Найти в Дзене
Бард-Дзен

Почти трактат об важности исполнительства в авторской песне в День рождения Галины Хомчик

Знаете, каналу Бард-Дзен уже четвертый год, и все это время регулярно встречаются комменты со странной мыслью: дескать, барды – это те, кто все пишет и поет исключительно собственноручно, сбственноротно и собственногитарно. Людям глубоко погруженным в нашу песенную культуру подобное читать странно, и я давно уже собирался поговорить подробненько об исполнителях, да все повод как-то не ловился. И вот поймался – сегодня День рождения самой, пожалуй, известной исполнительницы в нашей песне Галины Хомчик. Не скажу, что я большой фанат творчества Галины Викторовны, но к тому, что она делает в нашей песне и к ее законному месту в нашей песне я отношусь с большим уважением. Да и ее исполнительская судьба весьма показательна для того, чтобы определиться с сакраментальным вопросом: исполнитель – это бард, или мимо проходил просто. А, кроме того, писать об исполнительнице – это отдельное удовольствие. Да и читать тоже – вроде все про одного человека, а во включенном концерте сразу десяток прек

Знаете, каналу Бард-Дзен уже четвертый год, и все это время регулярно встречаются комменты со странной мыслью: дескать, барды – это те, кто все пишет и поет исключительно собственноручно, сбственноротно и собственногитарно. Людям глубоко погруженным в нашу песенную культуру подобное читать странно, и я давно уже собирался поговорить подробненько об исполнителях, да все повод как-то не ловился. И вот поймался – сегодня День рождения самой, пожалуй, известной исполнительницы в нашей песне Галины Хомчик. Не скажу, что я большой фанат творчества Галины Викторовны, но к тому, что она делает в нашей песне и к ее законному месту в нашей песне я отношусь с большим уважением. Да и ее исполнительская судьба весьма показательна для того, чтобы определиться с сакраментальным вопросом: исполнитель – это бард, или мимо проходил просто.

А, кроме того, писать об исполнительнице – это отдельное удовольствие. Да и читать тоже – вроде все про одного человека, а во включенном концерте сразу десяток прекрасных авторов с самыми любимыми песнями. Такая специфика исполнительства. И, кстати, именно поэтому на концерты хороших исполнителей люди любят ходить частенько даже больше, чем на концерты авторов. Если, конечно, речь не идет о каких-то самых-самых любимых авторах.

Но сначала все же давайте поздравим Галину Викторовну. Ее день-то, как ни крути!

Нынешняя именинница Галина Викторовна Хомчик, на ее примерах и трактат.
Нынешняя именинница Галина Викторовна Хомчик, на ее примерах и трактат.

И сразу в карьер – едва ли вы найдете автора, никогда в жизни с увлечением не занимавшегося исполнительством. И не только в нашей песне. Битлы – и те пели чужое не раз. Вот свое не все успели спеть, а чужое все равно пели. И Булат Шалвович, и Владимир Семенович начинали как исполнители, да и всю свою творческую жизнь обязательно в своих концертах пели и что-то не свое, но любимое.

Кроме того, исполнительство стало куда более сильным фактором быстрого распространения авторской песни, чем пресловутая магнитофонная культура. И буквально с самого своего начала наша песня распространялась в народе этими двумя самыми доступными способами – из уст в уста исполнителями, и из рук в руки магнитофонными записями. Без этих двух способов, никакой запредельной популярности у нашей песни сложиться бы не могло. Так что нужно понимать, если вы сомневаетесь в естественной принадлежности к нашей культуре исполнителей, наверное, вы в душе сомневаетесь, что это – именно отдельная уникальная песенная культура. Простите за резкость, но это – правда. Ну и аргумент от именинницы:

Я даже в курсе, что среди 5,6 тысяч подписчиков Бард-Дзен найдется пара десятков человек, кому известно и имя Николая Шипилова, и его замечательное творчество. Даже готов согласиться на полсотни человек, все-таки канал посещают люди нашей песней увлеченные. Но остальные 5,5 тысяч, скорее всего, это имя услышали впервые и с песней этой соотнесли тоже впервые. Даже сейчас, при наличии свободного интернета, ютуба, кучи бардовских он-лайн радиостанций и подкастов. И только когда хороший исполнитель поделится с вами своей искренней любовью к какому-то не самому раскрученному автору и к его песням, этот автор входит в вашу жизнь. Повторю, даже сейчас. А представьте или вспомните, как это было в 60-е или 70-е!

