Хохлома - явление уникальное на планете Земля.
Если так задуматься, то у каждого народа на земном шаре есть свои, специфические орнаменты, рисунки и картины (а так же методы и способы разукрашивания тех или иных предметов или сооружений), что создают свой непередаваемый культурный колорит. И если среднестатистический россиянин может и не знать, какой именно графический культурный код имеется в Зимбабве или в Канаде, то он просто обязан, без запинки, назвать основополагающий стиль рисунка родной Земли - хохлому.
К слову, хохлома - довольно молодое явление с точки зрения истории Руси. Сама хохлома, как исконный русский народный промысел, появилась только в XVII веке, в Нижегородской области, в населённом пункте с аналогичным названием. Точнее в данном селе, под названием Хохлома, был довольно большой торг, куда из окружающих деревень стекалась деревянная посуда, разукрашенная в специфическом стиле.
Хохлома, в широком представлении - это очень яркие, схематические рисунки на тех или иных предметах посуды, полотнах или поверхностях, которые чаще всего наносились на однородный, тёмный (а то и чёрный) фон. Характерные краски для рисунка (помимо фона) - это ярко-красные и жёлтые цвета. В зависимости от потребности композиции, при росписи встречаются так же оранжевый, зелёный и голубой цвет.
Чаще всего художники, выполняющие свои работы в стиле хохломы, используют устоявшиеся образы, применимые при украшении того или иного предмета. А именно разнообразные ягоды, типа рябины или земляники, что является как бы основой классического рисунка, основой всей композиции. Так же, общую картину весьма уместно дополняют полевые цветы и ветки деревьев. Помимо растительного мира хохлому "населяют" и многочисленные животные, выполненные схематически. Всё это позволяет практически любому предмету выглядеть столь богато, что и избалованные дворяне рады были наполнять свои особняки, по сути, обычной деревянной посудой, украшенной в столь специфическом стиле.
Полюбили хохлому и иностранцы, распространив данный элемент культурного кода далеко от границ Родины.
Как же выглядит процесс создания росписи-хохломы?
Давайте же рассмотрим весь путь ремёсленника, на примере создания самого распространённого носителя данной росписи - на предметах деревянной посуды.
Естественно, что прежде всего мастер делал грубые деревянные заготовки - основу будущей посуды. После того, как дерево прошло первичную обработку, тяжким ручным трудом (или при помощи токарного и фрезерного станка в современности) безликий брусок приобретает завершённую форму ложки, чаши, ковша-братины или разноса.
Данные деревянные заготовки, на языке мастеров, называются "бельё" - то есть как-бы белые, деревянные полотнища, готовые к нанесению основного рисунка.
Заготовки сушат, после чего покрывают деревянные бока жидкой, очищенной глиной, убирая неровности. После того, как изделие заровнено и отшлифовано, его снова отправляют в сушку на несколько часов и только после этого покрывают несколькими слоями льняного масла, нанося вещество посредством тампона из овечьей или телячьей кожи. Процедуру повторяют три-четыре раза до того момента, пока льняное масло не начинало слегка прилипать к коже, при этом не оставляя на поверхности каких-либо следов.
Подготовка к покраске - наиважнейший момент, ибо от качества подготовительных операций будет зависеть общий вид и качество уже готового изделия.
Следующий, не менее важный этап - лужение. Или втирание в бока деревянного изделия алюминиевого порошка (отчего продукция выходила довольно дорогой по себестоимости).
Только после лужения изделие окончательно готово к чистовой росписи. Только после лужения настоящий мастер наконец-то берётся за кисть, которая "по-классике" чаще всего выполнялась из беличьих хвостов.
Доподлинно неизвестно, кто первым из жителей Нижегородской области придумал расписывать посуду столь искусно, что в народе данный стиль окрестили не иначе как словосочетанием "под золото". Кто-то говорит, что первыми данный способ нанесения изображения представили миру старообрядцы, которые в свою очередь, пронесли данное умение из самой тьмы веков. Кто-то считает, что старообрядцы совершенно ни при чём и данное искусство выкристаллизовалось само, долгое время передаваясь из поколение в поколение коренными жителями данной области (и только в XVII веке хохлома получила общероссийское признание). Кто-то утверждает, что хохлома и вовсе развилась как ответвление столярного дела, когда мастера топора и рубанка столь искусно украшали резьбой деревянную посуду, что работы получили своё отражение уже в более мягком исполнении, при помощи красок и кисти.
Православие серьёзнейшим образом поспособствовало распространению хохломы.
Так как сам процесс росписи посуды и предметов являлся довольно сложным и затратным, в Нижегородской области далеко не каждый местный купец мог обеспечить мастеров необходимыми материалами и объёмом работы. На помощь пришёл Троице-Сергиев монастырь, который смог объединить под своим началом ремесленников из более чем 80-ти селений, обеспечив всем необходимым для продуктивного труда. Именно Троице-Сергиев монастырь стал своеобразным ремесленным центром, на базе которого выпускались всё новые и новые поколения мастеров.
Свою роль привнесла и красавица Волга, являющаяся крупной транспортной артерией XII века. Именно благодаря торговле хохлома быстро распространилась в Саратовскую и Астраханскую губернии, а оттуда, в немыслимые дали: от туманного Альбиона до берегов загадочной Индии.
Народный промысел, переживший революцию 1917-го года, полную смену строя и Великую Отечественную Войну, чуть было не оборвался после развала СССР. По сравнению с поздним советским периодом, количество мастеров сократилось практически впятеро - с 2,5 тысяч человек до всего 650 человек. По-прежнему наблюдается тенденция к уменьшению общей численности мастеров, ввиду чего старинный, красивый, диковинный промысел в ближайшие десятилетия может и вовсе исчезнуть с лица земли в классическом исполнении.
На помощь в чём-то приходят цифровые технологии. На данный момент сеть наполнена так называемыми "текстурами" хохломы, которые опытный дизайнер может легко "натянуть" на любой предмет посредством современных принтеров. Но ведь речь даже не об этом, а о том, что катастрофически сократилось общее количество мастеров, которые могут произвести весь процесс от начала до конца: от изготовления деревянной заготовки до разукрашивания, согласно канонам, готового предмета по всем правилам "хохломы".
И к большому сожалению, когда последний мастер покинет данный мир, "хохлома", как явление, может стать только призраком реального ремесла, которое будет отражено только на страницах учебников Истории.
С уважением, Иван Вологдин.