К моменту, когда я посмотрела третий сезон этого замечательного сериала, героиня Рейчел Броснахан Мириам “Мидж” Мейзел получила именную звезду на Аллее Славы в Голливуде. Церемония состоялась 22 мая. Почётная звезда Мидж находится у Fonda Theatre.
Сюжет третьего сезона
Мидж отправляется в тур с певцом Шаем Болдуином, в котором ей предстоит узнать о новых сторонах шоу-бизнеса. Её агент Сьюзи принимает решение стать менеджером популярной комикессы Софи Леннон, идейным врагом Мидж, несмотря на недовольство последней. И даже добивается организации театральной постановки для Софи, о которой она мечтала всю жизнь.
Эйб и Роуз, родители Мириам, переезжают жить в район Куинс, в дом родителей Джоела Мейзела, потому что их квартира в Верхнем Вест-Сайде принадлежала университету, а после увольнения Эйба её пришлось освободить. Эйб пытается найти себя вне научной деятельности, а Роуз приходит в уныние без красивой размеренной жизни. Но в итоге они находят новое дело: он – театральный критик, она – сваха.
Джоел занимается своим клубом “Пуговица” в Чайна-тауне – делает там ремонт, оформляет лицензию на право владения заведением, знакомится с Мэй-Лин, которая ему нравится, и он хочет с ней сойтись серьёзно.
Впечатления после просмотра
Этот сезон раскрывает тему театра. В прямом смысле – Софи Леннон выходит на сцену бродвейского театра The Ethel Barrymore Theatre в постановке “Фрёкен Юлия” по пьесе шведского драматурга Августа Стриндберга (Fröken Julie – August Strindberg).
В переносном смысле речь идёт о “ролях”, которые люди играют в своих жизнях, или как они воспринимаются со стороны теми, с кем им приходится жить и сталкиваться, хотят они того или нет.
Сьюзи, Реджи (агент Шая Болдуина), сам Шай, комик Ленни Брюс. И, конечно, Мириам. Она продолжает разбивать шаблоны женского поведения в рамках 60х и более глобально.
Сьюзи постоянно принимают за мужчину, а мать Мидж называет её сантехником, никак не в силах запомнить, что она агент её дочери и никогда сантехником не была. Сьюзи находится в плотной тени – неженственности, нелюдимости, нежелания меняться внешне. Но всё же она хочет стать богатой, заниматься продвижением комикессы Миссис Мейзел, оставаясь такой, как она есть. В сцене диалога между ней и Реджи, когда они встретились в барбер-шопе, звучит обобщающая фраза: “Странно – управлять жизнью другого человека”. Она говорит о том, что есть и такая роль для человека – помогать чьей-то жизни развиваться, быть для кого-то поддержкой, словно бы забывая о себе. Это такая роль-участь, которая достаётся некоторым людям. Со стороны может показаться, что это здорово – быть при большом артисте, при певце Шае Болдуине, если мы говорим о сериале. Реджи может с ним разговаривать, он знает его секреты, настроения, вкусы. Но, на самом деле, он не может планировать свою жизнь в отрыве от жизни Шая. Ситуация Сьюзи немного другая. Встретив Мириам Мейзел, она поняла, что сможет с её помощью подняться выше невзрачной управляющей в кафе Gaslight, больше зарабатывать и поднять свой статус до агента звезды. Хотя Реджи и Сьюзи играют одну роль – менеджера/агента – но пришли они к ней разными путями.
Шай Болдуин – знаменитый певец, мечта всех девушек, гордость темнокожего населения, почитаемый словно идол в Гарлеме, откуда он родом, вынужден скрывать свою истинную суть. Шай стал знаменитым в подростковом возрасте, начал гастролировать в 16 лет. И не знал другой жизни, кроме звёздно-кочевой. Он сменил своё настоящее имя на псевдоним, меняет девушек, оправдываясь тем, что не может пока найти ту самую. Ведь его настоящая любовь – это сцена, отшучивается он. И публике это нравится. Мириам и Шай очень хорошо поладили, это особенно раскрылось в сцене на яхте, когда он хотел устроить вечеринку, но вспылил, швырялся едой и кричал, что в итоге все разбежались. А Мириам нашла к нему подход – пришла с подарком, болтала непринуждённо.
В этой сцене как раз проявляется контраст между ним и Мидж. Пусть она ещё не знаменита, как он, но в плане опыта богаче. Шай играет роль звезды всю жизнь. У него есть Реджи – его мать, отец, брат и тюремщик, – который о нём заботится, прикрывает, чтобы лишняя информация не попала в прессу. Реджи толкнул его в шоу-бизнес, где ему будет проще: “Не стань я Шаем Болдуином, не знаю, кем бы я был”. Мидж в то же время сумела примерить разные роли. До того, как оказаться на яхте с Шаем, знаменитым певцом, она была обычной домохозяйкой – исполнительной, всегда ухоженной, послушной. Она дважды стала матерью. Она узнала, что такое быть обманутой и разведённой, что это такое, когда на тебя все косятся, окажись ты на отдыхе в пансионате Штайнера, например. Она нашла в себе силы пережить развод через занятие юмором, поняв, что это не просто хобби, а дело, которое ей нравится и может её прославить. От роли послушной жены-домохозяйки она перешла к роли хозяйки своей жизни к моменту разговора с Шаем.
