Найти тему

Вид психологического насилия, который может затронуть каждого. Виктимблейминг. Опасное явление современного общества.

Виктимблейминг - термин образован от английского выражения victim blaming, что означает «обвинение жертвы». Суть данного явления заключается в том, что при неких обстоятельствах люди осуждают не виновника правонарушения (преступника), а саму жертву преступления. Тем самым начинают искать доказательства правоты этого самого преступника и оправдания его действий. А жертву преступления обвиняют в том, что та сама виновата, что с ней так обошлись. Могут сказать, что жертва сама спровоцировала преступника, она как-то не так себя вела, выглядела неподобающе или просто оказалась не в то время и не в том месте, хотя должна была быть, к примеру, дома. Или же нужно было идти другими маршрутом, а не ходить где попало, привлекая к себе внимание.

Термин был впервые использован в 1971 году психологом Уильямом Райаном в его работе "Обвинения жертвы". Он описывал обвинение жертвы как оправдание расизма и социальной несправедливости к чернокожему населению США. Его труды были ответом на работу Патрика Мойнигана «Негритянская семья: за вмешательство государства», вышедшую в 1965 году и известную в США как «отчёт Мойнигана». Мойниган пытался утвердить то, что тяжелое положение афроамериканцев является результатом функционирования их семейной структуры, в которой отсутствовали отцы или матери. И таким образом, они зависят от государственной поддержки и обеспечении их жильем, одеждой, едой и медицинской помощью. Мойниган предлагал идею укрепления семьи ее полным составом, где каждому отведены свои социальные роли, и таким образом, по его мнению разрешится ее бедствующее положение. Также им были выдвинуты предложения по снижению количества внебрачных детей и, тем самым, последующим уменьшением преступности, насилия, подростковой беременности и других социальных недугов. А Уильям Райан считал, что подобным образом Мойниган преуменьшает роль социально-структурных факторов в существовании бедности, безработицы, сегрегации и положения разных социальных слоев и того, что не у всех в мире имеются равные возможности. Мойниган как бы заявлял, что бедные сами виноваты в своей бедности, как слабые виноваты в своей слабости. По такой же логике иногда и обвиняют жертв насилия, что они сами виноваты в том, что с ними произошло, как и обворованный виноват в том, что его обворовали. Хоть в последующем при различных исследованиях отчасти были подтверждены доводы Мойнигана о семьях с одним родителем и связанная с этим нищета и другие социальные проблемы, но они не являлись исключительными и исчерпывающими.

Причины возникновения Виктимблейминга могут произрастать из веры людей в справедливый мир, что является логической ошибкой, когнитивным искажением. И заключается оно в том, что такие люди верят в то, что мир отвечает тебе ровно так, как ты себя ведешь. К примеру, если хорошо учиться, то у тебя обязательно будет хорошая работа. Всегда и всем помогай, и тебе обязательно помогут в ответ. Не носи коротких юбок и вызывающей одежды, и тебя не изнасилуют и не побьют за внешний вид. Не перечь партнеру-тирану, и он не будет применять насилия по отношению к тебе. Будь всегда хорошим человеком, и мир даст тебе благо. Будь бдительным, и мошенники не обманут тебя, и т.д.

Такая убежденность и вера в справедливый мир растет вместе с человеком с самого раннего возраста и проистекает она из воспитания и родительских установок, СМИ, фильмов, каких-то сказок, видения мира и жизни других людей. Все это имеет место быть и, в то же время, мы не всегда умеем верно интерпретировать поступающую информацию и ее объем. Страх делает так, что нашему мозгу нужен ответ и нужна некая защита, пусть даже это будет неким когнитивным искажением или выльется в форме суеверия и охранительного ритуала. Но все же это проще и лучше, чем признать тот факт, что мир, помимо своей красоты, несет еще и большую опасность.

Также по некоторым исследованиям было выяснено, что люди могут часто проявлять сочувствие не самой жертве преступления, а преступникам.

Виктимолог Менахем Амир в 1971 году представил миру свое исследование об изнасилованиях под названием «Паттерны в изнасилованиях с применением физической силы», в котором он выдвинул понятие "изнасилование, спровоцированное жертвой". По мнению Амира, "провокацией" можно назвать то поведение жертвы, которая дает свое неявное согласие на секс и "позволяет" поместить себя в опасную ситуацию. К примеру, распитие алкоголя с незнакомцем, согласие сесть к нему в машину или поддержать ту или иную форму сексуального взаимодействия, а так же, если происходит недостаточно решительное сопротивление насильнику.

Конечно, доводы Амира были раскритикованы и разбиты в частности тем, что в таком случае женщинам всегда нужно жить со страхом в голове, что все мужчины могут оказаться насильниками. И что по сути, все выводы лишь только в воображении у преступника, и он сам придумывает, что будет являться провокацией. Это то же самое, когда на нас кто-то не так посмотрит, и мы сами интерпретируем это под то, как нам удобно, и как мы сами это придумали себе.