Ведь это все и тогда, да и сейчас тоже, пишется не для того, чтобы молча уронить слезу или похохотать… Ну, в общем, испытать любую приятную вам эмоцию у компьютерного монитора или даже в концертном зале. Это всегда писалось для того, чтобы люди эти песни подхватывали, чтобы подпевали. И первыми подхватывали и подпевали всегда исполнители. Это их функция в нашей песенной культуре, как у сигнальщиков-трубачей а старой армии.

Все мы, когда-то на заре туманной юности подхватывали гордо звучащие строчки:

А он ведь, он - все дело в чем,
Был настоящим трубачом

Ну так вот, у исполнителей такое предназначение и такое служение в нашей культуре. И, поверьте, к этому действительно стоит относиться с большим уважением. Ибо из этого служения есть следствия, которые мы… Ну, большинство из нас, не видим. А без них наша песня уже сто раз схлопнулась бы.

Я сейчас об этих следствиях поговорю, но сначала в очередной раз предоставлю место у микрофона имениннице. Не гоже на серьезные темы на сухое горло, стоит в нашем случае его песней смазывать. Оно и для здоровья полезнее, чем иные способы. А то, что именинница в свой законный ДР пашет как трактор, так это такая судьба у всех творческих именинников – мы на их Днях рождения удовольствие получаем, а они работают, чтобы нам его доставить. Нам на таких мероприятиях даже и выпить бывает можно прямо по ходу концерта, и тост сказать. А им ни-ни. Как пел Владимир Семенович – Играй и пой, пока не удавили. Сам так несколько раз собственный ДР отмечал, в курсе сложностей артистической жизни.

Кстати, огромное спасибо Галине Викторовне за Семакова и за эту вот конкретную песню. Ее же в 90-е прихватизировал Шуфутинский и сделал из нее какой-то поууголовный шансон. А песня прекрасная. Я, правда, намного больше люблю ее в авторском исполнении, но с того света по техническим причинам Леониду Петровичу петь ее сложновато. Хомчик поубавила в ней грубоватого мужского юмора, добавила женской лиричности и нежности, да свою знаменитую улыбку. Это несомненно выправило навязанное Шуфутинским блатное отношение к песне. По сути она ее, незаслуженно репрессированную шансонщиками, реабилитировала. Низкий поклон.

И, обратите внимание, подобная реабилитация растащенного по неприятным углам нашего песенного наследия – это тоже одна из основных функций исполнителей. Могут и авторы, конечно, но и им для такого дела приходится хоть на время переквалифицироваться в исполнителей. И, если вы думаете, что спасать требуется мало чего, так вы серьезно ошибаетесь. И актеры, и шансонщики, и эстрадные певцы-попсовики, и даже андеграундные рокеры – все норовят на словах обругать бардов как несостоятельных авторов, а на деле все время стараются откусить от нашей песни кусок потолще да пожирнее. И только исполнители как былинные богатыри в свое время бьются и возвращают на песенную Родину украденное и поруганное.

Надо сказать, что с Галиной Викторовной, а точнее с Галиной, а то и с Галей даже, мы были неплохо знакомы в свое время. Как-то раз даже вместе жюрили регион Петербуржского аккорда, когда этот регион в Перми проходил. Да и на Гринландии много раз встречались, кофейку ей варил на поляне, болтали было дело о разном. Это я не к тому, чтобы похвастать – хвастать тут особо нечем, среди организаторов и звезд подобные знакомства скорее правило, чем исключение, это я к тому, что могу и личностный текст про Галину писать, но вот, видите, не пишу. А вместо этого вытащил ее как щит, и давай отбиваться о тех, кто не понимает, как важны в нашей песне исполнители. Надеюсь, она мне это простит. Она же и сама – человек жизнь положивший на защиту и популяризацию нашей культуры. Но кое-что из собственных впечатлений все равно вспомню. Вы в википедии про это не прочитаете. Впрочем, ничего из того, что я сегодня говорю, вы там не найдете. Википедия тоже не жалует исполнителей так, как они того заслуживают.

