Так много сейчас подходов к воспитанию...Изобретаются все новые и новые методики, на разных углах слышны противоречащие друг другу фразы и заверения... И всё же родителю приходится делать свой выбор... Часто наощупь и в темноте, методом проб и ошибок находя своё. Причём "своё" для каждого ребёнка СВОЁ, и это задачу усложняет многократно)) А фонарик здесь один - собственные ценности и миропонимание, а также то, что отзывается именно вашей душе...
В моем понимании единых рецептов для всех не существует, а бездумное следование одной и единственной идеи, без оглядки на время, место и обстоятельства видится мне настоящим фанатизмом... Поэтому наша семья не привязывается только к Вальдорфской педагогике, однако пока именно в ней мы нашли наибольшее количество идей, методов и смыслов, отвечающих нашим представлениям о гармоничном воспитании ребёнка.
Вот о чём я говорю:
1. Сказочное детство. Для меня этот пункт очень важен. Потому что детство - это единственное время, когда без каких-либо усилий мир воспринимается большим, светлым, радушным и открытым для тебя. И в этот момент важно не подорвать детское доверие к миру, а поддержать его, показать красоту и волшебство, научить творить свою жизнь и добро вокруг своими руками)
Стать, прежде всего, собой, научиться слышать себя, любить мир вокруг, а поучаствовать в гонке "кто лучше и кто сильнее" ребёнок успеет, если вообще захочет)) Дать малышу мешок со сказками, добрыми песнями, зелёными солнышками на бумаге, прыжками по луже в чистых ботинках и тёплыми мамиными объятиями важнее для меня и, как мне кажется, важнее для психологического развития ребёнка... Ведь столкнувшись с трудностями взрослой жизни, ему всегда будет откуда черпать силы на их преодоление.
2. Направленность на развитие души и духа ребёнка. Вальдорфская педагогика предполагает взращивание и поддержание нравственного стержня в человеке, его стремления к свету, добру, красоте, искренности, сочувствию, сопереживанию.
3. Индивидуальность ребёнка не порицается, а всецело поддерживается и одобряется. Начиная от пресловутого зеленого солнышка на бумаге и заканчивая его собственным видением того или иного явления в устройстве мира. Это даёт ребёнку свободу самовыражения. Без лишней критики, без подгонки под общепринятые стандарты и требования.
4. Жизнь и развитие малыша в соответствии с ритмами природы - деление года на определённые эпохи, что позволяет ребёнку обрести внутреннюю устойчивость в этом мире, лучше понять природу и законы окружающего мира, прочувствовать себя в роли творца ежедневных событий, праздников и самой жизни в целом.
5. Планирование: каждый день, каждая неделя, каждый месяц в вальдорфской педагогике может быть посвящён определенной теме, виду творчества. Это не только интересно и полезно ребёнку (формируется уверенность в завтрашнем дне), но и весьма удобно и интересно самой маме. Даже если мама не любит распорядки и расписания.
6. Творчество не только ради творчества. В вальдорфской педагогике огромное место занимает творчество с детками! В маленьком возрасте родители с детьми лепят, рисуют, шьют, ткут, валяют, готовят, выращивают цветы и овощи, в более взрослом возрасте дети приобщаются к народным ремёслам - гончарному искусству, ткачеству, вышивке, росписи, столярному делу, плетению. И важно то, что дети учатся не просто творить, раскрывая свои способности - они учатся свои таланты применять с пользой для себя и для общества: украшают свои дома и садики, радуют близких и друзей полезными подарками, показывают сказки в домашнем театре.
7. Чередование "вдохов" и "выходов" (игры и свободного времени) в течение дня, что позволяет маме и сделать свои дела, и поиграть с ребёнком, погрузившись в общение с ним.
8. Противопоставление сегодняшнему миру потребления мир благодарности за игрушки, сделанные своими руками, мир теплых семейных вечеров за чтением книги или разыгрыванием спектакля в домашнем театре; мир фантазии и воображения через башни, построенные из песка, глины и камней, шалаши и домики для гномов, через минимум игрушек, преимущественно деревянных и сшитых из натуральных тканей.
9. Развитие фантазии и воображения малыша через игру с природными материалами и деревянными неокрашенными игрушками; через рисование тремя основными цветами без использования других готовых оттенков.
Наверняка, я вспомнила не всё, но основное для меня.
Автор статьи: Юлия Богданова