Пусть она пока просто разогревает публику перед выступлениями певца, она подружилась с коллективом, не проявляет ненужного интереса к его личности, то и неудивительно, что Шай посчитал, что может ей признаться, что у него есть большой секрет, когда она застала его с побитым лицом. Если при реплике, что Моника – его девушка только в этом году, и быстрой смене темы, Мириам ничего не поняла, то в этот момент всё встало на свои места. И пусть Мириам успела примерить больше ролей, роль, доставшаяся Шаю, намного сложнее.
Софи Леннон – вторая подопечная Сьюзи. По статусу она выше Миссис Мейзел, она уже звезда (ставшая такой до Сьюзи, но её напор ей понравился), публика знает Софи в её сложившемся образе домохозяйки из Куинса, которая рассказывает о своём быте в маленькой квартирке и о новых мужьях. Но Софи ни разу не была в Куинсе, и на самом деле не такая холодная, какою себя показывает. Как сказала Сьюзи после провального премьерного спектакля: “Ты посыпалась как карточный домик, потому что не смогла взять себя в руки и отыграть как на репетициях. У тебя не хватило яиц. Ты решила серьёзное дело превратить в фарс!” Софи поддалась влиянию сильного нервного напряжения, она вернулась в свою зону комфорта на сцене бродвейского театра и во время постановки переключилась на образ домохозяйки из Куинса. Это и имела в виду Сьюзи, по её мнению, Мириам так не поступает, она упорная и играет отважно в предлагаемых обстоятельствах.
Продолжая тему упорства, то уместно будет упомянуть и Джоела Мейзела. Он старается стать ответственным и серьёзным. Хочет выйти из образа папиного сына и мужа Мириам, которая задабривала полезных ему людей запеченной грудинкой. Поэтому и поссорился с Мэй-Лин – она выбила для него лицензию на право владения заведением, считая, что у самого бы это не получилось.
Очень любопытный момент – при всей своей яркости и фееричности сериал довольно реалистичный. Реалистичность “Удивительной миссис Мейзел” – это его сильная сторона. Удивительно, правда. При видимой лёгкости, акценте на великолепных костюмах, вдохновлённых винтажными журналами Vogue, и юмористической составляющей, атмосфера 60х и отношения между действующими лицами выглядят достоверно через то, как выстроены диалоги и как к этому всему подводится.
Несмотря даже на то, что Рейчел Броснахан, например, в реальной жизни не является иудейкой, у неё получается передавать образ девушки, воспитанной в еврейской семье. Будущая актриса росла в пригороде Чикаго, где был высокий процент еврейского населения, поэтому включиться в роль ей было несложно, она была очень хорошо знакома с этой культурой.
Когда я смотрела выступления Шая Болдуина – а здесь они не вскользь, песни можно реально послушать – они реально переносили в красочный мир конца 1950-х и начала 60-х годов. Мне в такие моменты хотелось по-настоящему перенестись в зал, где он поёт. Вдохновением для создания этого персонажа послужили афроамериканские певцы того времени, такие как Джонни Матис (Johnny Mathis) и Нат Кинг Коул (Nat King Cole), последнего Шай и называет своей путеводной звездой.
Честно говоря, я пересмотрела отношение к розовому цвету, благодаря Мириам Мейзел. Есть к нему стереотипное отношение, что розовый – это слишком girlie (девочковое), якобы не очень хорошее. А Мидж любит розовый цвет, он отражает её взгляды на жизнь. “Первым костюмом, который я разработала для шоу, было розовое пальто”, - рассказала дизайнер по костюмам Донна Заковска в интервью ресурсу Parade. “Этот оттенок стал её фирменным, потому что, на мой взгляд, он отсылает к розовым очкам, через которые Мидж смотрит на мир”. При этом она не такая уж мягкая, какой её может выдать розовый цвет. В случае с Мириам он скорее создаёт контраст для её натуры, способной решать сложные вопросы, не вешать нос, отпустить острое словечко и не дать себя в обиду. В конце концов, её фирменный образ для выступления – это чёрное платье и ярко-красная помада, на сцене она сбрасывает “розовые очки” и показывает, чего на самом деле стоит.
Интересные факты
- В честь сериала The Marvelous Mrs. Maisel компания Revlon представила коллекцию Super Lustrous в оттенках Take the Stage Reds.
