Найти тему
Мама-солнце

Что важнее мыслить или чувствовать? Тесты на IQ и EQ

Оглавление
Более ста лет назад люди впервые нашли способ измерить уровень интеллекта. Очень хотелось заранее определять умственные способности детей, поэтому придумывали различные тесты. Старались загнать в схему умение быстро обрабатывать имеющиеся данные: то, что видим, слышим, помним.

Со временем тесты видоизменялись, появились разные шкалы. В нашей стране, к счастью, прохождение теста на IQ так и не стало обязательной процедурой при приёме в школу и на работу.

Если копнуть по глубже, то первенство в разработке теста приписывают немецко-британскому психологу Гансу Юргенту Айзенку. Вдохновение к своим исследованиям он черпал в идее расового превосходства белых людей. Сам же учёный скромно замечал, что первые тесты на уровень интеллекта появились раньше, чем он.

Альфред Бине и Теодор Симон создали удобный для распределения по классам метод определения умственного возраста детей. Среди заданий для будущих учеников были, например, срисовать без ошибок круг, квадрат или звезду. Министерство образования Франции ввело это тестирование в повсеместную практику.

Я не помню, чтобы у нас в школе или институте проводили тестирование IQ, но статистика утверждает, что средний балл в нашей стране у мужчин 100,01, а у женщин 99,86. Также существует рейтинг стран по уровню интеллекта и в нём (о бедный Айзенк!) высшие строчки занимают совсем не белые Япония, Тайвань, Сингапур и Китай.

Интересный факт, что человек с самым высоким уровнем интеллекта не оставил следа в науке – всю жизнь он был простым офисным служащим и умер в 46 лет. Он знал более 40 языков и поступил в Гарвард в возрасте 11 лет. Стоит ли перепрыгивать через классы и что чувствует ребёнок, оказавшись среди людей, старше его в два раза – предмет особого разговора.

Кажется, что наше взросление связано не с решением квадратных уравнений. Но заговорили об этом значительно позже – в конце 20 века вышла в свет статья под названием «Эмоциональный интеллект». Оказалось, что в переводе с латинского «интеллект» - это «понимание». И использовать его можно не только в сфере математики, но и в области человеческих отношений и чувств. Более того, исследования показали, что результат прохождения теста на IQ напрямую зависит от настроения и физического состояния человека.

Формирование эмоционального интеллекта ребенка начинается с первых дней его жизни. Каждому из нас важно научиться воспринимать собственные эмоции, понимать их и только потом управлять и использовать для взаимодействия.

Моё первое высшее образование – театральное. Именно в ГИТИСе нас учили, как найти даже малейший след эмоции и превратить его в яркое проживание. Настоящий служитель сцены фиксирует свои чувства в каждый момент времени и раскладывает их по полочкам. К сожалению, артиста обучают не экологичному проявлению, а бурному выражению эмоций. А дети потом начинают подражать понравившимся героям любимых фильмов и сериалов. Вот уж где зеркальные нейроны тренируются по полной программе.

Зато развитию наблюдательности по книге Станиславского «Работа актёра над собой» в театральной академии уделялось особое внимание. Одно из упражнений, которое нам предлагалось: гуляя по улице, встраиваться в человека. Попробовать внимательно повторять его движения, выражение лица. Ощутить его состояние, настроение. Пропустить через себя его историю. Вы можете использовать этот навык, когда хотите выйти на контакт с человеком. Начните повторять его позы, зеркалить эмоции, человеку станет гораздо проще с вами взаимодействовать. В искусстве слушать предлагается также эхотехника – повторение слов собеседника. Эхотехника очень результативно применяется профессиональными переговорщиками, например.

Сейчас тесты на уровень эмоционального интеллекта стали почти также популярны, как когда-то тесты на когнитивный интеллект. В тестах EQ вам предлагается выбрать, как действовать в той или иной ситуации. Например, вы попали в аварию, но не виноваты – пострадала ваша машина. Как вы поведёте себя: конструктивно побеседуете с другим водителем, будете ругаться или страшно переживать?

Эмоциональный интеллект потому и относят к гибким навыкам, что сложно его уложить в идеальную схему. Согласитесь, что ваша реакция зависит от множества сопутствующих факторов. Торопитесь ли вы куда-то? А если вы опаздываете на самолёт? Испытываете ли боль? Возможно, вы стукнулись или поранились? Идет дождь или дует ветер? С кем вы находились в машине – насколько приятная компания? И даже от того, выспались ли сегодня.

Есть признаки низкого эмоционального интеллекта, не требующие прохождения теста:

  1. Склонность к конфликтам, желание настоять на своём во что бы то ни стало
  2. Отсутствие эмпатии, сострадания, сопереживания
  3. Обвинение других во всех своих бедах, я – жертва обстоятельств
  4. Неумение разобраться в собственных чувствах, стремление к рационализации во всём

Очень часто такие люди склонны к самоуничижению, подавленности и депрессии.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Заглянуть внутрь себя, попробовать назвать свои эмоции, разрешить им существовать и проявляться. Поверить в то, что нормально испытывать самые различные чувства в один и тот же момент. Например, страх и желание сплетаются перед прыжком с вышки в воду. Злость и любовь – эти ощущения вполне могут существовать, не исключая друг друга, когда близкий человек делает что-то, не согласующееся с вашими представлениями.

Давайте себе право чувствовать злость, раздражение, разочарование, не забывая о целительной силе нежности и любви!