Найти тему
ДВОР

За что мы в ответе?

Стоит ли брать ответственность?

Ответственность бывает разная. Юридическая, социальная, моральная, личная и так далее. В широком смысле под ответственностью понимают способность регулировать собственные мысли, чувства и поведение, а также готовность отвечать за сделанный выбор и полученные социальные и личные результаты. Иначе говоря, когда человек принимает ответственность, он возлагает на себя обязательства выполнить что-либо и ответить за результаты выполнения.

Принятие ответственности связано со множеством положительных моментов. Например, психологи Гёкмен Арслан из Университета Мехмета Акифа (Турция) и Пол Т. П. Вонг из Университета Трента (Канада) создали методику измерения ответственности и выделили список позитивных аспектов, связанных с готовностью людей отвечать за что-либо:

  • ответственность — это «отзывчивость» на внешние обстоятельства, которая помогает жить осмысленно;
  • люди с высокой социальной ответственностью чаще помогают другим, уважают их и вносят вклад в развитие общества;
  • ответственность обеспечивает успешный переход от подросткового возраста к взрослой жизни, так как развивает и закрепляет положительное социальное поведение;
  • люди, берущие на себя ответственность, делают лучший выбор и принимают лучшие решения из возможных;
  • ответственные люди более удовлетворены жизнью и меньше испытывают психологический дистресс.
-2

Почему люди не хотят или боятся брать на себя ответственность

Как говорил дядя Бен из вселенной «Человека-паука»: «С большой силой приходит большая ответственность». Кажется, что быть ответственным хорошо — чувствуется «взрослость», появляется больше уверенности в себе и своих силах. Но откуда порой возникает страх ответственности? Почему некоторые люди не готовы к обязательствам?

Психолог Ханан Парвез в блоге о PsychMechanics обосновывает это пятью причинами:

1. Недостаток опыта

Например, первокурсник может бояться быть старостой курса, так как до этого он не становился на позицию лидера.

Что можно сделать:

  • Взять небольшую часть ответственности — например, не становиться сразу старостой, а какое-то время побыть помощником.
  • Попробовать силы в безопасных условиях — например, побыть организатором похода или путешествия с друзьями, близкими.

2. Негативный опыт

Возможен и такой вариант — у человека уже был опыт ответственного и самостоятельного поведения, однако он оказался неудачным. Например, недавно ставшая совершеннолетней девушка решает сходить к врачу без родителей. Записывается, приходит к назначенному времени, но оказывается, что она забыла с собой важные документы, и ей отказывают в приёме. Девушка расстраивается и больше не хочет ходить к врачу одна.

Что можно сделать:

  • Сфокусировать внимание на личном положительном опыте — например, до этого девушка сама покупала билеты и ездила одна в другой город,
  • Отрефлексировать негативный опыт: осознать ошибки и придумать способы их исправления или подумать, что можно было сделать, чтобы их не допустить.
  • Получать позитивный опыт — например, попробовать ещё раз сходить одной ко врачу, но уже с нужными документами.

3. Перфекционизм и страх совершить ошибку

Либо идеально, либо никак — думают перфекционисты, когда перед ними встаёт выбор взять ответственность. Такие люди, ещё не попробовав, боятся, что не справятся. Например, абитуриент не решается податься в вуз своей мечты, потому что боится, что он не достоин его.

Что можно сделать:

  • Проработать свой перфекционизм самостоятельно или с помощью психолога / психотерапевта.
  • Попробовать снизить требования к себе — например, всё-таки податься в вуз мечты.

4. Низкая толерантность к негативным эмоциям

Принятие ответственности — выход из зоны комфорта, который может сопровождаться тревогой, страхом, чувством неопределённости. Допустим, молодой человек боится набраться смелости и признаться в чувствах своей одногруппнице. Он ждёт, что девушка может негативно отреагировать на признание, а это принесёт ему боль.

Что можно сделать:

  • Попробовать исследовать свои мысли и чувства и заменить деструктивные мысли на наиболее конструктивные.
  • Научиться управлять своими эмоциями — к примеру, сходить на тренинг совладания с негативными эмоциями; заранее подумать, что делать в случае разных реакций со стороны девушки.

5. Страх выглядеть плохо

За страхом взять ответственность может стоять страх подвести других людей, показаться некомпетентным. Допустим, вас поставили вести концерт в школе. Вы хорошо выступаете на публике, но никогда не выступали перед такой большой аудиторией. Вам страшно подвести учителей и руководство школы.

Что можно сделать:

  • Заручиться поддержкой близких — например, попросить друзей поддержать вас.
  • Поделиться своим страхом с окружающими — открыто сказать учителям, что вы переживаете перед выступлением.
-3

Как работает ответственность в группе

Видели мем про командную работу? В каждой команде есть тот, кто:

  • делает 99% всей работы,
  • понятия не имеет, что происходит,
  • говорит, что поможет, но не помогает,
  • исчезает в самом начале и не появляется до самого конца.

