Приветствую всех сухопутных и водоплавающих (и амфибий тоже!), Отдел угнетения Лесты продолжает цикл статей, посвященных проекту Мир Кораблей.
Мы с вами уже успели пробежаться по эсминцам и линкорам, так что пора двигаться дальше. На четвёртом уровне вам придётся впервые столкнуться с самым спорным (до недавнего времени) классом в игре - авианосцами. Да-да, мои маленькие любители САУ, в кораблях таки есть аналог вашей танковой пассии, вернее сказать то, что задумывалось как её геймплейный аналог. Сходства тут очевидны: во-первых, и САУ, и авианосец находятся где-то там, а терроризируют вас где-то здесь на другом конце карты; а во-вторых, оба класса имеют крайне специфический геймплей, который является их фишкой; в-третьих, оба класса заработали множество уничижительных прозвищ. На этом сходства, пожалуй, заканчиваются.
Если вы освоили основы стандартного корабельного геймплея на примере упомянутых выше эсминцев и линкоров, то вполне можете переходить к чему-то посложнее. До крейсеров мы ещё доберемся на 5 уровне, а пока остановимся на том, что командиры флотоводцы называют "коричневыми" "плоскими" или "петухами" "курятниками". Чуете уже ту самую близость, да?
Особенности класса: авианосцы
Итак, что же такое авианосцы в игре Мир кораблей? В бородатые годы это был уникальный игровой класс, геймплей которого больше напоминал стратегию в реальном времени (РТС) нежели медленный шутер. В зависимости от уровня вы могли поднять в воздух до десятка эскадрилий торпедоносцев, бомбардировщиков и истребителей и кликами мыши гонять их по карте, заводить на атаки под правильным углом и всячески досаждать противникам. Самолеты управлялись ботами, игрок же просто отдавал приказы на атаку, либо задавал маршрут полёта кликами мышки.
Со временем разработчики полностью переделали геймплей данного класса, приблизив его механики к более привычным шутерным. Современный игрок будет управлять непосредственно эскадрильей самолётов, применяя стандартные клавиши (WASD). Поднять больше одной эскадрильи в воздух теперь не получится, да и атаки проводятся звеньями, так что сварить адских торпедный супец тремя эскадрильями торпедоносцев не выйдет. В целом, геймплей стал более аркадным, что, наверное, к лучшему.
На данный момент геймплей авианосца сводится к следующим простым вещам:
1) Сам корабль должен находиться на безопасном расстоянии от врага, желательно спрятать его за островом, а на протяжении боя следить за развитием событий по миникарте и не отставать от основного ордера союзников. Оставшийся в гордом одиночестве авианосец - легкая мишень.
2) Ваша первоочередная задача - поддержка союзников авиацией.
3) Первое, что нужно сделать в бою - провести разведку, облетев карту самой быстрой из имеющихся эскадрилий (как правило - штурмовики). Обнаружение кораблей противника на раннем этапе боя позволит союзникам лучше понять расстановку сил на карте. Для подсветки также можно вызывать истребители, которые будут в течение минуты (плюс минус) патрулировать указанный вами район, но будьте осторожны, количество истребителей ограничено. В целом, на протяжении боя старайтесь подсвечивать приоритетные цели (наиболее опасные, либо наиболее уязвимые). Выполняя разведку, не подлетайте к кораблям врага близко, чтобы не терять самолёты, держитесь вне зоны работы ПВО.
4) Ваша вторая задача (и самая важная) - нанесение урона. Для этих целей вам будут предоставлены до трёх типов самолётов: штурмовики, бомбардировщики и торпедоносцы. К выбору целей нужно подходить тщательно. Во-первых, не стоит летать к большим скоплениям противников, ваши самолёты рискуют не долететь до цели (а они не бесконечные). Во-вторых, на первых порах выбирайте цели со слабым ПВО. Такие корабли можно посмотреть на загрузочном экране боя, наведя курсор на иконку. Проанализируйте во время загрузки боя команду врага на предмет самых слабозащищённых от атак с воздуха кораблей. Как правило, это будут линкоры. В-третьих, старайтесь летать к ближайшим к вам целям. Тратить время на облет всей карты ради проведения атаки - не лучшая затея.
5) Ваша третья задача (второстепенная) - противодействие авианосцу врага. Ваши истребители нужны не только для разведки, но и для защиты союзников от атак вашего оппонента. Истребители можно располагать не только над кораблями союзников, но и непосредственное на пути следования эскадрилий врага. Следует помнить, что истребителю нужно время, чтобы прибыть в указанную точку. После их разворачивания любые самолёты врага, находящиеся в зоне работы истребителей достаточно долго (несколько секунд), будут уничтожены, причем один истребитель уничтожает ровно один самолёт противника вне зависимости от его типа.