Люди становятся жертвами ошибки выжившего. Это когнитивное искажение, когда наш положительный опыт, как нам ложно кажется, является верным, и мы пытаемся распространить его на других. Якобы не ходи по темным улицам в ночи, и тебя не ограбят, не изобьют и так далее. Мы верим в то, что мы так не делали и не делаем и, тем самым, не попадаем в такие ситуации, а значит, смогли себя уберечь.

Мы пытаемся придумать себе охранительные правила, ритуалы. По своей сути это является классическим суеверием. Даже были проведены исследования на животных, когда животное находило еду в одном и том же месте, то оно всегда снова возвращалось туда, так как верило в то, что еда снова будет там. Это показатель того, что не только люди подвержены неправильным интерпретациям и выводам, но и животные, которые, как считается, не имеют такого мыслительного процесса как люди. Но и это с каждым годом становится все более спорным и дискуссионным моментом.

Так и общество может одобрять такое поведение, ведь нередко в тех или иных соцсетях под новостями о преступлениях можно встретить, как люди обвиняют жертв насилия и одобряют поведение преступника. Начинается некий поиск морального облика жертвы и преступника, в котором они могут поменяться местами. Далее такое поведение начинает казаться приемлемым и нормальным в понимании и других людей, и применяется в будущем без учета должного разбора ситуации и вдумчивого анализа произошедшего.

-2

В 1947 году исследователь Теодор Адорно описал явление, которое в последующем было названо: "Обвинение жертвы - как одно из самых пагубных свойств фашистского характера". Позже Адорно и его коллеги разработали знаменитую F-шкалу (F - фашизм), которая помимо всего прочего, является фашисткой чертой, включающей «презрение ко всему дискриминируемому или слабому».

К каким неблагоприятным последствиям может привести ВИКТИМБЛЕЙМИНГ

Травматизация пострадавших. Когда человек попадает в ту или иную ситуацию и является жертвой преступления, то, несомненно, он ощущает страх, ужас, вину, стыд, горе и многие другие негативные чувства и эмоции. Но в ситуации виктимблейминга жертва преступления не испытывает должной защиты и поддержки, а получает многочисленные обвинения, что в свою очередь, усиливает и без того плохое состояние. Это чревато травмированием психики и приводит в последующем к более тяжелому состоянию. Виктимблейминг учит и внушает нам то, что мы сами виноваты в том, что произошло. Тем самым, такое обвиняющее общество посылает сигнал того, что не нужно быть жертвой, якобы жертва сама виновата в своем несчастье. Несомненно, это приведет к тяжелой клинической депрессии, которая в некоторых случаях может закончиться суицидом, или привести к пагубным зависимостям, иррациональному поведению. В психологии это называется ретравматизация и повторная виктимизация жертвы.

Виктимблейминг нормализует и одобряет насилие. Логика этого явления беспощадна и лишена каких-либо моральных качеств с заявкой на цивилизованный мир. По логике виктимблейминга, можно и нужно расправляться со всеми "неправильными людьми" так, как посчитается нужным и правильным для кого-то, и как следствие, навязывая обществу, людям и миру свои правила и порядки.

Виктимблейминг ограничивает жертв, а не преступников, отбрасывая общество на многие столетия обратно вглубь средневековья. Данное явление навязывает людям вести себя так, как полагается, чтобы не стать жертвой. Хоть в этом и есть логика и здравый смысл. Например, как не ходить ночью в злачных местах или не доверять открыто незнакомым людям при странных обстоятельствах и тем более не распивать с ними алкоголь, и не ехать куда-то, не зная достаточно человека. Хотя это не дает полной уверенности в правильности наших действий. Убивают и знакомые знакомых и родные, "любящие" друг друга люди. Но в тот же момент виктимблейминг внушает страх и заставляет жить так, будто ты должен и обязан всегда постоять за себя, и что твои действия должны быть всегда правильными. Он формирует в сознании людей, попавших в беду, осознание своей никчемности. Если же подумать, то жертвами насилия могут стать и дети, ничем и никак не провоцирующие преступника, и люди, одетые не вызывающе. И все это может произойти в людном месте средь белого дня. Почему авторы данных рекомендаций упускают из виду тот факт, что должны думать не только люди, которые могут оказаться жертвами, но и те, кого так тянет на преступления? Вот им то и нужно подумать о том, почему им хочется совершить преступление, и что делать, чтобы этого не произошло, куда обратиться, чтобы обезопасить других от своих действий. В цивилизованном мире должна быть четкая система законотворчества и применяемого законодательства, которая работает отлаженно и четко на благо людей и общества. Брать на себя роль судьи и вершителя, пытаясь применять некую логику произошедшего, пропуская все это через свою призму видения мира - не есть хорошо. История мира полна тому доказательств, и нам нужно делать выводы из этого и расти, духовно и морально.

«Закон суров, но это Закон» (dura Lex, sed Lex)