Почему этот мем так близок к правде? Объяснить особенности группового взаимодействия пытаются социальные психологи. Например, они открыли два таких эффекта, связанных с ответственностью в группе: эффект свидетеля и эффект социальной лености.

Эффект свидетеляфеномен, при котором вероятность того, что в сложной ситуации свидетели окажут помощь нуждающемуся в ней, снижается с увеличением количества свидетелей. Это действует в относительно безопасных ситуациях, например, во время конфуза со школьным или студенческим проектом, конфликта на работе и так далее. Если же ситуация экстренная (авария или тому подобное) эксперименты показывают, что человеку помогут вне зависимости от того, сколько людей будет вокруг.

Для объяснения того, почему наблюдатели не приходят на помощь американские исследователи Бибб Латане и Стив Нида предложили три психологических процесса:

  1. Торможение аудитории (audience inhibition): наблюдатель не решается подключиться к ситуации из-за страха, что он неправильно истолковал происходящее. Наблюдатель боится негативной оценки своих действий посторонними.
  2. Социальное влияние (social influence): когда человек становится свидетелем ситуации, в начале ему необходимо оценить её. Эта оценка, отчасти, происходит на основании действий других людей в этой же ситуации. Когда наблюдатель видит, что окружающие не оказывают помощи, то он интерпретирует ситуацию как менее критическую и сам отказывается от оказания помощи.
  3. Распределение (диффузия) ответственности (diffusion of responsibility): перекладывание ответственности на других людей, если наблюдатель знает, что рядом есть другие люди, способные оказать помощь в сложившейся ситуации.

Эффект социальной лености — это феномен, при котором индивидуальный вклад участника в решение общей задачи снижается с увеличением участников команды. Социальная леность особенно обостряется в ситуациях:

  • при которых нельзя оценить индивидуальный вклад при выполнении коллективной задачи;
  • когда задача оценивается человеком как незначимая;
  • когда работа происходит в группе малознакомых людей и человек не знает «групповой нормы» вклада в общую задачу;
  • когда человек ожидает, что его коллеги по задаче будут работать больше и лучше;
  • когда индивидуальный вклад человека в общий результат оценивается им как «запасной» (необязательный) относительно вклада всей группы.

Хотя сильных различий по половой и культурной принадлежности в отношении социальной лености не наблюдается, тем не менее эффект ленности ниже среди женщин и представителей восточных культур. Социальная леность также менее выражена, если:

  • индивидуальный вклад в общую задачу может быть оценён;
  • человек работает в команде очень хороших знакомых или друзей;
  • общая задача очень важна.
-4

Зоны ответственности: моё/не моё

Как понять, за что я ответственен, а за что нет? Если вопрос касается повседневной жизни, то ответ простой: вы ответственны только за себя (за своё поведение). При наличии несовершеннолетних детей, вы ответственны и за них. А если вы сами несовершеннолетний человек, то за вас несут ответственность ваши родители или опекуны.

Другой вопрос, чем раньше вы осознаете влияние ваших поступков на последствия, тем раньше вы станете более осознанным и ответственным человеком.

А что насчёт ответственности в группе? Если вы занимаетесь общим делом с несколькими людьми (будь то организация пикника с друзьями или последнего звонка с одноклассниками) очень важно заранее очертить зоны ответственности.

Зона ответственности — это область деятельности, за которую отвечает конкретный человек в группе. Такой подход к организации помогает:

  • Распределить части работы между всеми участниками команды. Заодно можно посмотреть, кто более, а кто менее загружен.
  • Сразу назначить ответственных. Кто будет отвечать за последствия выполнения каждой части работы.
  • Исключить недопонимание в процессе работы и «перекладывание» ответственности. Вы договариваетесь «на берегу».

Так, а что делать, если вы заранее не договорились о зонах ответственности? Или договорились, но в процессе возникли непредвиденные обстоятельства и появилась неприсвоенная зона?

Ответ — сесть и обсудить. Выписать какие задачи уже есть, кто их выполняет, к какому сроку. Что осталось неучтённым. И дальше выбрать человека. Это можно сделать по принципам:

  • занятости (у кого меньше задач, тот и берёт),
  • экспертности (кто более компетентен, тот и берёт),
  • желания (кто больше всего хочет, тот и берёт).