6) Используйте самолёты с умом, их количество ограничено. Чтобы избежать уничтожения всей вашей авиагруппы к середине боя делайте пробросы - проводите атаку одним-двумя звеньями "в молоко" сразу после взлёта, чтобы часть эскадрильи вернулась на корабль. Как правило, в эскадрилье 3-4 атакующих звена. На начальном этапе боя на авианосцах 6 и 8 уровней стоит летать эскадрильями в 2-3 звена (одно будет сбито, другое проводит атаку и уходит). Попытки провести вторую атаку скорее всего приведут к потере самолетов на подлёте к врагу. Авианосцам 4 уровня живётся проще, на этом уровне ПВО у кораблей либо слабое, либо вовсе отсутствует, так что заниматься пробросами не стоит (если только вы не угодили в дно списка). Авианосцы 10 уровня имеют довольно живучие самолёты, что позволяет в некоторых случаях забить на сохранение авиации.
7) Изучите работу ПВО в игре. У разных кораблей разное количество аур работы ПВО. В разных аурах самолёты получают разное количество урона (чем ближе к кораблю вы подлетаете, тем выше урон ПВО). В дальней и средней аурах помимо разного рода пулемётов и автоматических пушек, наносящих заданное количество урона в секунду, по вам будут работать универсальные крупнокалиберные зенитные орудия. Разрывы снарядов этих орудий будут наносить колоссальный урон только в непосредственной близости от самолётов. Старайтесь маневрировать и не влетать в разрывы, чтобы разом не потерять огромное количество самолётов. Также стоит помнить, что на протяжении нескольких секунд после атаки ваши самолёты будут неуязвимы.
8) Изучите особенности типов самолётов. Всего в игре 6 типов самолётов: истребители (управляются ботами), перехватчики (управляются ботами, неуязвимы для истребителей врага, не могут проводить разведку), штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы и топмачтовые бомбардировщики.
9) Штурмовики - быстрые слабые самолёты, несущие на борту НАРы (неуправляемые ракеты) с фугасной или бронебойной боевой частью. Идеально подходят для разведки или атаки небольших подвижных целей. Фугасные ракеты применяются по надстройкам линкоров, либо по легкобронированным целям (эсминцам/лёгким крейсерам). Их задача - наносить прямой урон и вешать пожары. Бронебойные ракеты наоборот стоит сбрасывать строго в борт среднезащищенным целям. Легкие крейсера, стоящие бортом - самая вкусная мишень. Удар такими ракетами на уровень ватерлинии наверняка повредит цитадель корабля и вознаградит вас неплохим уроном. Если цитадель достать не выходит, то бейте выше в броню борта для нанесения большого количества "белого" урона. Не стоит бить по надстройкам (из-за сквозных пробитий). По линкорам бронебойные ракеты применять можно, но на повреждение цитаделей расчитывать не придётся, да и броню борта пробить удастся не всегда, так что цельтесь в оконечности. Помните, бронебойные ракеты имеют свойство рикошетить, так что уделяйте внимание углу атаки. Также замечу, что самолёты атакуют не мгновенно по клику мыши, а с задержкой в несколько секунды (мол, прицеливаются), поэтому помним про упреждение.
10) Бомбардировщики - самолёты, наиболее чувствительные к работе ПВО врага. Бомбардировщики несут на борту фугасные или бронебойные авиационные бомбы и вынуждены атаковать врага, находясь в непосредственной близости от него, а значит неизбежно принимающие на себя удар от всех аур ПВО. Эти самолёты стоит приберечь для атаки кораблей с плохой ПВО, либо на конец боя, когда большая часть установок будет выведена из строя. Атаковать ими лучше всего из-за острова, поскольку он скроет самолеты от ПВО корабля-мишени, и позволит вашей эскадрилье долететь в целости (эта же фишка работает и с другими типами самолётов). Самолёты с фугасными бомбами подойдут для нанесения большого количества урона и пожаров любым кораблям врага. Атаки бомбардировщиков координировать проще всего, поскольку упреждение нужно брать небольшое (бомбы падают быстро). Эллипс прицела как правило сильно вытянут, так что идеальными мишенями будут корабли, стоящие носом или кормой. Бронебойные бомбы применять сложнее, поскольку сбрасывать их нужно в центральную часть бронированных кораблей (линкоров и тяжелых крейсеров), тогда урон будет проходить через цитадель. В противном случае, вам придется довольствоваться скромными числами урона от сквозных пробитий.
