Найти тему
Секреты Старого Китая

Поговорим о проблемах развития современного ушу?

Сели тут сейчас с камрадом под чайник доброго пуэра обсудить проблемы развития современного ушу, где находится и куда оно таки движется. Решили вот набросать ряд тезисов, отклики на которые хотелось бы услышать он наших читателей...

Итак. Ушу наших дней, как в общем-то и любой другой вид единоборства или боевого искусства, постоянно сталкивается с рядом проблем, которые могут затруднять его развитие и приводить к негативным последствиям.

Давайте рассмотрим некоторые из этих проблем.

Первая проблема, с которой сталкивается современное ушу, это недостаток качественной подготовки тренеров.

Как бы к нему не относится, да и не важно какое - традиционное, спортивно или пижамно-парковое, ушу - всё-таки довольно сложное и многогранное искусство, требующее от тренеров высокой квалификации и глубоких знаний.

Однако, далеко не все тренеры получили достаточный уровень подготовки, что может привести не только к неправильному обучению, но и травмам или другим негативным последствиям для учеников.

Сейчас, благодаря интернету, любой может продемонстрировать собственную дурость, и множество видео демонстрирует нам тренеров в плохой физической форме, с отстойной культурой движения и координацией, зажатых и "деревянных", даже близко не знакомых с фундаментальным для ушу понятием фансун (放松 fàngsōng). При этом у них множество учеников, таких же корявых, как она сами.

Куча народа считает себя вправе учить других, скатавшись пару раз в Поднебесную и/или сходив на семинар к какому-то известному или не очень китайцу. Какая тут может быть предыстория длительной работы над собой, порождающее настоящее Гунфу?.. (см. стать. "Определимся с терминами. Как правильно именовать китайские боевые искусства: Ушу или Кунг-фу?").

С другой стороны, есть тренера, у которых предшествовали многолетние тренировки различными спортивными дисциплинами. Хорошо, если самбо или дзюдо с боксом, но есть знакомые легкоатлеты, гимнасты и так далее, что преподают ушу. Это обычно хорошо подготовленные и вполне компетентные методисты, но.. не в плане ушу! Они его, это свое "ушу", придумывают на основании каких-то своих предпочтений, навыков и доступной информации - благо сейчас видео есть на любой вкус и цвет. Их расцвет пришелся на 90-е, когда объективно не хватало компетентных наставников. Однако и сейчас такие встречаются.

Вообще хочется отметить, что Настоящий Учитель должен быть примером для своих подопечных: должен делать лучше и знать больше, а в рамках китайской патриархальной культурной модели взаимоотношений Учитель-Ученик он ещё должен бы быть примером и образцом для повседневной жизни в социуме. По сути дела, для Старого ушу, Учитель - это скорее Отец, нежели тренер. Что и отражено в термине шифу (师傅 shīfu).

-2

Тут, кстати, есть ещё важный момент, про который когда-то говорил известный китайский философ:

Ты молод, пока способен учиться.

Так что можно смело сказать, что настоящий Учитель не должен останавливаться в своём развитии, он должен сам постоянно учиться новому и непрерывно самосовершенствоваться.

По сути Настоящий Учитель - это Вечный Ученик.

-3

Второй проблемой является недостаток стандартизации в методологии обучения. Ушу включает в себя множество различных стилей и направлений, каждое из которых имеет свои особенности и техники. Всё это усложняется тем, что в Старом ушу веками до ХХ века была система передачи Знаний от сердца к сердцу, отображаемое формулой, что в конкретный момент времени:

Один Учитель - один ученик.

Однако реформы ХХ века, с одной стороны, стремились как-то стандартизировать и унифицировать ушу, с другой стороны, стремились к разностороннему обучению и эклектике, что в итоге приводило к ситуации, когда ученики изучали совершенно разные школы и стили, которые могли не соответствовать друг другу и приводили к путанице. Увы, сейчас вполне привычным и нормальным считают одновременное изучение нескольких стилей.

С другой стороны, такой индивидуальный подход породил множество уникальных и интересных методик. Вот только среднестатистический тренер ушу про них даже и не в курсе! А мог бы читать хотя бы наш канал - мы регулярно рассказывает, не зря нашей командой собиралось это наследие еще с девяностых.

-4

Третья проблема, с точки зрения моего коллеги, связана с недостатком регулярных квалификационных соревнований и турниров.

Соревнования и турниры - это не только возможность для учеников проявить свои навыки, но ещё и способ продвижения и популяризации ушу в обществе. Однако, из-за недостатка финансирования и организационных проблем, толковые соревнования проводятся не так часто, как хотелось бы. Зато полно псевдо-соревнований, где участники оплачивают своё участие во благо организаторам и благополучно получают медали, кубки и дипломы за своё выступление. Вне зависимости от представленного ими уровня, увы. Таких обладателей множественных наград, увы, очень и очень много. При этом их уровень... печален...мягко говоря!

-5

Четвертая проблема связана с коммерциализацией ушу. Современное ушу стало объектом коммерческого интереса, что может привести к ситуации, когда качество обучения и тренировок обычно уступает место желанию ... заработать больше денег!

Хотелось бы напомнить нашим читателям, что в Старом Китае синонимом занятий традиционным ушу всегда было понятие "есть горькое" (吃苦 chīkǔ), что в переносном смысле означает "хлебнуть горя, страдать, мучиться; тяжело трудиться" и "переносить трудности"! Если это применять такой подход к занимающимся коммерческой секции, то они скорее всего разбегутся в более комфортные места - у них нет сейчас мотивации проходить такие испытания. А у кого есть - те в ушу не идут обычно. Увы...

-6

В заключение, можно сказать, что настоящее традиционное ушу благополучно кануло в Лету современное ушу сталкивается с рядом выше озвученных проблем, которые успешно искажают его положительное развитие и приводят к негативным оценкам, например, со стороны занимающихся другими видами единоборств.

Хотя есть надежда нет, что возможно с помощью улучшения качества подготовки тренеров и повышения качества обучения, массового вовлечения молодежи, изменения общественного мнения и борьбы с коммерциализацией, можно будет нет достичь качественного изменения в развитии этого прекрасного искусства.

А вы как считаете? :)

Все хороших выходных!