Помнится в нашу с ней вторую встречу сидели в гостиничном номере с несколькими еще бардами, песни пели, немного даже выпивали чего-то не крепкого. И разговорились о том, сколько она песен знает и может сходу спеть без бумажек. Она пыталась честно ответить, но поплыла. Ну, просто никогда не пыталась сосчитать. Но по всему выходит, что больше тысячи, а то и больше двух. Причем, она же знает прекрасно не только медийную часть нашей культуры, которую знают все, она знает невероятное количество песен региональных авторов, чья известность не выходит за границы своего региона как правило. И включает частенько эти малоизвестные песни малоизвестных авторов в свои выступления. А уж на посиделках-то и вовсе часто поет. И бывает, что человек впервые вырвался на Грушинку, а его там уже знают. Даже организаторы. И готовы площадку предоставить для выступления. Все благодаря Галине Викторовне, которая уже, оказывается, заочно познакомила оргов Грушинки с творчеством очередного малоизвестного. Тоже, я вам скажу, такая функция хорошего исполнительского служения, которую ни на кого больше не свалишь. Я по понятным причинам в этот текст не могу подобные примеры поставить – это нужно было бы разбирать записи ее концертов на части, и части эти от своего имени публиковать. А Бард-Дзен старается свято блюсти авторское право. Так что я вместо этого вам в этом месте Щербакова поиграю в ее исполнении. Хорошая песня. Из самых ранних, когда он еще никому не был особо известным.

Что еще важно знать о Хомчик, чтобы уже навсегда потерять привычку презрительно относиться к исполнителям? А вот что – Галина Викторовна как вторая мама огромному числу начинающих авторов и исполнителей. Она их поддерживает, рассказывает о них, поет их песни и частенько приглашает выступить в своих концертах. Так знакомит свою огромную аудиторию с новыми в нашей песне достойными именами. Едва не все, кто сегодня более-менее заметен в нашей песне в интервале от 25 до 45 побывали в ее ласковых руках. И уж они-то ей точно благодарны безмерно. Мне, кстати, об этом не она сама говорила. У нее мне бы и в голову не пришло про такие вещи спрашивать. Мне про это рассказывал Паша Фахртдинов. Он-то как раз из птенцов ее гнезда.

Я понимаю, что больше в этом деле зависит от их педагогов и наставников. Но чтобы собрать свою аудиторию помимо умений и таланта требуется еще и чуточку удачи и доброго стартового пинка. Вот это она им и предлагает. Бесплатно и от всей своей широкой души. Ну и тут стоит про то, что она постоянный член жюри на Грушинке сказать. Хороший член жюри – он тот же наставник. Он же должен не просто послушать и оценку поставить, он должен как-то это объяснить доходчиво. Я с ней в жюри сидел и знаю – умеет. Здорово умеет.

И немного о том что и как она поет, и почему ее многие продвинутые барды недолюбливают. Ну надо и об этом сказать. Др – есть ДР, и вроде бы требуется исключительно хвалить. Но это ж тогда не Бард-Дзен был бы. Да и ругать ее я в принципе не собираюсь. Речь о специфике творчества, скорее. Объяснить, что я имею в виду проще всего через проект Песни нашего века. Она же как вошла в первый состав этого проекта, так никогда из него не выходила. И не без оснований. Хомчик поругивают за то, что она поет и играет излишне просто. Без изысков. Решения исполнительские оригинальностью не блещут, и многие считают это своеобразной халявой. Дескать без труда ловит рыбок в пруду. Да еще и с одинаковой улыбкой, что почему-то особо ее недоброжелателей бесит.

А дело вот в чем: Галина Хомчик, как и проект ПНВ старается петь так, чтобы ей хотелось подпевать. Это – концепция, простите за выражение. И очень важная и нужная концепция, второй раз простите. Ведь и сам проект возник тогда, когда корни нашей песни стали подсыхать и теряться. Придумал его Виктор Семенович Берковский и заразил этой идеей Георгия Леонардовича Васильева – лучшего продюсера по тем временам. И ребята встали стеной у микрофонов за традицию. Если помните, первые две программы вообще были спеты в один голос. Потом решили, что это уж слишком для таких классных музыкантов, да и не мешают хорошие вокальные аранжировки залу подпевать, незачем мучить себя, удерживаясь изо всех сил даже от простой терции.