11) Торпедоносцы - лучшие дамагеры. В отличие от бомбардировщиков этим самолетам для атаки не нужно влетать в ближние ауры ПВО, так что применять их можно с самого начала боя. Поскольку торпеда штука медленная, то здесь стоит научиться брать правильное упреждение. Заходы лучше всего делать в борт противнику, иначе часть торпед гарантированно пройдёт мимо. Ваша основная цель - линкоры. Попасть по более мелким кораблям без сноровки будет не просто проблематично, а почти нереально. Но со временем можно научиться топить торпедами даже эсминцы.
12) Топмачтовые бомбардировщики - конкуренты торпедоносцев. Эти самолёты сбрасывают особые прыгающие бомбы. Кто из вас пускал камушком блинчики по воде в детстве? Вот тут тот же принцип: бомба после сброса с самолёта делает несколько отскоков от водной поверхности и может пролететь довольно солидное расстояние. На данный момент в игре, если мне не изменяет память, не существует топмачтовых бомбардировщиков с бронебойными бомбами, но всё рано или поздно может случиться, а пока довольствуемся фугасами. Заход на атаку выполняется аналогично торпедоносцам и штурмовикам - в борт кораблю противника. Перед сбросом необходимо прикинуть упреждение и стараться попасть бомбами в надстройки или тонкую броню. Теоретически, можно сбрасывать такие бомбы как обычные, но тогда мы потеряем основную фишку самолётов - дистанцию атаки.
13) Каннибализм. Спорная тема, но всё же скажу. Если вам в бою совсем нечем заняться: враги плавают огромной кучей, либо в сетапе куча лёгких крейсеров с отличной ПВО; то можно заняться самым неблагодарным делом - каннибализмом. Обнаруживаете авианосец противника и кошмарите его, пока не утопите. Помните, что атаковать его сможет только одно звено, остальные будут сбиты истребителями или ПВО, так что если вам придётся заниматься такой неприятной работой, то не тратьте самолёты попусту.
14) Корабли данного класса расположены только на чётных уровнях: 4, 6, 8, 10.
Вот, пожалуй, и все премудрости. Давайте разбираться в деталях...
Какие бывают авианосцы
Как и САУ в танках, авианосцы в Мире кораблей уникальны. В статье мы затронем исключительно особенности прокачиваемых веток авианосцев, проигнорировав премиумные корабли. Да, таким образом мы пропустим аж целых две нации (Францию и Италию), но что поделать.
Советские авианосцы
Самые простые авианосцы в игре. Эти корабли идеально подойдут новичку, чтобы освоить управление самолётами. Во-первых, тут эскадрилья состоит из одного звена, а значит атаковать врага будут все самолёты сразу. Вам нет необходимости делать пробросы и отзывать самолёты, чтобы избежать их потерь. Более того, чем враг к вам ближе, тем интенсивнее ваши атаки, ведь подлётное время будет ничтожным. В вашем распоряжении 3 типа самолётов: штурмовики с фугасными ракетами, торпедоносцы с очень медленными торпедами и топмачтовые бомбардировщики. Основной ударной мощью лично я назвал бы штурмовики: самолётов много, ракет на них тоже много, а значит урона и пожаров своей атакой они наносят прилично. Если штурмовики заканчиваются, то их альтернативой вполне могут стать топмачтовые бомбардировщики, а вот торпедоносцы нужны только в исключительных случаях: их стоит применять по стоящим за островам кораблям, либо какому-нибудь линкору в нос (веер сброса очень узкий). Самолетов в эскадрилье хоть и много, но прочностью они не отличаются, так что терять их вы будете очень быстро. Из бонусов, палубные истребители ваши самолёты игнорируют, а несколько секунд неуязвимости после атаки позволят звену уйти на безопасную высоту. Более того, у вас нет классических бомбардировщиков, так что почти всегда у вас будет возможность наносить урон, не влетая в зону работы ПВО.
Американские авианосцы
Вторые по простоте после советских. У вас всё так же три типа самолётов, но теперь вместо топмачтовых бомбардировщиков появились обычные. В эскадрилье как правило 3-4 атакующих звена, так что придётся учиться делать пробросы, чтобы сохранить атакующий потенциал до конца боя. В то же время, ракеты и бомбы тут фугасные, так что особо извращаться с их применением нужды нет. Торпедоносцы получили комфортные торпеды, наносящие среднее количество урона. В сбросе будет от 2 (на 4-6 уровнях) до 6 торпед (на 10 уровне), так что потенциально урона они наносят много. Основной эскадрильей начального этапа боя будут штурмовики или торпедоносцы (в зависимости от условий), а под конец можно применять бомбардировщики с очень мощными фугасными бомбами. Самолетов в эскадрилье много: от 6 до 12 штук, а звено состоит из 2-3 единиц.