Бывает, что кто-то пытается перебросить задачу на вас. Да, есть ситуации при которых это действительно неизбежно, допустим при форс мажорах. Но иногда случаются эпизоды, при которых человек отказывается от ответственности без видимых на то причин.
Возможно вам и не сложно сделать часть работы за другого. Но прежде чем соглашаться, подумайте о последствиях. Когда вы берёте зону ответственности другого:

  • вы будете отвечать за результаты работы над этим кусочком,
  • скинувший на вас свою работу человек может привыкнуть к вашей доброте и в следующий раз снова перекладывать на вас ответственность,
  • у вас становится меньше времени и других ресурсов, чтобы сделать свою изначальную часть работы.

Если вы приняли решение не брать на себя часть работы другого, то рекомендуем использовать техники ненасильственного и ассертивного общения, чтобы отказать. Примеры отказа: «Спасибо за твоё доверие ко мне. Но сейчас я не готов взять ещё работу», «Я рад, что ты видишь во мне хорошего исполнителя. Но сейчас у меня есть время и силы только на свою часть работы». А что, если я сам беру ответственность за других, хотя они не просили? Возможно, вы столкнулись с гиперответственностью. Об этом читайте — в следующих постах.

-5

Как договариваться о зонах ответственности?

Перед началом совместного дела — будь то школьный, студенческий или рабочий проект — стоит посвятить отдельное время разговору о зонах ответственности: кто какую часть к какому времени делает.
Для того, чтобы этот разговор был продуктивным, можно действовать по такому алгоритму:
1. Сначала обозначьте цель — результат, которого вы хотите достичь.
2. Потом выпишите все задачи, которые нужно выполнить, чтобы достичь этой цели. Задачи должны быть сформулированы настолько конкретно, насколько это возможно.

  1. Затем оцените компетенции каждого из участников команды — кто в чём хорош.
  2. Дальше соотнесите каждого участника команды с задачей. Причём одну задачу могут выполнять сразу несколько людей, и один человек может взять несколько задач. Важно также учитывать и мотивацию, и возможности каждого участника команды. Возможно, человек может выполнить поставленную ему задачу, но почему-то не хочет или у него нет времени.
  3. Следующий шаг — постановка дедлайнов (промежуточных и итоговых). Ещё стоит учесть, есть ли задача, которую другой участник команды может выполнить только тогда, когда его коллега выполнит свою часть? Если да, то учитываем это при постановке промежуточных дедлайнов.
  4. Отдельно следует выбрать человека, который будет контролировать командную работу — что-то вроде менеджер проекта. Он будет следить за сроками, за качеством выполнения, координировать деятельность между участниками.
-6

Гиперответственность: когда хочется контролировать всё и всех

У каждого личностного качества и способа поведения есть свой гиперболизированный вариант — это когда черта или поведение принимает крайнее значение. Так, желание контролировать всё и всех (и поведение, направленное на это) может говорить о гиперответственности.

С одной стороны, такой человек высокоэффективен и полезен обществу. Допустим, посуда всегда помыта, все уроки всегда сделаны, собака выгуляна. С другой стороны, в долгосрочной перспективе гиперответственность может навредить этому человеку. Может случиться выгорание, развиться тревожное или депрессивное расстройство.

Психолог Эллен Хендриксен выделяет 4 признака, по которым можно распознать гиперответственность:

  1. Чувство вины — человек с гиперответственностью может чувствовать вину за то, что не может контролировать всё. Ему кажется, что он в ответе за всё, что делает не только он, но и люди вокруг.
  2. Избегание конфликтов — гиперответственному человеку проще взять на себя ответственность за какую-либо деятельность, чем вступать в конфликт с другим человеком из-за обсуждения зон ответственности.
  3. Чувство, что тебя используют — гиперответственный человек, как правило, сам нагружает себя дополнительной ответственностью, которую он мог и не брать на себя. И даже если решение взять на себя обязательства было добровольным, часто человек устаёт от количества свалившихся на него дел. У него появляется чувство, что все вокруг используют его.
  4. Желание быть нужным — одна из причин, почему люди становятся гиперответственными: потребность в признании. Таким людям хочется, чтобы окружающие видели в них способных и нужных. А когда действительно гиперответственное поведение приводит к тому, что близкие начинают восхищаться этим человеком, то у него закрепляется это поведение (ведь оно привело к желаемому результату).

Итак, люди с гиперответственностью часто испытывают проблемы с распределением зон ответственности. Помочь ясно очертить эти границы помогает вот такой список вопросов:

  • Кому выгодна моя личная ответственность?
  • Чем мне выгодна эта ответственность?
  • С кого я снимаю ответственность, беря ее на себя?
  • Что я могу сделать, чтобы не брать на себя эту «личную» ответственность?
  • Если это все-таки моя личная ответственность, как мне необходимо действовать, чтобы не испытывать чувства вины и других негативных чувств?

Справиться с гиперответственностью самостоятельно бывает сложно. Если вы заметили в себе эту черту понимаете, что она ухудшает вашу жизнь, хорошее решение — обратиться за помощью к психотерапевту.

