В этой небольшой статье я хотел бы освятить проект швейцарского фотографа Нильса Акермана и французкого журналиста Себастиана Гобера под названием «В поисках Ленина».
Нильс и Себастиан, как я понял, увидели процесс сноса одного из памятников Ленину в Киеве и эта тема их заинтересовала. Они решили задокументировать и проследить, что же случается с этими злосчастными памятниками, какая судьба постигла советских вождей. В итоге ребята находили их на разных задворках, в садах, в реквезитах театров. Многие разбитые, покареженные, в лучшем случае разукрашенные в вышиванках под козака запорожца, а в худшем переплавленны в Дарта Вейдера, или в Тараса Бульбу, или же и вовсе оставался лишь нос вождя где нибудь в мусоре. Все это вызывает противоречивые чувства, собственно как и вся серия вышла противоречивой но, тем не менее интересной. Разяснить эти противоречия я попытаюсь на примере самих фотографий, которые я для себя нашел наиболее привлекательными.
И первая фотография, она навевает на меня сильную тоску, мы видим памятник, который находится на складе гранитных плит и надгробий будто люди захотели похоронить навсегда свое прошлое вырезать из своей памяти целый пласт истории нашего народа. Вождь некогда бывший значимым для целого поколения людей, людей у которых была цель; надежда на равное светлое будущее для всех, людей которые победили в войне, теперь он приравнен к обычному камню, к расходному материалу, похороненый на задворках истории.
Но и этого всегда мало, люди никогда не упускают возможность проявить свою ненависть. Памятник разломан на две части и попросту брошен, и даже лицом Ильича повернули к стене с еще большим как бы пренебрежением. Поймите меня правильно, я не говорю что Ленин святой человек, это весьма противоречивая личность и в его истории много крови это известно всем. Но памятник Ленину уже давно перестал быть лишь портретным образом исторической личности. Это уже не просто скульптура - это символ эпохи, некий собирательный образ целого пласта нашей истории, пренебрегать каким мо-гут лишь невоспитанные люди неуважающие своих родителей дедушек и бабушек. Забывать все это и называть тот период нашей истории не правильным, это все равно что сказать своим родным, что они прожили безсмысленную, ненужную жизнь, что все то светлое, правильное воспитанное нашими предками не стоит ни гроша. Почему люди тогда не свергают памятники Владимиру Великому, человеку затопившего всю Русь в крови, а все потому же - это образ целого отрезка нашей истории, в котором было как светлое так и темное, и забыть это - значит забыть себя. Вторая фотография резко отлична для меня от первой. Смотря на нее я чувствую больше радости. Здесь мы видим Ленина с пионером в саду. мне очень нравится этот контраст монументального строгого Ленина в домашней, садовой атмосфере. Создается впечатление будто какая нибудь бабушка с дедушкой, решили сохранить такой кусочек своего прошлого, спасти от этого мира который пытается все время вторгнутся в твою жизнь, поломать все то что было ценно для тебя и заменить на что-то чужое, на Дарта Вейдера с телом вождя к примеру, или же просто извратить и поиздеваться. Но вернемся к памятникам в саду.
Вообще от этого фото несмотря на напряженность тематики выставки веет даже чтоли надеждой какой то. Ну и конечно же все не лишено иронии. Теперь советский вождь стал как никогда близок к народу, все так прям как и должно быть в светлом коммунистическом будущем, которое так пропогандировал Владимир Ильич. Утопия и прогрессивность идеи комунизма будто соединились вместе в этом фото, и создали собственно такой образ. В заключение хочу сказать, что выставка мне очень понравилась. Хотя есть то, что меня немного напрягло.
Авторы выставки выступили как будто независимые обозреватели, я считаю в работах потерян целостный идеологический посыл, то есть не понятно совсем само отношение автора к этому проекту, то ли он за все это, то ли против, материал подан со стороны, а там люди разбирайтесь сами. И в современном мире такая подача даже поощеряется, люди потеряли смелость делать выбор, принимать какуюто сторону, хотят всем везде угодить потому, что боятся взять ответственность за свое мнение и боятся последствий.
Мы все время пытаемся усидеть на двух стульях, и от этой безвольности размываются рамки морали, и с каждым разом сложнее все отличить хорошее от плохого, после чего собственно мы и сносим памятники, пытаемся переписать историю, и теряем уважение к окружающим и к себе. И да я понимаю что авторы вообще иностранцы, и невозможно требовать от них еще большей заинтересованности в теме чем они уже показали, эти люди безусловно имеют право на свое мнение, и их работа вызывает интерес. Правда мне немного обидно, что не наш русский человек додумался до такой идеи, но с другой стороны приятно, что есть иностранцы интересующиеся нашей историей, которая весьма богата и интересна.
Понравилась статья?
Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