Британские авианосцы
Фактически те же американцы, только для извращенцев. Отличительной чертой тут будут бомбардировщики с большим количеством маленьких фугасных бомбочек на борту. При сбросе выходит эдакая ковровая бомбардировка, несущая угрозу легкобронированным кораблям. Для нанесения урона линкору таким бомбам будет не хватать пробития, так что останется надеяться на пожары. Торпеды тут слабенькие, урона дают мало, хоть и сбрасываются сходящимся в одну точку веером (что позволяет загонять разом больше торпед), так что остаётся надеяться на штурмовики. Лично для меня у британцев три одинаково бесполезных типа самолётов без ярких фишек. Эту ветку качать я советую только фанатам класса.
Японские авианосцы
Мои любимчики. Идеальное сочетание сложности геймплея и эффективности. Отличительных черт тут две: малое количество самолётов в звене, но большое количество звеньев в эскадрилье (до 6 штук на 10 уровне), самих самолётов на корабле не очень много, так что готовьтесь делать от 1 до 3 пробросов для сохранения ударной мощи. Бонусом идёт огромный (по сравнению с конкурентами) урон торпед. Итак, нас ждут штурмовики с фугасными ракетами, применять которые вы будете разве что для разведки в начале боя. Основной ударной мощью станут торпедоносцы. Самолётов в звене на 6-10 уровне будет два, на 4 - один. В эскадрильях будет от 4 до 6 звеньев. Каждый самолет несёт всего одну торпеду, зато какую! В итоге в вашем сбросе будет 1-2 торпеды, пристроить которые в цель будет довольно просто (веером это назвать язык не поворачивается), стоит лишь научиться брать упреждение. На завершающей стадии боя можно забить на пробросы, находить одинокий линкор и делать 2-4 захода на него, нанося огромное количество прямого урона. Вспомогательными самолётами станут бомбардировщики в бронебойными бомбами - гроза линкоров врага. Бомб на самолёте мало, наносят урона они много, осталось только выбрать правильные цель и момент атаки. Ограничение к применению - традиционное для самолётов этого типа. Таким образом, японцы - корабли требовательные к командиру. Для максимально эффективной игры вам нужно освоить менеджмент самолётов, чтобы не остаться с пустым ангаром к середине сражения. А вот в вопросах нанесения большого количества урона японцы, пожалуй, лучшие.
Немецкие авианосцы
Самые сложные в освоении корабли данного класса. Их отличительная особенность - очень быстрые, но очень хрупкие самолёты. Вас ждут штурмовики с бронебойными ракетами, бомбардировщики с бронебойными бомбами и торпедоносцы; эскадрильи комплектуются аналогично британцам и американцам. Наносить урон на этих кораблях сложно, по нескольким причинам. Во-первых, реализовать ракеты почти нереально. Самолеты пускают их с большой дистанции по пологой траектории, так что атаковать из-за острова, чтобы не попадать под работу ПВО, не выйдет. Да и будем честны, завидевшие ваш заход лёгкие крейсеры начнут отворачивать борт, чтобы избежать урона (это в лучшем случае, в худшем - прожмут заградку и снесут все ваши самолёты ещё на подлёте), а атаковать кого-то ещё этими штурмовиками проблематично. Во-вторых, торпеды у вас откровенно слабые, на самолёте их по одной (у американцев - две), урона дают мало, а сделать хотя бы два захода возможности нет - самолёты рассыплются в воздухе под огнём зениток. В-третьих, бомбардировщики с бронебойными бомбами хоть и получили начиная с 8 уровня хилку (которая есть у всех торпедоносцев на 8-10 уровнях), но с трудом переживают налёты даже на плохо защищенные корабли. Добавьте сюда высокую скорость полёта, которая осложнит прицеливание (времени на подумать у вас будет минимум), и получите корабль с запредельными требованиями к навыкам игрока.
Итоги
Гайд обо всём и ни о чём номер три подошёл к логическому завершению. Как и артиллерия в танках, авианосцы в кораблях создают игру в игре. В отличие от других классов, разнообразия кораблей тут немного, зато каждая ветка уникальна.
Игра на авианосцах позволит новичку взглянуть на знакомую игру под другим углом, уже ради этого стоит их попробовать. Класс этот самобытный, интересный и не такой сложный в освоении, как это может показаться на первый взгляд.
Новичкам я советую в первую очередь опробовать советские, американские и японские корабли (именно в таком порядке), выбирать тут, как видите, особо не из чего.
А на этом у меня всё, пишите в комментариях, играете ли вы в корабли (или хотите/не хотите попробовать) и просто делитесь мнением о публикации, ставьте оценки. С вами был Отдел угнетения Лесты, до встречи на полях сражений!