- Знаменитый отель "Фонтенбло" (Fontainebleau Hotel) в Майами сыграл самого себя в третьем сезоне, причём сцены действительно снимались там. В Майами заканчивался американский тур Шая Болдуина по США, после чего он должен был выступить в Гарлеме и отправиться в Европу.
“Я просмотрел дюжину других отелей в районе Саут-Бич”, - сказал художник-постановщик Билл Грум. “Но Фонтенбло действительно был местом, где останавливались Фрэнк Синатра и другие артисты того времени. Владельцы только что провели ремонт стоимостью 4 миллиарда долларов, так что он был прекрасно отреставрирован”. Правда, для сериала были заменены мебель, статуи и светильники на винтажные. Это было не сложно для сет-дизайнера, потому что об отеле написано много книг, а в самом отеле есть архив старых фотографий.
- Образ Сьюзи Майерсон, агента Мидж Мейзел, основан на реальном голливудском агенте. Это была Сью Менгерс (Sue Mengers). Менгерс представляла Энтони Перкинса, который не работал в Соединённых Штатах со времен "Психо" (1960). Также среди её клиентов были Майкл Кейн (Michael Caine), Шер (Cher), Барбра Стрейзанд (Barbra Streisand) и это только малая часть.
- Образ Ленни Брюса, друга по стенд-ап сцене Мириам, основан на реальном комике с таким же именем. Леонард Альфред Шнайдер, более известный под сценическим псевдонимом Ленни Брюс, был американским стендап-комиком, социальным критиком, сатириком и актёром. Он был известен своим открытым, раскрепощённым стилем, который критиковал политику, религию и общество в целом. В 1964 году ему выдвинули обвинение в непристойном поведении (имеются в виду его высказывания). Брюс проложил путь комикам, изобличающим пороки общества. Суд над ним за непристойные высказывания стал вехой в истории свободы слова в Соединённых Штатах. В 2017 году журнал Rolling Stone поставил его на третье место в своём списке 50 лучших стендап-комиков всех времён.
- Театр “Аполло” (The Apollo Theater), в котором Шай Болдуин дал концерт для своих соотечественников и где Мириам неудачно пошутила про Шая, хотя и не поняла этого, тоже реально существующий объект. Это – мюзик-холл в районе Гарлем в Верхнем Манхэттене в Нью-Йорке, на данный момент известное место для афроамериканских исполнителей. Хотя он был открыт в 1913 году, а именно местом проведения выступлений чернокожих артистов стал в 1934 году. Первой крупной звездой, появившейся в "Аполло", стала джазовая певица и звезда Бродвея Аделаида Холл. Шоу с её участием получило высокие оценки критиков, и репутация театра для темнокожих была укреплена.
- Театр на Бродвее The Ethel Barrymore Theatre, где состоялся неудачный спектакль с Софи Леннон, тоже реально существующий театр. Он был открыт 20 декабря 1928 года в театральном районе Мидтаун Манхэттен в Нью-Йорке. Назван в честь актрисы Этель Бэрримор (Ethel Barrymore), чья карьера длилась 60 лет, и её называли "Первой леди американского театра". Первой постановкой на его сцене была “Царство Божие” (The Kingdom of God). Также в 1959 году на протяжении семи месяцев в Barrymore Theatre играли спектакль по пьесе Лоррейн Хансберри “Изюминка на солнце” (A Raisin in the Sun). С момента своего открытия Barrymore использовался только как драматический театр, где ставились спектакли и мюзиклы; это один из немногих бродвейских театров, который никогда не продавался и не переименовывался. Актриса является двоюродной бабушкой голливудской актрисы Дрю Бэрримор (Drew Barrymore).
Отмечу, что есть одноимённый фильм по пьесе Стриндберга “Фрёкен Юлия”, по которой был поставлен спектакль для Софи Леннон в сериале. Фильм сняла Лив Ульман, а главную роль исполнила Джессика Честейн – и это потрясающе. Отличный вариант для знакомства с произведением.
Моё маленькое расследование. В 6 эпизоде из-за Софи Леннон из театра якобы “выгнали” Джули Эндрюс. Изначально спектакль должен был ставиться в другом театре, но в последний момент Сьюзи узнала, что его “увели” другие продюсеры. В итоге ей помогли утвердиться в Barrymore.
На самом деле, в тот год, когда происходит действие третьего сезона сериала – 1960 – Джули Эндрюс играла главную роль в крайне успешной постановке “Моя прекрасная леди”. Но этот спектакль не шёл в Barrymore. Премьера мюзикла состоялась на Бродвее 15 марта 1956 года в Mark Hellinger Theatre. Потом он был переведён в Broadhurst Theatre, а затем – в The Broadway Theatre, где закрылся 29 сентября 1962 года. Если я правильно поняла эту хитрую шутку сценаристов, то они с чистой совестью убрали имя большой актрисы с фасада, потому что она в Barrymore и не играла.