Найти в Дзене
,тАк сказАть,

Ворона и лисица, или Навешивание ярлыков

Оглавление

Истории вороны и лисицы более двух с половиной тысяч лет. Первым Эзоп за 500 лет до нашей эры написал на греческом языке о вóроне, мясе и лисице. Затем Лафонтен в XVII веке переложил на французский язык о дядюшке вóроне, сыре и дядюшке лИсе. А ближе всего к нам Крылов в XIX веке пересказал по-русски историю о ворóне, сыре и лисице. Персонажи меняли пол, язык и гастрономические предпочтения, но суть оставалась одна.

Находчивая лисичка хвалит ворону:

И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки! <…>”

Благодаря похвале лисица добивается своего – сыра. Происходит это, потому что лисичка читает статьи на канале «,тАк сказАть,» очень хорошо знает законы коммуникации: ей известно, что есть универсальное коммуникативное действие – навешивание ярлыков.

Рисунок Олеси Курило
Рисунок Олеси Курило

НАВЕШИВАНИЕ ЯРЛЫКОВ – приписывание кому-либо/чему-либо положительных/отрицательных характеристик, которое производится без доказательств, логики, реальных поводов, объявления или присутствия причин. Характеристики-признаки-ярлыки могут быть ложными или истинными, но главное их свойство в том, что они фиксируют всем понятные оценки. Случаев таких очень много. Чтобы их различать, используют две шкалы.

  • (1) Одна определяет, на кого навешают ярлык: на постороннего или на себя. Во втором случае это может быть проявление самообмана, но вовсе не обязательно.
  • (2) Другая показывает, какой навешают ярлык: позитивный или негативный. Здесь многое зависит от того, какой создают образ и используют ли ложь.

Лисичка две с половиной тысячи лет вешает позитивные ярлыки на ворону. А вот блистательный поэт Игорь Северянин вешает позитивный ярлык на себя:

Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!

Кстати, русская поэзия ХХ века знает несколько попыток повторить красоту этих восхитительных строк, но все они оборачивались беспомощным лепетом жалких последышей.

А вот Александр Пушкин (большой любитель ярлыков) в оде «Вольность» вешает негативный ярлык на Наполеона I:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

Навешивание ярлыков жёстко формирует оценку. Чем профессиональнее это сделано, тем оценка устойчивее и действеннее. Человека оценивают ради формирования самой оценки (как в случаях с Северяниным и Пушкиным) или подготавливая какое-либо иное коммуникативное действие, например, просьбу (как в случае с лисичкой). Сути это не меняет.

Главное, уметь распознавать само навешивание ярлыков и понимать, что за ним стоит, какую цель оно преследует.

Очень часто навешивание ярлыков – уход от сути разговора и камуфляж. Пока вы рассуждаете, верно или нет вас или не вас оценили, собеседник под шумок ваших мыслей решает свои задачи, в том числе, патологические. Опасные проявления это принимает в случае с немотивированными конкретной ситуацией ярлыками-оценками-характеристиками.

Когда у человека никто не спрашивает: «Как тебе? Как ты? Как твои дела?». А он выбегает на людный перекресток, трясёт пылью забытой вещи и начинает истошно голосить: «Мне хорошо, мне лучше всех, у меня жратвы навалом, унитаз исправен, меня все любят, включая тараканов. Я в 70 лет узнала, что такое душ каждый день и свободное творчество в обнимку с подругой-шваброй». Знайте, ему очень плохо. По двум причинам:

  • (1) Он не принадлежит себе. Он входит в состояния веселья, грусти, счастья не сам по себе, не по реальному внутреннему состоянию, а только в глазах других. Как только другие поверят, что ему весело, в тот момент ему и становится весело.
  • (2) Боль настолько сильна, что он забывает об универсальном правиле: счастье любит тишину. А оно её очень сильно любит, потому что таится от завистливых взоров.

Через свой вопль он пытается освободиться от боли. И тут уж ваше решение – жалеть его или брезгливо отстраняться. Лучше второе, потому что подобные состояния заразны.

Рисунок Анастасии Перевощиковой
Рисунок Анастасии Перевощиковой

Вот и выходит, что навешивание ярлыков на себя, как правило, осуществляется для других – вольных или невольных слушателей. Оно очень часто становится способом дистанцирования или отождествления.

Обсуждаете, вы в компании, например, характер котов, а один из ваших собеседников начинает истошно орать, что у него красный диплом по режиссуре.

Нейтрализовать навешивание ярлыков можно массой различных способов: потребовать мотивировку (Как связан диплом с котами?), гиперболизировано согласиться (У тебя не красный, а бриллиантовый диплом!), оспорить (Да тебе этот диплом в подворотне выдали!), переадресовать оценку. Суть всех этих способов в том, что они отрицают факт истинности оценки-ярлыка-характеристики.

Уверен, что все эти способы нашим постоянным читателям доступны. Желаю эффективно ими пользоваться и с помощью канала «,тАк сказАть,» расширять свои знания в области коммуникации.

Спасибо, что прочли и подумали.

Вам будет интересно:

Для чего козе баян? или Дистанцирование

Зачем черепахе крылья? или Новый канон

Конь в пальто, или Ложное обобщение

Любимым часы не дарят! ,тАк сказАть, рассказал почему

Чего не знает сам Незнайка? Не знает или тщательно скрывает? Выясним ,тАк сказАть,

Сталкивались ли вы с такими случаями? Как их оцениваете? Поделитесь примерами? О чём ещё хотите узнать?

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал.

Здоровья Вам и счастья на долгие годы!