Многие люди, даже верующие очень пристрастно относятся к всякого рода отчиткам. Они могут ездить к "известным" священникам для того, чтобы привести сына или дочь, страдающими вредными привычками, нежеланием учиться, ходить в храм. Могут ездить "за компанию" с другими верующими ,вдруг, и у них что-то сидит зловещее. Но они не понимают, что единственная причина по которой нужно обращаться за помощью к батюшке прочитать важное чинопоследование - это когда человек действительно одержим чувственно. Так происходит, когда демон овладевает человеком не только душевно, но и телесно. Когда это видимо, зримо для окружающих.
Такой случай был во времена Христа. Был один бесноватый, который бился о камень день и ночь, а когда его привязывали рвал оковы и бегал по пустыни. Такое резкое странное, почти необъяснимое поведение - повод к отчитке. Но при этом не стоит думать, что беснующий чем-то хуже нас. Не по каким-то там своим личным сильным грехам сподобился такой воле Божьей, хотя, конечно, он сам заранее дал власть владеть собой бесам, а по великому попущению Божию. Ведь он страдая очищается, если примирится, если обретет смирение, покаяться во всей своей жизни искренне и глубоко, будет иметь решимость больше не жить, как жил, тогда Бог вернет ему былое здоровье, как телесное, так и духовное. Помните, в Евангелии говорится, что ведь того самого юношу Бог исцелил в одно мгновение!
Страшнее даже не само беснование в чистом его виде, когда бес вселяется в человека и мучает его душу и тело, а беснование нравственное. В этом случае человек становится сам лично исполнителем воли дьявола, то есть постоянно безудержно грешит, сам своей гордостью и не смирением отдает права бесу на свою душу. В таком случае он ни чем не отличается от всех остальных, бес не вселяется в него чувственно, но овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его духовной сфере.
Как указывал святитель Игнатий Брянчанинов о двояком прибывании сатаны в человеке: чувственном и нравственном. Отсюда можно сделать вывод, что второй может быть гораздо страшнее для его души и опаснее, потому, что открыв окно в свою душу через какой-то духовный грех, вражеский помысел, он может погубить погубить душу навеки. Тогда как первый, пусть и видимый, будет попущен Богом как особая скорбь во спасение его души.
Так что не по отчиткам нужно ездить, а спасать свою душу исправлением своей жизни и не давать заболеть духовно своим детям, молясь о них, свою жизнь меняя, и следя за примером своей жизни.
Никакая отчитка не поможет, если будет по другом. Человек, над которым прочитали пусть даже важное церковное чинопоследование, каким был, таким останется и прежде, если сам не захочет меняться.
Как тонко заметил преподобный Симеон новый Богослов, что люди сначала теряют образ Божий ( в своих делах и жизни), а потом теряют облик человеческий, становясь по образу дьявола. В Иуду тоже ведь вошел сатана, но это было незаметно окружающим. И таких много среди нас. ДА, мы не беснуемся, не крушим все вокруг, но мы злы с родными, гневливы с окружающими, ненавистны к людям, мы сребролюбивы, завистливы, высокомерны, что гораздо хуже, чем мы бы испытывали страшные муки от сидящие телесно бесов. Бог бывает помучает такого человека, он через силу перекрестится, сильно раскается и уже больше будет следить за своей духовной жизнью. А остальных ,если сами не обуздаем свои страсти погибнем.
Иуда сам допустил к себе беса своей страстью сребролюбия и до чего его демоны довели, просто подсев на его мысли, убеждая, что Его не простит Бог? Вот так и мы, если не допустим лукавого к себе своей страстью, если во время не откинем гадкий помысел о чем-либо, не покаемся, не остановимся, то потом демон полностью уже овладеет нашим сердцем ,и наконец решительно вселится в него, делая его прямым исполнением своей воли. Такой итог приуготовлен ненасытным страстями, нераскаянность, осуждением, блудом...
Любая страсть - это уже ведь и есть подчинение лукавым духам. То ,что мы не контролируем, хотя можем, гнев, самомнение, презрение к ближним, сквернословие, матерная брань, пристрастие к соблазнительным изображениям, мечтаниям - это и многое- многое и есть подчинение души темным силам.
Ведь душа, это собственно что? Это сосуд, вместилище, которое не любит пустоты. Или там храм Божий, который ты стараниями создал, или же там ад, обиталище темных сил. У нас третьего не дано. Или мы строим в душе своей алтарь Божий, или же превращаем её в мерзостное запустение. Духовная активность очень важна, она помогает душе устоять в мире земном, от чего будет зависеть и мир Вечный.