Сегодня были 2 локации – Noritake (производство фарфора) и Kuzuri Keori Kogyo (производство тканей на станках 80-летней давности).
Noritake продавали фарфор из Японии в Америку. В конце XVIII века открыли магазин на Бродвее. Сначала была экспортная компания. Дела пошли – открыли уже свой завод. Дела пошли еще лучше – отправили своих ребят на обучение в Германию и Англию, изучать, как делают керамику в мире. Преуспели в этом.
Дела пошли еще лучше. После Второй Мировой полностью разрушены все заводы. Но как только ушли американцы, восстановили свои заводы и продолжили с новой силой. Сейчас фарфор составляет 3-5% от объема продаваемых товаров. Остальное – то, что научились делать попутно (согласно принципам кайдзен, улучшая производственные процессы): абразивы разных мастей, импланты зубные, печи для обжига фарфора, жидкое золото и много чего еще. Молодцы ребята, приятно посмотреть.
Компания стала публичной (IPO), так как росла много, и в одних руках все управление было просто не собрать. Это нетипично для Японии, здесь не стремятся выйти на IPO. Если я и так расту, если денег хватает, зачем вообще IPO?
Удивительно, но менеджмент, управление стараются концентрировать в руках семьи, клана. И если это возможно, делают все, чтобы так и было максимальное количество времени (желательно, вечно!).
Говорим: «НО новые партнеры могут принести немало пользы», улыбаются и отвечают: «Спасибо, мы постараемся сами!» Вот такие вот японцы!
И того: Noritake – огромная успешная компания, практически все производства выведены за пределы Японии, истории компании больше 130 лет и водил нас по музею человек, который проработал в ней больше 40 лет.
Стабильность – вот она!
Вторая компания – Kuzuri Keori Kogyo. Ребята занимаются производством тканей по старой технологии, буквально на станках 40-50 годов.
Оказывается, благодаря работе низкоскоростных челночных станков шерсть получается более качественной. Компания стала предпочитаемым производителем среди японских дизайнеров и портных и среди покупателей из некоторых ведущих домов высокой моды Европы. Даже сам император Японии и его семья являются их клиентами.
На первый взгляд, на производстве не то что кайдзена нет, там бы просто помыть-почистить да хлам выкинуть. Когда пришли туда, вся группа напряглась, для нас это был отличный пример антикайдзена.
Тренеры напомнили: да, пусть не очень чисто, пусть не очень новое оборудование, НО продукция пользуется спросом? Покупают? Качество выше среднего? Брака меньше, чем по отрасли? «Да» на все вопросы? Значит, и кайдзен здесь есть! Есть непрерывное улучшение, а что бардак – так оно и пусть. Если этот бардак не повлияет на качество продукции и не даст дополнительную пользу клиенту, так и не о чем беспокоиться!
Удивительно, но так тоже работает! Не каждый порядок дает хорошее качество продукции, не каждый крутой продукт сделан в идеальных условиях. Теперь и вы это знаете!
Также увидели молодых ребят на фабрике. Не удержались, спросили: «Что вы здесь делаете среди бабушек и дедушек современных станков?»
Ребята рассказали, что работают здесь и разделяют идеи компании – делают крутые ткани, одежду из которых можно носить десятки лет, и самореализуются – здесь они сами придумывают дизайн ткани, и потом клиенты покупают то, что разработали ребята. Молодежь говорит, что в большой компании это было бы невозможно, а здесь, где их около 20 человек вместе с директором, вполне возможно.
О Японии, кайдзене и предпринимательстве рассказываю в своем телеграм канале https://t.me/babay_belimbay подписывайся!