А для Хомчик, и без этого всегда стоящей за традицию такая концепция (уже без извинений, поскольку серьезно) была, есть и останется, я надеюсь, родной. Этого, чем дальше, тем больше не хватает, и она это народу предлагает. Это очень круто, кто понимает. Галина на посиделках, кстати, может и «полевачить», и сыграть сложнее, и спеть непривычно сложно, но на сцену она это не тащит. Она не затем на этой сцене.

Ну, собственно, почти все, что стоит знать о важности направления исполнительство в авторской песне на примере именинницы я вам рассказал, хотя… Есть еще один нюанс. Человек культуры озабочен долгой жизнью и развитием своей культуры. И тут Галина Хомчик дает многим просто уникальный пример передачи ценностей будущим поколениям. Ибо теперь и ее сын Алексей – довольно заметный бард. Он и в разных командах поет, и своя бардовская группа у него есть, ну и с мамой завсегда с радостью готов выступить вместе. Это, я вам скажу, настоящий материнский да и просто культурный подвиг. Мало кому дается.

Теперь вот действительно все, что я хотел сказать, а заканчивать текст пока не хочется. Я ж и начал с того, что на концертах исполнителей частенько интереснее, чем на концертах авторов. Просто за счет разнообразия. И хочется показать вам несколько песен, по разным причинам дорогих для меня. Они для меня дороги сами по себе, даже без участия в них именинницы. Но раз уж такой день и такой текст, петь будет именно она. Уж что-что, а песню-то Галина Викторовна не испортит никогда, даже для тех, кто ее активно не любит.

БОНУС

Я уже как-то тут писал, что для меня первым любимым бардом стал на удивление Ген Шангин-Березовский. А его супер-пупер хит всех времен и народов Царевна-Несмеяна чуть ли не первая песня, на которой я и учился играть на гитаре. Нельзя не поиграть, тем паче, что эта песня в репертуаре Галины Хомчик едва не с самого начала. То есть, мы с ней примерно в одно время и на одних примерах учились нашу песню любить.

Особую нежность я давным-давно испытываю к потрясающему барду Александру Иванову. Испытывать-то испытываю, а вот не написал до сих пор ни строчки. Пора исправляться. Галина тоже давным-давно поет его песню про мартовского кота. Знаю, что Александр Иванович не жалует это исполнение, да и мне, честно говоря, его авторский вариант намного ближе. Но в народ-то эта песня ушла с легкой руки Галины Викторовны. Так что отложим претензии до текста про Иванова, а сегодня просто послушаем с удовольствием вариант Галины Хомчик.

Беда Владимира Высоцкого автором исполнялась редко. Да и написана она была для Марины Влади, конечно. Но в варианте Влади как-то не очень, Пугачева в свое время едва не рок-оперу из этой песни сделала – тоже сомнительно, хотя и получше. По сути Хомчик вернула эту песню на песенную Родину. Ну, помните, я это уже объяснял выше. После нее эту песню пели многие. Многие, может и получше, поинтереснее, но Галина Викторовна сделала Беду так, как она всё это и делает всю жизнь – в традиции. И даже те, кто на дух не принимает Высоцкого не в его собственном исполнении, скрепя сердце, вынуждены сказать – ну тут хоть песню не испортили. Для нормальных людей это можно перефразировать в очень хорошо и по-доброму.

Ну и Вера Матвеева. Не знаю, почему мне так дорога и близка эта давно ушедшая девушка, и почему мне ее сугубо женская песня так родна, но так вот уже получилось. Само как-то. И целый цикл песен Матвеевой, исполненный в свое время Галиной, я считаю одним из лучших исполнений этих песен.

На этом и закончим, пожалуй. С Днем рождения, дорогая Галина Викторовна, долгой тебе творческой жизни. Долгой и насыщенной. И плюй на тех, кто гадости говорит. Я с дуру буду говорить – и на меня плюй. Ты – большая молодец, и делаешь огромное и невероятно важное дело своими песнями.