Найти тему
Анна Бердникова

О ужас! Мой сын как я?

Когда я был подростком, родители отдали меня в кадетский корпус. Это проистекало не из желания вырастить из меня кадрового военного, нет. Дело было в моей неуправляемости: я уходил из дома, воровал деньги родителей, сбегал с уроков. Мой отец был мягким человеком, много раз пытался со мной разговаривать, я помню эти нужные нотации. Мне тогда со всей очевидностью было понятно, что родители совершенно отстали от жизни, и не понимают новых реалий. Что школа - это совсем не то, что было в их годы - это просто трата времени, что деньги надо тратить, а не хранить в пустой жестяной банке… В общем отправка меня в кадетку стала для меня громом среди ясного неба. Я тогда родителей сильно не понял, много переживал и обиделся.

Когда закончил учиться и вернулся, близких отношений с родителями не сложилось. Я перестал себя ощущать их сыном что ли. Их уже нет, к сожалению, так что уже и не будет никогда этих самых близких отношений.

Но самое неприятное сейчас в том, что мой сын-подросток ведет себя точно, как я, в его возрасте, отвечает мне моими же словами. Это я сейчас, по его словам не понимаю, что образование никуда никому не уперлось, что тому, кто много работает некогда зарабатывать деньги… И я теперь по другую сторону баррикад чувствую себя обосравшимся отцом. Мысли о кадетке теперь уже для сына крутятся в моей голове и представляются все более и более подходящим решением. Но при этом я понимаю, что сына скорее всего потеряю, потеряю с ним контакт.

Вы строите предположения исходя из личного опыта и повторяемости этого опыта у сына. Вы предполагаете, что если сыну требуется серьезная прочная рамка для совладания с поведением, как требовалась Вам (кадетский корпус), то и контакт между отцом и сыном, также будет утрачен, как это произошло в Вашем случае, с Вашим отцом. Вероятность такого повторения не нулевая, конечно, однако и не стопроцентная. Тем более что сейчас есть несколько факторов, которые работают на снижение такой вероятности:

  1. Вы пережили изнутри эту ситуацию. Вы помните, как это было, в какие моменты Вы нуждались в какого рода поддержке и не получали ее. Зная это, Вы можете лучше позаботиться о своем сыне, чем это мог сделать Ваш отец в схожих обстоятельствах.
  2. Вы знаете о возможной утрате контакта и хотите его сохранить. Скорее всего Вы совершаете определенные шаги в этом направлении, может быть даже не всегда осознанно. Это как человек, посвятивший много времени танцам, и в обычной жизни держит осанку и равновесие иначе, чем человек не танцевавший никогда, причем по большей части совершенно не осознанно.
  3. У Вас есть плоды опыта «кадетского » обучения, как положительные, так и отрицательные. Из отрицательных - Вы утратили контакт с семьей - это безусловный минус; однако, наверняка, есть и плюсы. Например, Вы смогли получить образование, состояться как мужчина и специалист: у Вас есть семья.Вы не свернули на кривую дорожку и не сгинули от наркотиков или в местах не столь отдаленных. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, мы не можем знать, что было бы, если бы… Но все это у Вас есть, и Вы понимаете ценой каких усилий достигнуто.

Таким образом, Ваш опыт не обязательно должен дублироваться полностью и вести к тем потерям, которые пережили Вы. Ваши действия, направленные на сохранение контакта, будут этому способствовать.

Что значит для Вас сохранить контакт с ребенком? Обычно это значит сохранить какие -то совместные интересы, возможности диалога. Кадетский корпус - это не зона, ребенок оттуда приходит на выходные, приезжает на каникулы, может позвонить. Возможности для диалога сохраняются, хотя и становятся фрагментарными. Диалог - это двусторонний процесс, если Вы будете поддерживать его со своей стороны, то будет больше шансов сохранить контакт с сыном. Кроме того, важно помнить, что Вы не ссылаете сына куда-то далеко, чтобы Вам его исправили, а способствуете его адаптации и социализации через создание более жесткой воспитательной рамки, чем это возможно в семье.