Найти в Дзене

Философское отступление: вы встречались с таким?

Оглавление

Главное в художественном произведении — это сюжет. И я часто повторяю, что всё, к нему не относящееся, лишнее. Однако есть элемент литературного произведения, который далеко не всегда непосредственно связан с сюжетом, но и лишним его назвать нельзя. Точнее, он не лишний, если выполняет свои функции, а не вставлен автором, чтобы покрасоваться перед читателем. Речь идёт об авторском отступлении.

Что такое авторское отступление

Определяют его как часть композиции произведения, которая не связана непосредственно с сюжетом, потому и называется отступлением. Включает этот элемент мысли автора на самые разные темы: описание природы и оценка действий героев, рассуждение о смысле жизни и превратностях судьбы, о нравственных ценностях и гражданском долге, даже о том, как он работал над книгой.

Как правило, такие вставки в текст всё же связаны с сюжетом и действиям персонажей ассоциативной связью. Можно сказать, что это ассоциации, возникающие у автора по поводу сюжета или каких-то сцен, и он делится ими с читателем. Яркий пример такого отступления — рассуждение о птице-тройке у Н. В. Гоголя в «Мёртвых душах».

Правда, здесь есть один момент: не всегда авторские ассоциации совпадают с читательскими, поэтому такие отступления могут восприниматься неуместными. Тут важную роль играет созвучие мыслей автора и читателя. Чем больше они совпадают по содержанию и тональности, тем более доброжелательно принимают читатели авторские отступления. Думаю, вы испытывали чувство, когда, читая книгу, вам хотелось воскликнуть: «А ведь и правда! Я тоже так думаю».

Художник  Иоганн Хамза (1850-1927)
Художник Иоганн Хамза (1850-1927)

Раз подобное созвучие возникает, значит, писатель хорошо знает свою читательскую аудиторию, и даже сам к ней принадлежит. Вот и получается, что стремление к оригинальности лишает автора чувства родства с читателями. Хотя тут всё не так однозначно, конечно.

Авторские отступления бывают разных видов, но чаще всего встречаются лирические и философские. Правда, иногда философские считают разновидностью лирических, но я думаю, это все же разные вещи.

Философское отступление: за и против

Лирическое часто связано с описанием природы, эмоций, внутреннего мира героев и более связано и с сюжетом, и с самими персонажами, например, когда автор рассуждает, как его герои дошли до такой жизни. К тому же нередко лирическое отступление пишется просто для украшения текста, чтобы заткнуть образовавшуюся сюжетную дырку или заполнить промежуток времени, когда в повествовании ничего не происходит.

А вот философское отступление редко связано с сюжетом, разве что в форме той же ассоциации. Оно содержит мысли автора на сложные философские темы: жизни и смерти, любви и предательства, долга и чести. В философском отступлении автор может рассуждать о своём отношении к родине или семейным ценностям, к войне и миру и т. д.

Целью философского рассуждения является не украшение текста, не создание нужной эмоциональной атмосферы и даже не пояснение событий, происходящих в книге. У философского отступления одна цель — познакомить читателя с умными мыслями автора, причём часто на тему, не имеющую никакого отношения к сюжету. Не всегда, конечно, так. Философские рассуждения, например, Л.Толстого в романе «Война и мир» связаны с основной его темой. Хотя, думаю, немногие из современных людей читают их с удовольствием. А почему? Слишком большое различие исторических эпох, ментальности, ритма жизни.

Н. Н.Ге. Портрет Льва Толстого
Н. Н.Ге. Портрет Льва Толстого

Однако нередко современные (и не только) писатели так стремятся поделиться своими философскими теориями, что даже сюжет под них подстраивают. То есть само художественное произведение становится лишь поводом для презентации своей философской теории.

Хорошо ли это? Насколько востребованы такие книги? Тут, конечно, дело в таланте автора и в его способности подать свои мысли так, чтобы вся книга не казалась сплошным философским отступлением, которому герои со своей суетой только мешают.

Не менее важно и само содержание философских теорий. Тут ведь сложно придумать что-то новое, учитывая многотысячелетнюю историю философии. Размазанные по десятку страниц банальности ничего, кроме скуки, не вызовут, и читатель вы лучшем случае их просто пролистнет. Это с одной стороны. А с другой — чрезмерная оригинальность может вызвать у читателей отторжение и реакцию: ну что за бред!

Вот и получается, что с философскими отступлениями в художественной книге стоит быть осторожным, ведь не все стремятся обогатиться умными мыслями автора. К тому же часто такие мысли интересны только самому автору. Он увлекается, забывает о сюжете, бросает героев, и его буквально «несёт» в потоке своих философствований.

Хотя бывают, конечно, произведения, которые читаешь не только ради сюжета, а ещё и для того, чтобы испытать это чувство созвучия с автором. А вам нравятся философские отступления? В каких книгах, на ваш взгляд, они оказались к месту и вызвали у вас интерес?