Найти тему
СОЮЗАВТО

Забытый потенциал: ИЖ-19 "Старт-Комби" и дремавшая инновационность советской автомобильной школы

В воспоминаниях о тех временах, слухи о неутомимом упорстве и трудолюбии советских граждан все еще прочно укоренены, служа одним из главных аргументов в обсуждении бурного технического прогресса, который страна пережила во второй половине прошлого века. Наблюдая, как множество уникальных достижений тех лет, принадлежащих мировой промышленности, ускользнули из наших рук, мы с готовностью верим в это.

Среди инициативных проектов, источавших мотивацию у инженеров, особое внимание привлекали те, которые выделялись смелыми техническими решениями и нацеленностью на будущие модернизации. Одним из самых ярких, но в то же время разочаровывающих примеров таких разработок был ИЖ-19 "Старт-Комби", появившийся в 1975 году. Молодые умы стремились избавить его от всех недостатков и проблем, за которые был печально известен его предшественник, ИЖ-13 "Старт". Создание этого автомобиля было результатом противостояния сотрудников предприятия, которые отказывались ограничиваться только классическими моделями, и несмотря на все советы, они решили смело приступить к разработке концептуально нового продукта.

-2
-3

С первого взгляда бросается в глаза значительное изменение дизайна ижевского проекта: появление люка в крыше, сдвоенной головной оптики в пластиковых оправах, горизонтальных задних фонарей и кузова, формы которого больше напоминали европейский стиль, чем отечественную автомобильную индустрию. Также заметно было отличие в высоте подвески, которая не соответствовала спортивному внешнему виду и была необходима для комфортного передвижения по нашей стране. В целях снижения конечной стоимости продукта и в повышении шансов на его одобрение, в основу проекта было взято большое количество узлов от серийного Москвича-412, но и это не способствовало его успеху.

-4
-5

Труд специалистов из ЦКЬ-36, которые усердно и настойчиво работали над ИЖ-19 "Старт-Комби", оказался напрасным. В отличие от разработок, таких как ВАЗ-2121 "Нива", которые получили государственный заказ, ижевские инженеры получили простой ответ на своё предложение: никто не просил их создавать новый автомобиль, и нет никакой необходимости в его производстве. Запускать в производство нечто, настолько отличающееся от привычного вектора развития предприятия, было слишком рискованно.

-6

Таким образом, ИЖ-19 "Старт-Комби" остался построенным в единственном экземпляре, став символом смелого эксперимента специалистов, стремившихся изменить стереотипы и преодолеть стагнацию. Вместе с ним он несет в себе идею о потерянном потенциале и невостребованных возможностях советской автомобильной школы. Название статьи: "ИЖ-19 'Старт-Комби': Творческий подвиг и неосуществленные перспективы".