что блистала от одного края неба до другого. И птицы Ирия служили ему, укрыв от ярости Змея-царя!
И тогда Ягорий, сердцем приняв истину сих слов, поворотил легион, а сам устремился вместе с братьями в стольный Кияр-град.
А там во ту пору сошлись отовсюду вожди и волхвы на Всесветный Арианский собор. И принимали их Дажень-яр и Милида в палатах царских, как подобает по правде и заслугам их.
И вот как о том соборе повествуют древние летописи:
«И тогда в был созван собор семидесяти семи народов, куда сошлись вожди и волхвы племён со всех сторон света.
И там все сошедшиеся узрели у златого трона, который занимали Дажень-яр, Милида и княжич Бус, — удивительную птицу, именем Гамаюн, явившуюся от Алатырь-горы.
И золотые перья её отливали зеленоватыми и синими всполохами, а красный ореол полыхал вокруг шеи, а затем все цвета рассыпались огоньками по дворцу, как будто везде сияли перлы, или росинки, кои весенним утром висят на золотистых колосьях. И откладывала она яйца золотые, и прославляла острым, как меч языком, младого княжича Буса и всё многосчастливое семейство князя Дажень-яра...
И все с восхищением смотрели на те чудеса, а также дивовались златогривому коню-единорожцу, грациозному, гордому и скачущему быстрой рысью по цветущим лугам, и взмывающему над вершинами Пятигорья. И сверкал единорожец острым рогом, и звенел алмазными подковами и золотой уздечкою, и сверкал сбруей с камнями драгоценными...»
Так восхищались виденным волхвы, не находя иных слов для описания летающей под облаками ладьи с искусно вырезанной головою единорога на носу; а ещё ту ладью возносило «воздушное яйцо», стрикус, отложенное волшебною птицей...
+++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:
В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".
Новинка: "СВЯТО-РУССКИЕ ВЕДЫ. Велесова книга. Ярилина книга. Белая Крыница."