-7

Как формируется гиперответственность

В 1999 году команда английско-канадских учёных во главе с Полом М. Сальковскисом выделила 5 предпосылок, способствующих формированию повышенного чувства ответственности.

1. Семейное воспитание

Некоторые дети в виду обстоятельств или некомпетентного воспитания берут на себя ответственность слишком рано. Например, родители заставляют ребёнка вместо себя заботиться о младших сиблингах. Или сами родители не в состоянии позаботится о себе, поэтому детям приходится выполнять уход за ними и бытом. У детей в таких ситуациях закрепляется убеждение о крайней важности чувства ответственности.

2. Жёсткие кодексы поведения

Некоторые дети вырастают в среде, где очень ценятся исполнение долга и следования строгим правилам. Мышление и поведение таких детей формируется так, что им очень страшно нарушать предписания даже на уровне мысли.

3. Ограничение ответственности

Бывают обратные ситуации, когда семья ограничивает ребёнка в ответственности. Родители навязывают ребёнку идеи, что он «не справится», что «окружающий мир опасен», что «лучше перестраховаться лишний раз». Человек привыкает, что он недееспособен справится с вызовами окружающей среды, поэтому становится чересчур бдительным к тому, что делает.

4. Конкретный инцидент, где действия человека повлияли на исход

Ещё один путь к гиперответственности — конкретный случай, в котором ответственность или безответственность сыграла ключевую роль в исходе события. Возможны два варианта. Первый, когда человек проявил повышенную ответственность, и это привело к благоприятным последствиям. Допустим, один пешеход увидел, как другой начал идти на красный свет. Первый схватил второго за руку и в это время пронеслась машина. По сути таким ответственным действием первый пешеход спас жизнь второму. Другой вариант, когда человек не взял на себя ответственность, и это привело к негативному исходу. Например, школьник на ЕГЭ невнимательно заполнил бланк ответов, что сказалось на потере баллов. С тех пор он с повышенной внимательностью подходит к подобной деятельности.

5. Череда случайных совпадений

Человек может стать гиперответственным из-за инцидента, в котором ему ошибочно показалось, что его мысли и/или действия (бездействие) привели к несчастью. Допустим, школьник мысленно желал плохого своему булли, и неожиданно обидчик получает травму. Само собой, мысли не могут привести к тому, что другому человеку будет плохо. Но люди, склонные к когнитивным ошибкам, могут объединить эти два несвязанных события в одну причинно-следственную цепочку.

-8

Как учиться брать ответственность?

Что делать, если хочется сбросить с себя любую ответственность? Но объективно это делать не стоит, и нужно просто научиться её принимать, сохраняя комфортное самочувствие.

Кризисный психолог Ольга Литвякова рекомендует придерживаться следующих действий:

  • Начать отвечать перед самим собой и другими за свои поступки и их последствия

Например, если вы что-то не сделали, хотя обещали — честно сказать об этом. Если есть возможность предупредить заранее, лучше предупредить. Будьте готовы принять отрицательные последствия. Лучше не справиться и встретиться с последствиями, чем не справиться и уйти от ответственности — так вы не потеряете очки репутации.

  • Перестать перекладывать ответственность на внешние обстоятельства

Например, прекратить обвинять исключительно школу / учителя в том, в том, что у вас не получилось сдать ЕГЭ на хорошие баллы, отказываясь проанализировать ситуацию, чтобы разобраться — были ли вами допущены какие-то ошибки.

  • Перевести фокус внимания с внешних обстоятельств, мешающих жить, на себя, на свои мысли, чувства, эмоции, действия

Да, действительно, у вас могут быть тяжелые обстоятельства в жизни. Например, вы росли в строгой семье, где решения принимали за вас. Но сейчас именно вы совершаете выбор, как поступить в той или иной ситуации, — сфокусируйтесь на своих действиях, желаниях, последствиях, которые будут за вашими действиями.

  • Перестать выдвигать условия для начала действия

Классическое «после дождика в четверг». Многие обещают начать заниматься спортом с понедельника, но не всегда учитывают, что дело не в понедельнике. В нужный момент из-за волнения мотивация к действию может снижаться, поэтому даже когда наступает понедельник, а действовать не хочется — важно придерживаться концепции «Действие первичнее мотивации»

  • Перестать занижать себя и свои способности, оправдывая своё бездействие

Бывает, что люди не делают первый шаг в отношениях, так как думают, что «недостойны» возлюбленного/ую. Или не подают документы для поступления в желаемый вуз, потому что заранее считают, что не справятся поступлением или учёбой там и даже не пытаются приложить к этому усилия и попробовать.

Автор текста: Варя Вязовкина, психолог